«Я больше не буду сосать кровь и запишусь в “Молодую гвардию Единой России”»
Первые шаги отечественного агитпропа в мире рисованных историй — от «Не дай Бог!» до супергероев местного разлива
В студеные февральские дни 2012 года случайного читателя одной бесплатной газеты могли порадовать небольшие комиксы, или «диафильмы». В них рассказывались истории о судьбах простых русских людей, выстроенные по одной и той же схеме — сначала о дивном настоящем, потом о чудовищном альтернативном будущем, полном нестабильности и всяческих ужасов. Например, прекрасную и преуспевающую Алену из Тамбова насиловали в присутствии ее малолетней дочки некие мужланы в форме. А к интеллигентным старушкам в иной реальности приходил страшный красный комиссар. Каждый комикс заканчивался одинаковым рефреном: «Не дай Бог!».
Газета, как уже можно догадаться, называлась «Не дай Бог!» и возродилась, словно феникс, из праха одноименной антикоммунистической газеты 1996 года, сыгравшей свою роль в победе Ельцина над Зюгановым. Как и ее предшественница, новая «Не дай Бог!» издавалась миллионными тиражами, но была уже направлена не столько против коммунистов, сколько против любой оппозиции как таковой. Ее издатель Юрий Кацман, бывший гендиректор медиагруппы «Живи!», в интервью «Афише» говорил, что прежде «была агитационная газета, а теперь ведь не за что агитировать, нужен спокойный предметный разговор о том, как перейти из одного состояния в другое». Видимо, комикс о нелегкой судьбе Алены из Тамбова тоже должен считаться примером подобного «спокойного предметного разговора», хотя по всем признакам как раз являлся чистой воды агитационным материалом.
Комиксы из «Не дай Бог!» распространялись не только в печатном формате, но и вовсю продвигались в сети, в том числе появляясь на сайте газеты «Аргументы и факты» (например, вот и вот) и быстро расходясь по блогам. В качестве автора агиткомиксов указывалась некая Дарья Сорокина. Может быть, Дарья Сорокина и существует, но большинство комментаторов в сети уверено, что это просто псевдоним довольно эксцентричной юной художницы Кати Заштопик. Собственно, в своем блоге Заштопик сетовала на правки заказчика к самому яркому слайду из трагической истории Алены, вывесив соответствующую картинку. Приписываемые заказчику правки сами по себе хороши: «одеваем девочку», «поднимаем штаны», «сюда можно нож какой-нибудь вставить».
В феврале же, по свежим следам, об этих комиксах написал отечественный комиксист Даниил Кузьмичев, сочетающий любовь к хардкор-порнокомиксам и СССР. Сам пост начинается с фразы «это уже третий случай за эту неделю, когда я слышу, что подобное рисуется или предлагается к рисованию». А диалог в комментариях и вовсе посвящен отказу рисовать для заказчика комикс «про Навального» (орфография и пунктуация сохранены):
— Сказал, что я пас. По тем же соображениям.
— Чё предлагали? Навалного?
— Ты знал.
— Канешна знал. Этож хит сезону)
В следующем посте Кузьмичев разбирает особенности комикса, например, замечая, что насилующие Алену злодеи «в своих мятых камбезиках и кепочках страшно похожи на представителей неверных правоохранительных органов». Комикс про Навального в результате все-таки появился в «Не дай Бог!» — там присутствует неприкаянный оппозиционер Анатолий в шарфике, которого отвергает все та же Алена из Тамбова.
«Не дай Бог!» чутко реагировала на любые важные события — вскоре после акции Pussy Riot в ХХС на ее страницах появился новый антагонист. В номере от 7—13 марта 2012 года читателям поведали о прорабе Михаиле, сатанисте, который «любит метал» и приходит строить церковь в гриме поклонника Cradle of Filth (sic!) — прямо-таки Ричмонд Эвенел из британского сериала IT Crowd. Прораб-сатанист сжигает построенную церковь, «и так было с каждой церковью в стране, пока Сатана не явился, чтобы даровать человечеству жизнь, полную гедонизма и бесконечной свободы».
Дело не ограничилось комиксами «Не дай Бог!» — был и региональный креатив из спецвыпуска «Вечерний Екатеринбург», о котором писал ресурс УралПолит.Ру. Но все же в целом пионером массового политического агиткомикса в России можно считать Заштопик. Она же считается автором веб-комикса «Человек Грызлов» и веб-комиксов на сайте Superputin.ru (вместе с Сергеем Калеником), появившихся в интернете еще в 2009—2011 годах: здесь для агитации используются образы политиков-супергероев. В отличие от комиксов для «Не дай Бог!» они не выходили в многотиражных газетах, но активно продвигались в сети с помощью вирусного маркетинга.
Комикс «Человек Грызлов» даже удостоился комментария от прототипа его главного героя. Впрочем, судя по отзыву, Грызлов сам не очень был готов к такому специфическому пиару, к тому же перепутал Супермена с Бэтменом: «Для меня это было полной неожиданностью — как сама форма, так и то, что я стал героем этого нового жанра... Я их [картинки] посмотрел, но учитывая, что они имели какое-то отношение к Бэтмену, то фильм, конечно, интереснее». Последний опус из серии комиксов про Грызлова изображает оппозиционеров (прежде всего националистов) вампирами, которых супергерой, разумеется, освобождает от проклятия при участии дуэта Боярского и Гребенщикова. Спасенный Грызловым юноша радостно сообщает: «Я больше не буду сосать кровь и запишусь в “Молодую гвардию Единой России”».
При желании, конечно, можно заявить, что подобные комиксы скорее работают против заказчиков (во многом так оно и есть). Более того, доводя сюжет до абсолютного гротеска, художник якобы способен подсмеиваться над заказчиком — такие комментарии тоже встречаются. Пытаться найти в комиксах-агитках скрытую иронию никто не мешает, но ее присутствие никак не докажешь — в отличие от самого факта заказа политизированных историй в картинках. Другое дело, что самим заказчикам слишком вольное обращение с образами президента и премьер-министра в какой-то момент может показаться неуместным — например, представление их в виде персонажей онлайн-игры World of Warcraft. Не случайно «Комсомольская правда» переживала, что Грызлова троллят глумливыми комиксами. С другой стороны, Дмитрию Медведеву комикс, в котором его представили в образе орка, а Владимира Путина — как синекожего тролля, даже понравился. Без двойственности оценок в любом случае не обойтись — тот же Юрий Кацман, согласно утверждению Олега Кашина, был как издателем «Не дай Бог!», так и «бессменным директором “Гражданина поэта”», вполне оппозиционного шоу Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова.
Отчасти политическим можно назвать и проект сыновей Ашота Габрелянова по созданию новых национальных героев — его тоже запустили в 2012 году, с большими тиражами и нетипично низкими ценами для русского рынка комиксов (10 000 экземпляров по цене 30—35 рублей). Здесь нашлось место и православию («Инок»), и доблестным сотрудникам правоохранительных органов («Майор Гром»).
Перед запуском проекта Ашот Габрелянов, исполнительный директор News Media, заявил: «Это же дико, когда для российских детей главным героем Второй мировой войны стал Капитан Америка». Сама идея «национализации» иностранных героев, придания им более патриотического облика совсем не нова. Например, ее использовали в Италии времен Муссолини. Как рассказывает герой «Таинственного пламени царицы Лоаны» Умберто Эко: «Поразительно, что на обложках стояло название “Буффало Билл — герой прерий”, а на титульном листе было “Буффало Билл — итальянский герой прерий”. Ситуация (по крайней мере, для букиниста) была совершенно прозрачной, учитывая год выпуска — 1942-й и объявление на первом номере нового годового комплекта жирным шрифтом, гласившее, что Уильям Коуди — это просто псевдоним Доменико Томбини, итальянца из Романьи (то есть из родных мест нашего дуче, вот что требовалось сказать, хотя сказано и не было). В 1942 году уже шла война с США, по-моему, во всяком случае. Этим-то все объяснялось. Издатель Нербини из Флоренции цветные обложки печатал загодя, во времена, когда Уильям Коуди мог еще себе спокойно быть американцем. И вдруг выходит постановление, что героический персонаж может быть только итальянцем».
В энергии и стремлении любыми способами продвигать свои комиксы Габреляновым не откажешь, но вот увенчались ли эти усилия успехом, сложно сказать. Основную их аудиторию явно составляют сторонники аргументов типа «пусть страшненькое, слабенькое, зато свое, родное», «ругаешь наши комиксы — значит, не патриот» и так далее. Часть любителей комиксов в принципе не воспринимает продукцию Bubble как что-то, заслуживающее внимания. Наконец, некоторые примирительно замечают, что да, это действительно трэшовый проект, да, зачастую еще и с не слишком хорошей отрисовкой, но история комиксов ведь тоже начиналась век назад в дешевых pulp magazines. То есть «Иноки», «Бесобои» и «Майоры Громы» станут питательным гумусом, на основе которого в России сможет развиться своя культура массового чтения комиксов. Прекрасная перспектива, но в это пока не очень верится.
Само по себе появление агитационных комиксов не является чем-то аномальным — подобные рисованные истории в изобилии издаются и во Франции. Вот только там под ударом находятся все политики — от Саркози до Олланда и Марин Ле Пен. И активнее всего в комиксах атакуют ту партию, которая находится у власти. В России же все ровно наоборот — основными мишенями являются оппозиция, вампиры и прочая нечисть, с которой призваны бороться новорусские супергерои.
Также по теме:
Классики в комиксах
Тридцатые в картинках
Русские идут!
BD про SM
BD о Лисе
«Я больше не буду сосать кровь и запишусь в “Молодую гвардию Единой России”»
Бенуа Сокаль: «В экологической катастрофе есть своя красота»
BD: ликбез с продолжением
-
17 сентябряМило Рау не пустили в Россию Элтон Джон не откажется от поездки в Москву Иран разблокировал Twitter и Facebook
-
16 сентября«Мелодия» приходит на iTunes Минкомсвязь хочет ужесточить правила создания СМИ В России могут заблокировать Facebook
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials