Федор Панфилов

BD про SM

BD про SM

Эротические комиксы в Европе: за что их запрещают, как одевали и раздевали Барбареллу и что происходит с наследием Апулея, де Сада и Захер-Мазоха в BD

© Fluide Glamour

Артюр де Пен, серия «Грешки» (Péchés Mignons).

Цензура никогда не обделяла вниманием эротическую тематику, и графические романы не являются исключением — скорее наоборот, яркой иллюстрацией этого правила. Во Франции главным орудием цензуры стал закон № 49-956 от 16 июля 1949 года, посвященный «изданиям для юношества». Защита подрастающего поколения от тлетворных влияний — дело, может быть, и благородное. Вот только в несколько расплывчатую категорию «изданий для юношества» на протяжении второй половины XX века, по мнению цензоров, попадали самые различные BD (рисованные истории). Закон охватывает довольно широкий круг запретных тем — от насилия до расизма, но с особым рвением цензоры надзирали именно за эротической продукцией. И продолжают делать это до сих пор, хоть и не столь рьяно, как прежде. Еще бы, ведь закон № 49-956, даже с учетом всех поправок, призывает ограждать читателей от «разврата» и «сексистских предрассудков».

© Milo Manara

Из сборника «Les Femmes de Manara».

Для защиты юношества после принятия закона в 1949 году создали специальную Комиссию по надзору и контролю за изданиями, причем ее цензуре подвергались как французские, так и иностранные издания. В последние годы ее активность несколько поутихла, но до этого цензоры успели потрудиться на славу. Например, издательский дом Elvifrance, специализировавшийся на итальянских эротических комиксах, за свое не слишком долгое существование (1970—1992) пережил 776 запретов.

© Milo Manara

Из сборника «Les Femmes de Manara».

Культовый комикс 1960-х о космических странствиях любвеобильной красавицы, «Барбарелла», вскоре после появления подвергся запрету. Потом героиню «одели» по требованию бдительных цензоров. Сопутствовавший появлению комикса скандал и снятая по мотивам BD экранизация Роже Вадима (Barbarella, 1968) утвердили «Барбареллу» на пьедестале одного из первых комиксов «для взрослых». Между тем, эротизм рисованных историй о Барбарелле был довольно невинным. Хорошим примером пережитых «Барбареллой» эволюций может служить иллюстрация из книги Ива Фремиона и Бернара Жубера «Запретные образы» (Images Interdites. Joubert B., Frémion Y. P., 1989). Если в скандальном издании 1964 года Барбарелла предстает обнаженной, то в 1968 году она уже красуется в купальнике. В 1974 году бдительность цензоров ослабевает: героиня вновь разоблачается. А в 1984 году Барбарелле не только увеличивают грудь, но и добавляют волосы на лобке.

© Syros-Alternatives

Еще один показательный случай цензуры — изменения во французском издании «Индейского лета» Хьюго Пратта и Мило Манары. Итальянцы спокойно опубликовали сцену, в которой развратный пастор забирается под юбку к служанке, одновременно заставляя ее каяться. Во Франции же это изображение кадрировали, оставив на виду только головы и плечи персонажей.

© Syros-Alternatives

Неудивительно, что в Италии в XX веке эротическим комиксам жилось гораздо привольнее, чем во Франции. Здесь, в небольшом северном городке Больцано, до сих пор создает новые альбомы ветеран этого жанра Мило Манара. Стиль 67-летнего комиксиста, маоиста и близкого друга Федерико Феллини, можно назвать почти слащавым — если бы не то изящество, с которым художнику удается преподносить даже довольно девиантные сюжеты.

© Casterman

Страница из «Путешествия в Тулум» Мило Манары.

Вот «Путешествие в Тулум» (Viaggio a Tulum, 1986) по сценарию неснятого фильма Феллини: героя Марчелло Мастроянни преследует соблазнительного вида демоница, которая, обзаведясь крыльями гарпии, пытается выцарапать ему глаза в поднебесье. «Запах невидимого»: эротическая вариация на тему «Человека-невидимки» Уэллса, правда, с более благоприятным исходом для главного героя. «Камасутра»: героиня ввязывается в историю с волшебным поясом, воплощением бога Шивы, и среди прочих злоключений оказывается на ветхом судне, капитан которого устраивает оргии с андрогином. А женский вариант Гулливера переживает эротические приключения в «Гулливериане» (Gulliveriana, 1996). Кстати, в экранизации романа Фредерика Бегбедера «99 франков» именно «Гулливериана» Манары валяется на столе в комнате главного героя.

© Les Humanoïdes Associés

Обложка «Гулливерианы» Мило Манары.

Не все альбомы из обширной библиографии Манары одинаково изысканны: выходившие недавно «Борджиа» (I Borgia, 2004—2010) понравятся, скорее всего, только поклонникам фильмов Тинто Брасса и Валериана Боровчика. В четырех томах нещадно эксплуатируются все мифы о семействе Борджиа: тут и оргии, и инцест, и секс на алтаре, и убийства прямо во время соития. Ничего удивительного, ведь сценарий к альбомам писал Алехандро Ходоровски.

© Albin Michel

Страница из «Борджиа» Мило Манары, том 2.

Другой почтенный старец, 69-летний Паоло Серпиери, известен серией научно-фантастических комиксов, напоминающих тяжелые кошмары с довольно порнографическим содержанием. Их героиня, крепко сложенная и женственная Друуна, скитается в постапокалиптическом Городе, где чудовищная болезнь превращает людей в мутантов, и пытается понять смысл происходящего.

© Dargaud

От маньеризма работ Манары и цветистости фантазий Серпиери разительно отличается тонкий черно-белый рисунок их старшего предшественника Гвидо Крепакса (1933—2003). Крепакс известен прежде всего серией новелл о похождениях Валентины, фотожурналистки из Милана. Среди множества альбомов итальянского комиксиста есть «История О» (Histoire d'O, 1975) по роману Полин Реаж 1954 года, «Эмманюэль» (Emmanuelle, 1978) по книге Эмманюэль Арсан 1959 года, «Жюстина» (Justine, 1979) и «Венера в мехах» (Venere in Pelliccia, 1984) — оммаж произведениям де Сада и Захер-Мазоха. Характерно, что некоторые комиксы появлялись примерно в те же годы, что и экранизации книг: фильм «История О» (Histoire d'O, 1975), серия фильмов про Эмманюэль; другие — спустя несколько лет после выхода соответствующих фильмов («Венера в мехах» и «Жюстина, или Несчастья добродетели» 1969 года).

© Franco Maria Ricci Editore

Деталь «Истории О» Гвидо Крепакса.

Садизм и мазохизм вообще часто привлекают интерес не только итальянцев, но и других европейских комиксистов. Правда, у некоторых более современных авторов, вроде Роберто Бальдаццини, творится уже полное порнографическое безумие, при котором агенты-гермафродиты охотятся на коварных доминатрикс, а Аполлон оказывается андрогином-трансвеститом. Патриархи жанра в этом отношении несколько сдержаннее. Во Франции одним из главных представителей эротического жанра в BD был Жорж Пишар (1920—2003), альбомы которого до сих пор запрещены в нескольких странах. Пишар не только нарисовал «Кровавую графиню, Эржебет Батори» (La Comtesse Rouge, Erzsebet Bathory, 1985) по мотивам сочинения Захер-Мазоха. Даже в довольно невинном «Улиссе» авторства Пишара колесницу олимпийских божеств несут по небу крылатые гении с пирсингом и в сбруе вполне BDSM'ного вида. Британец Эрих фон Гота де ла Розьер (Erich von Gotha de la Rosière, псевдоним 89-летнего Робина Рэя) в принципе специализируется на садомазохистской тематике. Но работы Эриха фон Готы, прежде всего «Невзгоды Дженис» (The Troubles of Janice, 1985—2002), интересны разве что скрытыми и явными отсылками к де Саду — уж очень утомительно порнографичен их реализм.

© La Musardine

Отдельно стоит отметить использование античных сюжетов в эротических BD — тут главное предпочтение отдается «Золотому ослу» Апулея. Тот же Пишар создал его интерпретацию в виде «Фессалийских чародеек» (Sorcières de Thessalie, 1985—1986). А Мило Манара выпустил свою версию «Золотого осла» (L'Asino d'Oro, 1999) с изрядным числом визуальных отсылок к «Сатирикону» Феллини.

© Shreiber & Leser

Обложка «Золотого осла» Мило Манары.

Существует и другой тип эротических комиксов, довольно мультяшный по стилю и, как правило, не слишком хардкорный и драматичный по содержанию. Примером могут служить истории о блондинке-стюардессе Наташе (Natacha) бельгийца Франсуа Вальтери (они занимают большую часть крохотного отдела «для взрослых» в брюссельском музее BD). Еще один пример — альбомы испанца Альфонсо Аcпири о космических приключениях Лорны и ее меланхоличного андроида. Довольно приторный стиль сочетается с хулиганским содержанием в эротических комиксах Артюра де Пена.

© Fluide Glamour

Артюр де Пен, серия «Грешки» (Péchés Mignons).

Некоторые BD вообще не встраиваются ни в какие категории. Таков случай «Токио» Жоана Сфара, хорошо известного благодаря серии альбомов «Кот раввина» и снятому по ним анимационному фильму. Вышедший в 2012 году альбом Сфара подвергся довольно жесткой критике — художника упрекали в творческом упадке, отсутствии идей и бездумном перенесении своих фантазмов на бумагу. В самом деле, что это — кич, трэш, глумление над современными традициями BD? На страницах «Токио» монструозные рисованные персонажи соседствуют с фотоколлажами в духе soft porn.

© Dargaud

Страница из «Токио» Жоана Сфара.

Сам Сфар в интервью отрицает любые подозрения в эстетствующем эпатаже и упрекает тех, кто пытается найти в этом BD некий скрытый смысл. По словам Сфара, он просто хочет вернуться к «самым глупым и мощным явлениям в рисованных историях, то есть к сексу и насилию». «Передать те ощущения, когда в детстве я разглядывал BD для взрослых и ничего в них не понимал», — добавляет он. Впрочем, сюрреализм в эротических комиксах — уже не такое редкое явление: достаточно взглянуть на BD авторства Моргана Наварро. Его комикс Teddy Beat в прошлом году получил приз «за смелость» на Международном фестивале в Ангулеме.

© Les Requins Marteaux

Деталь комикса «Teddy Beat».

Авторы эротических комиксов — отнюдь не только мужчины. Своего рода пионером среди женщин, работающих в этом жанре, является итальянка Джованна Казотто, которая сделала себя героиней собственных альбомов. Ее младшие соратницы во Франции — Од Пико, Аврелия Аурита и Нин Антико.

© Edizioni 3intini&C.

Обложка «Коротких историй» Джованны Казотто.

Немало интересных и нестандартных работ можно найти у не слишком известных авторов второго и третьего ряда. Например, откровенно гротескный характер принимает эротическая история Тадеуша Лизта (псевдоним француза Клода Лакруа), в которой правящие миром разных рас андроиды пытаются упрочить свою власть, возродив своего Отца с помощью суррогатной Матери (L'Au-Dela: Sous la Peau du Temps, 1990).

© Nickel

Генерал Салем (вверху) в комиксе «Реквием, рыцарь-вампир».

Кроме того, эротические сцены часто присутствуют в BD, для которых они не играют первостепенной роли, но служат важной деталью или обрамлением сюжета. В предыдущей статье о европейских комиксах упоминались такие графические романы: это, среди прочих, «Реквием, рыцарь-вампир», где в доброй половине томов непременно занимаются сексом. Там же имеется уродливый персонаж — генерал Салем, который прячется под кроватью и похищает сексуальную энергию у любовников. Возможно, он задумывался как олицетворение французской системы цензуры?

 
5 эротических комиксов, которые стоит увидеть:

© Les Humanoïdes Associés

1. «Джузеппе Бергман: вновь увидеть звезды» (A riveder le stelle, 1999). Восьмой том из серии приключений Джузеппе Бергмана, придуманного Мило Манарой персонажа с лицом молодого Делона. Он встречает странную незнакомку, которая живет в мире своих грез — и переживает вымышленные эротические приключения как настоящие. Девушка становится то Пасифаей, то Сусанной среди старцев, то гонимой охотником девой с картины Боттичелли по новелле Боккаччо о Настаджо дельи Онести. А чтобы история закончилась хорошо, читателю придется самому стать художником.

© Futuropolis

2. «Баба-яга» (Baba Yaga, 1971). Среди работ Гвидо Крепакса любая заслуживает внимания. Но этот альбом из серии историй о Валентине интересен не только милым русскому сердцу названием, но и тем, что в 1973 году по нему был снят одноименный эротический фильм Коррадо Фарины с Изабель де Фюнес, племянницей комика Луи де Фюнеса, в роли Валентины.

© Delcourt

3. «110 пилюль» (Le 110 pillole, 1985). Магнус (псевдоним Роберто Равиолы), еще один итальянский мастер эротического комикса, рассказывает почти моралистическую притчу о неудержимой похоти и ее губительных последствиях. Впрочем, среди лидеров продаж этот комикс скорее оказался благодаря чувственному и насыщенному черно-белому рисунку Магнуса. Герой альбома, богатый китаец, открывает для себя способ удовлетворить многочисленных жен, но заходит все дальше в поисках наслаждения.

© Collana Eldorado

4. «Запах невидимого» (Il profumo dell'invisibile, 1985). Богатейшая для эротического комикса тема человека-невидимки используется Манарой со всей изощренностью. Главному герою, который научился становиться невидимым, предстоит обнаружить, что любовь его юности не столь совершенна, как он привык думать, а к советам друзей иногда стоит прислушиваться, чтобы не пережить жестокого разочарования. В 1997 году вышел одноименный мультфильм по этому комиксу (Le Parfum de l'Invisible).

© Les Humanoïdes Associés

5. «Барбарелла» (Barbarella, полное издание в двух томах, 1995). Классика европейского эротического комикса, которая, как говорилось выше, успешно пережила все запреты.


«Барбарелла» © Les Humanoïdes Associés«Барбарелла» © Les Humanoïdes AssociésИз альбома Мило Манары «Болеро» © Edizioni DiИз альбома Мило Манары «Болеро» © Edizioni Di«Гулливериана» Мило Манары © Eurotica«Гулливериана» Мило Манары © Eurotica«Борджиа» Мило Манары, том 1 © Albin Michel «История О» Гвидо Крепакса © Franco Maria Ricci Editore«История О» Гвидо Крепакса © Franco Maria Ricci Editore«Кровавая графиня, Эржбет Батори» Жоржа Пишара © Éditions Dominique Leroy«Sweet, Tears & Reflections» Эриха фон Готы © Mondo Bizzarro Press«Sweet, Tears & Reflections» Эриха фон Готы © Mondo Bizzarro Press«Золотой осел» Мило Манары © Shreiber & Leser«Золотой осел» Мило Манары © Shreiber & Leser«The Art of Spanking» Мило Манары © EuroticaАртюр де Пен, серия «Грешки» (Péchés Mignons) © Fluide GlamourАртюр де Пен, серия «Грешки» (Péchés Mignons) © Fluide Glamour«Токио» Жоана Сфара © Dargaud«Morbus Gravis» Серпиери. Деталь © Dargaud© Les Humanoïdes Associés© Les Humanoïdes Associés© Futuropolis © Futuropolis © Delcourt© Delcourt© Collana Eldorado

 

Комментарии пользователей Facebook

новости

ещё