Тридцатые в картинках
Что можно рассказать об ушедшем времени языком графического романа? COLTA.RU выбрала для вас десять лучших европейских комиксов, BD, действие которых происходит в 1930-х
«В Италии есть только настоящие мужчины» (En Italie, il n'y a que de Vrais Hommes, 2010) — названием для этого альбома Луки де Сантиса и Сары Колаоне послужила фраза Муссолини, которой дуче в 1938 году перечеркнул саму возможность существования гомосексуалистов. Молодого итальянца Антонио, которого все зовут Нинелла, по обвинению в «пассивной педерастии» высылают на остров Сан-Домино. Спустя много лет туда приезжают два журналиста, и постаревший Нинелла начинает вспоминать о прошлом. Изящно выполненный и не лишенный юмора альбом сквозь призму судьбы Нинеллы рассказывает о целой эпохе в истории Италии.
«Мисс Недотрога» (Miss Pas Touche, 2006—2009) — замечательный по рисунку и сюжету комикс по сценарию Юбера о Париже 1930-х годов. Бланш готова на все, чтобы отыскать убийцу своей сестры Адели. Расследование приводит ее в парижский бордель, где она становится «госпожой» (отсюда взялось и прозвище «Мисс Недотрога», поскольку клиентам-мазохистам запрещается к ней прикасаться). Серия, в которой вышло четыре тома, еще не завершена, правда, продолжение все никак не появится.
«Двадцать седьмая буква» (La 27ème Lettre, 1990) — и не буква вовсе, а свастика становится неприятным дополнением к алфавиту в Германии тридцатых. Именно свастика заменяет букву «è» на обложке этого альбома. Комикс по сценарию бельгийца Стефана Десберга вначале кажется милой и забавной повестью о мальчике с улицы, воспитанном в борделе и дружившем с цыганской девочкой, — настолько милой, что в ее печальное завершение даже не хочется верить. Между тем за легким рисунком и шутками постепенно проступает очень грустная история.
«К западу от рая» (A l'Ouest de l'Eden, 1979, 1984, 1998; тж. как L'Homme de Somalie, 2007) — с Африкой 1930-х годов Хьюго (Уго) Пратт был знаком не понаслышке. Детство сына колониального чиновника прошло в Итальянской Восточной Африке, оккупированной режимом Муссолини. После смерти отца Пратту и его матери довелось быть заключенными в лагере для военнопленных близ Дыре-Дауа, где их охраняли сомалийцы. На африканской почве Пратт переосмысляет историю Каина и Авеля, создавая новый миф о братстве и братоубийстве. Декабрь 1931 года: среди раскаленных песков сомалийской пустыни патруль верблюжьей кавалерии во главе с лейтенантом Робинсоном преследует таинственного одинокого воина по прозвищу Мститель.
«Баб-эль-Мандеб» (Bab El-Mandeb, 1988) — еще один «колониальный» комикс, и вновь созданный итальянцем, Аттилио Микелуцци. Сентябрь 1935 года: войска Муссолини вот-вот вторгнутся в Эфиопию. Британец и итальянец должны доставить из Александрии два бронеавтомобиля для эфиопского негуса Хайле Селассие. Во время долгой дороги спутницами главных героев окажутся танцовщица и английская леди. В 2011 году этот альбом был отмечен премией на Международном фестивале комиксов в Ангулеме.
«Сын Китая» (Fils de Chine, 1950—1955, 1978, репринт в 2007) — история о Мао Цзэдуне, под чьим руководством в 1930-е годы сражается осиротевший мальчик Чанг. Этот уникальный в своем роде эпический комикс публиковался в 1950-е «Vaillant», еженедельным изданием Французской коммунистической партии.
«Сэр Артур Бентон» (Sir Arthur Benton, 2005) — без шпионского комикса о 1930-х никак не обойтись. Первый цикл историй о похождениях Артура Бентона начинается в Стамбуле в 1929 году. Полковник Кенсингтон, он же сэр Артур Бентон, получает задание связаться с членами НСДАП и помочь нацистам прийти к власти, чтобы ослабить французское влияние и создать противовес СССР. В 1945 году он рассказывает о своей секретной миссии, уже оказавшись в плену у союзников вместе с нацистами. Это, разумеется, не единственный шпион 1930-х в BD — конкуренцию сэру Артуру Бентону может составить герой другой серии комиксов, Макс Фридман (Max Fridman, 1982—2008).
«Любовники Сильвии» (Les Amants de Sylvia, 2010) — коктейль из исторических персонажей и вымышленного сюжета. Барселона, конец 1930-х: агенты ОГПУ во главе с некой Каридад похищают анархиста на улице. В Париже Сильвия, сестра секретарши Троцкого, знакомится с красавцем Жаком, спортивным журналистом, которого совершенно не интересует политика. Позже Сильвия сама становится секретаршей Троцкого в Мексике и сближается с ним. Но Жак тоже следует за своей возлюбленной и уезжает в Мексику, приняв имя Фрэнка Джексона. Все это переплетение судеб приводит к трагическому исходу.
«Берлин, 1931» (Berlin 1931, 1991—1992) — весьма странный по стилю испанский комикс, не очень популярный среди читателей, но попадающий во всяческие инди-рейтинги наподобие этого. Берлин, лето 1931 года: на фоне тяжелейшего социально-экономического кризиса немецкое общество переживает борьбу двух сил, коммунистов и национал-социалистов. Английский аристократ Филип Хьюит выходит на связь с ячейкой коммунистов, предлагая им оружие для противостояния с нацистами — после начала открытой борьбы на помощь к немецким коммунистам должен прийти советский флот.
«Алекс Руссак» (Alex Russac (Les Aventures d'), 1990) — еще один не слишком стандартный по сюжету и исполнению, неформатный комикс. Его герой оказывается в Нью-Йорке в 1937 году и сталкивается там с антисемитизмом; после этого ему придется еще побывать и в Аргентине, и в сталинской России, и в Китае.
Также по теме:
Классики в комиксах
Русские идут!
BD про SM
BD о Лисе
«Я больше не буду сосать кровь и запишусь в “Молодую гвардию Единой России”»
Бенуа Сокаль: «В экологической катастрофе есть своя красота»
BD: ликбез с продолжением
-
20 августаРНО откроет сезон Большим фестивалем Мариус фон Майенбург отказался ехать в Россию Решается судьба фресок Пикассо в Осло Начинается конкурс на новое здание ГЦСИ
-
19 августаНа «Стрелке» обсудят будущее библиотек Forbes: Гергиев хочет создать Национальный центр искусств
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials