Налить, взлабнуть и выплюнуть связки
Незаменимое пособие, составленное COLTA.RU, поможет вам почувствовать себя своим в мире академической музыки
Когда-то на сайте OpenSpace.ru была рубрика под названием «Ликбез» — там эксперты и знатоки рассказывали, что стоит за тем или иным понятием, связанным с литературой, театром, академической музыкой. Этот материал — тоже своего рода ликбез. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА делится с читателями профессиональным арго оперных певцов, дирижеров и инструменталистов. Применять только по назначению!
Баран в голосе — серьезный недостаток у вокалиста, а именно — резкая тремоляция, искажающая высоту звука.
Бемоль — живот при беременности («Она с бемолем ходит»).
Взлабнуть — сыграть. Как именно — зависит от интонации. «Надо бы нам с тобой взлабнуть» — это когда музыканты мечтают сыграть что-то вместе к обоюдному удовольствию. «Взлабнули вчера на шару, ништяк, прокатило» — это значит, что сыграли кое-как, без репетиций.
Вокалюга — певец, который очень громко поет с точки зрения инструменталиста.
Все на полкирпича — когда певец все ноты поет чуть ниже, чем надо.
Выплюнуть связки — выражение, которое в ходу у певцов после исполнения любой сложной партии с большой вокальной нагрузкой.
География — термин для работы с оперным режиссером. Означает откуда и куда идти по сцене.
Горловик — певец с дефектом вокализации, жестким, «горловым» тембром.
Дать петуха — некачественно взять ноту, обычно верхнюю. Киксануть (кикс — термин из бильярда, означающий неудачный удар кием по шару) — примерно то же самое у духовиков. Вечная оркестровая головная боль — валторновый кикс.
Дошник — нота «до» третьей октавы, для теноров и сопрано являющаяся примерно тем же, чем прыжок в три оборота для фигуристов. Решник — соответственно четверной прыжок. Самый знаменитый пример — теноровая ария из «Дочери полка» Доницетти с девятью верхними «до». Для колоратурного сопрано, голоса наиболее легкого, тем же испытанием является фашник, то есть «фа» третьей октавы. Классический пример — ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.
Дудки — струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель. «Как тебе моя новая страдивариевская дудка?» — пример утонченного юмора исполнителя-струнника.
Дýхи — духовики.
Игра со шмальцем — игра на струнных с ярко выраженными «еврейскими» оттенками, с глиссандо и т.д. В наше время — скорее признак дурного вкуса.
Как собачий нос — крайняя актерская невыразительность.
Картошка — целая нота (то есть самая крупная по длительности).
Кач — еще один дефект вокализации, как правило, у певцов в возрасте.
Кочумать — очень распространенный среди музыкантов термин, означающий примерно то же самое, что и в воровском жаргоне: молчать, вести себя тихо, отдыхать. Но есть специфические трансформации. Мольто кочумато — вполне устойчивое дирижерское выражение, совет певцу не выкладываться в данном музыкальном фрагменте, петь тихо и расслабленно, беречь силы для более ответственного места.
Кошпырять — играть неуверенно, сбивчиво.
Металл в голосе — яркость в голосе, к которой стремятся певцы.
Меццуха — меццо-сопрано.
Милицейский свисток — распространенный недостаток вокализации колоратурных сопрано.
Морж — певец, которого обычно ставят на партии «кушать подано». Устойчивое словосочетание — моржовая партия.
Налить — спеть полным звуком, заполнить все акустическое пространство зала, поразить объемом голоса.
Орево — крикливый стиль пения.
Отоварить — очень похвальный термин среди вокалистов, исключающий какую-либо снисходительно-бытовую коннотацию, которая может померещиться поначалу. Означает — спеть с необходимым тембровым наполнением.
Пéрепел — состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.
Режопера — режиссерская опера (которую обычно еще называют «осовремененной»).
Репа — репетиция.
Руки как ноги — рабочее выражение у пианистов после долгого перерыва в занятиях.
Силовик — певец, поющий натужно.
Ходить на жмура — играть на похоронах.
Хрящ — характерный неприятный призвук у струнников.
Ча мажор — фальшивое пение.
Черная икра — много черненьких нот (то есть шестнадцатых, тридцать вторых — коротких длительностей, которые обычно располагаются кучно).
Шкаф — контрабас.
Шкварка — плохой контрабас.
Штырять — играть в переходе, на улице. Ни в коем случае не путать с глаголом «штырить» — что значит «вонять перегаром» («от тебя штырит за версту»). Соответственно штырщик — уличный музыкант, штырка — место для уличного музицирования. Устойчивое выражение — идти на штырку.
Шубой по печке — неполетный голос с неярким тембром.
Шубой по роялю — спеть или сыграть что-то слишком тихо, когда из зала не слышно.
Щас я им объясню в до мажоре — выражение крайнего негодования.
-
16 сентябряДума пересмотрит законопроект о реформе РАН Идею Национального центра искусств оценит Минкульт Премия Пластова отложена Выходит новый роман Сорокина Капков не уходит
-
15 сентябряГребенщиков вступился за узников Болотной
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials