pic-7
Екатерина Бирюкова

Налить, взлабнуть и выплюнуть связки

Налить, взлабнуть и выплюнуть связки

Незаменимое пособие, составленное COLTA.RU, поможет вам почувствовать себя своим в мире академической музыки

Когда-то на сайте OpenSpace.ru была рубрика под названием «Ликбез» — там эксперты и знатоки рассказывали, что стоит за тем или иным понятием, связанным с литературой, театром, академической музыкой. Этот материал — тоже своего рода ликбез. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА делится с читателями профессиональным арго оперных певцов, дирижеров и инструменталистов. Применять только по назначению!

© Colta.ru

Баран в голосе — серьезный недостаток у вокалиста, а именно — резкая тремоляция, искажающая высоту звука.

Бемоль — живот при беременности («Она с бемолем ходит»).

Взлабнуть — сыграть. Как именно — зависит от интонации. «Надо бы нам с тобой взлабнуть» — это когда музыканты мечтают сыграть что-то вместе к обоюдному удовольствию. «Взлабнули вчера на шару, ништяк, прокатило» — это значит, что сыграли кое-как, без репетиций.

Вокалюга — певец, который очень громко поет с точки зрения инструменталиста.

Все на полкирпича — когда певец все ноты поет чуть ниже, чем надо.

Выплюнуть связки — выражение, которое в ходу у певцов после исполнения любой сложной партии с большой вокальной нагрузкой.

География — термин для работы с оперным режиссером. Означает откуда и куда идти по сцене.

Горловик — певец с дефектом вокализации, жестким, «горловым» тембром.

Дать петуха — некачественно взять ноту, обычно верхнюю. Киксануть (кикс — термин из бильярда, означающий неудачный удар кием по шару) — примерно то же самое у духовиков. Вечная оркестровая головная боль — валторновый кикс.

Дошник — нота «до» третьей октавы, для теноров и сопрано являющаяся примерно тем же, чем прыжок в три оборота для фигуристов. Решник — соответственно четверной прыжок. Самый знаменитый пример — теноровая ария из «Дочери полка» Доницетти с девятью верхними «до». Для колоратурного сопрано, голоса наиболее легкого, тем же испытанием является фашник, то есть «фа» третьей октавы. Классический пример — ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.

Дудки — струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель. «Как тебе моя новая страдивариевская дудка?» — пример утонченного юмора исполнителя-струнника.

Дýхи — духовики.

Игра со шмальцем — игра на струнных с ярко выраженными «еврейскими» оттенками, с глиссандо и т.д. В наше время — скорее признак дурного вкуса.

Как собачий нос — крайняя актерская невыразительность.

Картошка — целая нота (то есть самая крупная по длительности).

Кач — еще один дефект вокализации, как правило, у певцов в возрасте.

Кочумать — очень распространенный среди музыкантов термин, означающий примерно то же самое, что и в воровском жаргоне: молчать, вести себя тихо, отдыхать. Но есть специфические трансформации. Мольто кочумато — вполне устойчивое дирижерское выражение, совет певцу не выкладываться в данном музыкальном фрагменте, петь тихо и расслабленно, беречь силы для более ответственного места.

Кошпырять — играть неуверенно, сбивчиво.

Металл в голосе — яркость в голосе, к которой стремятся певцы.

Меццуха — меццо-сопрано.

Милицейский свисток — распространенный недостаток вокализации колоратурных сопрано.

Морж — певец, которого обычно ставят на партии «кушать подано». Устойчивое словосочетание — моржовая партия.

Налить — спеть полным звуком, заполнить все акустическое пространство зала, поразить объемом голоса.

Орево — крикливый стиль пения.

Отоварить — очень похвальный термин среди вокалистов, исключающий какую-либо снисходительно-бытовую коннотацию, которая может померещиться поначалу. Означает — спеть с необходимым тембровым наполнением.

Пéрепел — состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.

Режопера — режиссерская опера (которую обычно еще называют «осовремененной»).

Репа — репетиция.

Руки как ноги — рабочее выражение у пианистов после долгого перерыва в занятиях.

Силовик — певец, поющий натужно.

Ходить на жмура — играть на похоронах.

Хрящ — характерный неприятный призвук у струнников.

Ча мажор — фальшивое пение.

Черная икра — много черненьких нот (то есть шестнадцатых, тридцать вторых — коротких длительностей, которые обычно располагаются кучно).

Шкаф — контрабас.

Шкварка — плохой контрабас.

Штырять — играть в переходе, на улице. Ни в коем случае не путать с глаголом «штырить» — что значит «вонять перегаром» («от тебя штырит за версту»). Соответственно штырщик — уличный музыкант, штырка — место для уличного музицирования. Устойчивое выражение — идти на штырку.

Шубой по печке — неполетный голос с неярким тембром.

Шубой по роялю — спеть или сыграть что-то слишком тихо, когда из зала не слышно.

Щас я им объясню в до мажоре — выражение крайнего негодования.

новости

ещё