«Иксы» для двадцатилетних
Российские поклонники британской группы The xx о том, почему у нее полтора миллиона фанатов на Фейсбуке, и о новом альбоме «Coexist»
На этой неделе выходит новый альбом британского трио The xx, ставшего триумфатором 2010 года. Их тишайшие, ночные песни очень громко прозвучали — дебютная пластинка «xx» продалась тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, группа получила Mercury Prize. COLTA.RU обратилась к нескольким российским поклонникам The xx из числа полутора миллионов, зарегистрированных на официальной странице группы в Фейсбуке, со следующими вопросами:
1. Почему все в какой-то момент полюбили группу The xx?
2. За что вы полюбили группу The xx?
3. Доводилось ли вам бывать на их концерте — какие впечатления?
4. Чего ждете (дождались) от второго альбома?
5. Ваш прогноз: The xx — это группа одной пластинки?
Сергей БЛОХИН, выпускающий редактор Rolling Stone
К вопросам
1. Английский хайп — король мира.
2. Мне очень нравится совпадение, мысль о том, что двое талантливых певцов-сонграйтеров пролетарского происхождения Оливер и Роми (нет смысла говорить о Барии, ушедшей уже в октябре 2009-го) повстречались с более урбанизированным — в хорошем смысле — битмейкером Джейми xx, который изначально невидимым образом зафиксировал этот союз своим саундом. Вместе они запечатлели звук конца нулевых — ну кому как, собственно. Я в сентябре 2009-го метался между Парижем и Будапештом в поисках осколков любви и хандрил по поводу Москвы — бывает и так. «Crystalised» сразу попала в сердце. Позже я играл ее на своих диджей-сетах в ремиксе Jamie Jones.
«Crystalised»
3. Нет, и я понимаю, что это может быть и восторг, и разочарование, я давно уже привык отделять лайв от продакшена.
4. Джейми, да и остальные успели наиграться в диджеев, позаводить толпу. На альбоме же нас ждет обратное: тихий, почти призрачный поп (я видел, например, что лайв песни типа «Swept Away» содержит куда больше бита). Они могли бы написать сколько надо хитов, но не стали играть в это. Это поиск, это круто. Буду откровенен: знакомым рекомендую слушать с восьмого трека, так, конечно, повеселее.
5. Сложно прогнозировать отношения. Мне кажется, они уже вошли в жизнь, уже меняют музыку. Буду с интересом следить за чем бы они ни собрались заниматься дальше. Но по коммерческим лекалам второй альбом — это, видимо, «провал».
Дмитрий ВЕСНИН, музыкальный блогер (bigecho.ru)
К вопросам
1. В начале карьеры The xx выпустили целую серию синглов — минималистичные «Basic Space», «Crystalised» и «VCR», удачные как со стороны сонграйтерства, так и атмосферы, сочетающей стилистику UK garage Джейми хх, который продюсировал альбом, и постпанк-пристрастия остальных участников группы. В то же время они играют на типичной британской черте «ныть об отношениях» и в целом представляют собой группу из четырех слишком молодых для славы ребят, делающих путь в большую музыку своими руками. И, конечно, через интернет.
2. До сих пор моей любимой песней группы является «Heart Skipped a Beat». Не буду оригинальным, если скажу, что полюбил их за ту самую минималистичную атмосферу, за баланс черного и белого и умение использовать тишину и многозначительные паузы в своих целях.
«Heart Skipped a Beat» (live)
3. К сожалению, я не был на концерте.
4. Второй альбом послушал, но он меня не впечатлил. Мне не очень нравится новый звук, они потеряли во внутреннем накале, напряжении, уведя эту сторону в тексты. Но то ли я повзрослел, то ли правда их тексты стали хуже. Да и песни теперь не такие цепляющие. Это честный альбом, они развиваются, но теперь я не впечатлен.
5. Мне по-человечески интересно, куда вырулит история The xx. Так же, как когда-то было интересно смотреть, как одна из участниц группы ушла из коллектива из-за нервного истощения. Иногда я думаю о том, что большая сцена и постоянные гастроли сломали слишком молодую команду, но теперь-то они набрались сил, и... ничего не произошло. Это группа одного альбома — может, Джейми еще выпустит что-нибудь интересное, но дуэт Роми и Оливера больше не впечатляет.
Михаил ГНЕСИН, вокалист группы «сИстра»
К вопросам
1. Песни «иксов» красивые и простые — в этом их очарование. Интересный минимализм. Все сделано очень честно и душевно. Они убрали различные модные музыкальные навороты и понты, оставив только самое важное — хорошую мелодию и интересный ритм. Именно эти вещи, как правило, цепляют людей.
2. Я люблю драм-машины, море спокойствия, ночь, меланхоличные песни а-ля Portishead и The Cure. Гармонии и ходы, которые мне нравятся, я нашел в творчестве «иксов». Как говорится, легли в душу. Кстати, голос Оливера Сима напомнил мне Трики, что тоже порадовало. Моя любимая песня — «Night Time». Хороший текст и драматургия в строении песни.
«Night Time» (снято Pitchfork.tv)
3. Мне довелось пообщаться с ними во время фестиваля Fuji Rock в Японии. 2010 год. Смотрю, они стоят возле какой-то палатки, никто их не замечает. Подхожу, говорю: «Привет, ребята!» — так и завязался разговор. Они оказались весьма душевными ребятами, мы поболтали о том о сем. У меня с собой было бухло, выпили немного. Оливер пошутил, что они усвоили одно правило в жизни молодой рок-звезды — «не напиваться слишком рано». А сам концерт прошел неплохо: когда они начали играть, все стали целоваться и курить траву. Атмосфера получилась хорошей. Но лажа в их исполнении все же была — тупил в основном Джейми, который играл все биты не совсем ровно, часто убыстрялся и замедлялся там, где не надо. Может быть, сейчас ситуация изменилась.
4—5. Я уже послушал новый альбом, в интернете лежит — он не такой хитовый, как дебютный, но есть интересные песни: «Sunset», «Reunion», «Our Song». Однако мне показалось, что он сделан как-то без искры, весьма посредственно. Целью «музыкально удивить» новым материалом заморачивался только Джейми. Остальные ребята особо не парились расширять творческие границы: вокальные линии почти те же, гитарные ходы — тоже. Но, мне кажется, они не будут группой одного альбома — цинично так говорить про молодую группу. Хайп по ним, может, и пройдет со временем, но если «иксы» будут развиваться и искать новые способы в изложении своей красивой меланхолии, то все будет о'кей. У них есть Джейми, на мой взгляд, очень крутой битмейкер и продюсер, — он должен сказать веское слово. Однако в общении с ними мне показалось, что он у них в группе тот, кого все подкалывают, — задрот, короче.
Игорь ГРИГОРЬЕВ, певец
К вопросам
1—2. Полюбили их с ходу за то, что всем с ходу и нравится, — предсказуемые гармонические ходы, приятные мелодии, неброский, почти невыразительный вокал, мягкий, почти чилаутный грув. Под такую музыку можно делать все что хочешь — выпивать в компании друзей или заниматься сексом. Такая музыка ничему не мешает, а только украшает любое действие. И я полюбил их за это. Моя любимая песня с первого альбома, конечно же, «Shelter».
«Shelter» (Live at Glastonbury, 2010)
3. На концертах не был.
4—5. Я, честно говоря, и не ждал их второго альбома, и у меня не было повода думать о них, если бы не этот опрос. Если они выпустят еще один альбом, похожий на первый, я буду вполне удовлетворен.
Кирилл СОРОКИН, программный директор кинофестиваля Beat
К вопросам
1. Группа The xx довольно точно показывает, что людям, которым сейчас в районе двадцати, нужны герои, похожие на них самих. Не только на уровне песен, но и на уровне того, как они выглядят, как прячут взгляд на фотографиях, как и что пишут в том же Фейсбуке. Даже на уровне названия, как будто сообщающего: «Мне двадцать лет». The xx — это стопроцентное попадание. Впрочем, песни, конечно, — это самое главное. Просто потому что это песни, которые врезаются в память, которым можно подпевать, а не просто складировать их в айподе. Я легко могу себе представить, как песню «Chained» поет хором несколько тысяч человек.
«Chained»
2. Полюбил за Jamie xx, наверное. Первый альбом группы я даже до конца не дослушал, он у меня вообще никаких эмоций не вызвал, а вот все, что он делает, мне с самого начала дико нравилось. Поэтому «Coexist» я скачал, прочитав где-то, что все новые песни звучат так, как будто Джейми уже сделал на них ремикс. И, в общем-то, с тех пор ничего больше и не слушаю. Это такие медленные, безумно красивые и совсем не веселые песни. Мне очень нравится, что в них мало собственно музыки (или, вернее сказать, она очень точечно дозирована) и много свободного места; они могут остановиться на середине, затихнуть, как будто прислушиваясь к тому, как разносится эхо их голосов; каждую песню можно расслышать до мельчайших деталей. Хозяева этих голосов заслуживают отдельного внимания: Оливер и Роми (я, вот правда, только сейчас узнал, как их зовут) — это точно самый впечатляющий парный выход из тех, что я в этом году слышал. «Reunion» мне особенно нравится.
«Reunion» (Live at Primavera, 2012)
3. Нет, но вот на них я бы как раз с удовольствием сейчас посмотрел.
4. Учитывая, что формально новый альбом еще не вышел, а я уже послушал его раз 15 и знаю наизусть тексты всех песен, — даже не знаю, что сказать.
5. Мне кажется, у группы одного альбома редко бывает полтора миллиона поклонников на Фейсбуке. Только если второй альбом очень хороший. Под чем в случае «Coexist» я готов подписаться.
Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный журналист (nepopsa.ru)
К вопросам
1. The xx — лучший дебют со времен как минимум Franz Ferdinand, если не всей минувшей декады, и шум возник — в кои-то веки — именно в связи с тем, что музыка этого заслуживала. Мне кажется, что у The xx получилось воскресить и, прошу прощения, проапгрейдить стилистику, которой в мейнстриме не было довольно много лет: с одной стороны, так называемого бристольского саунда, с другой — тихой разновидности постпанка (образца любимых немногими, но горячо и нежно, Young Marble Giants). И сделали они это настолько умно, красиво, ярко и эффектно, что полутора миллионам поклонников на Фейсбуке показалось, будто «xx» — пластинка, не похожая ни на что на свете.
2. Среди коллег по цеху я имею отчасти заслуженную, отчасти вынужденную репутацию ретрограда — в том смысле, что к большинству трендов последних лет я безнадежно глух, а на «Амазон» обращаюсь преимущественно за переизданиями и новыми, не очень хорошими записями групп, которые когда-то были ого-го. Так вот, The xx, помимо прочего, переломили эту тенденцию самым неожиданным образом — я отлично помню, как поехал в Торонто на концерт Them Crooked Vultures (к вопросу о репутации), заскучал в гостиничном номере и скачал этот самый альбом «xx», на название которого три или четыре раза наткнулся в ЖЖ. Это был, натурально, глоток свежего воздуха — ничего другого я не слушал на протяжении следующих суток: ни в номере, ни по дороге домой, ни дома. Через пару дней моя двухлетняя на тот момент дочь напевала исключительно песню «Ай-яй-яй» («Crystalised», она и «Infinity» — мои любимые), через пару месяцев я купил билет на концерт группы Friendly Fires лишь затем, чтобы увидеть игравших у них на разогреве The xx.
«Infinity»
3. Доводилось — трижды. В первый раз (см. выше) я, признаться, малость обломался — выглядело все это далеко не так круто, как звучало. Но уже к следующему концерту с той же программой, через полгода, The xx исправили все недочеты — и музыкальные, и в особенности визуальные, представ в формате эдакого театра теней и готовыми, на мой вкус, хедлайнерами чего угодно. На еще один их концерт я ходил совсем недавно — там было много новых песен, хитовая «Crystalised» превратилась в даб, а инструментальная «Intro» — в песню для исполнения на бис. Мне снова понравилось — не столько содержанием, сколько формой: по части stage presence эти люди прибавляют на глазах.
4. От второго альбома я жду теперь только того, чтобы за ним можно было зайти в магазин. Все, кто хотел, его, понятно, уже давно послушали, и вердикт у всех примерно одинаковый: «Coexist» — это, с некоторыми оговорками, more of the same и это в целом прекрасно. Правда, больше всего мне в этот раз нравятся не синглы и не цитирующие гей-гимны драматические номера (от «Smalltown Boy» The xx явно без ума), а бонус-трек японского издания — тишайшая «Reconsider». Бонус-трек, кстати, и на первом альбоме был превосходный — камерная кавер-версия «Teardrops» Womack & Womack.
«Teardrops»
5. Уже как минимум двух!
-
22 августаВ ГТГ не будет замдиректора по выставкам? По антипиратскому закону заблокирован торрент-трекер
-
21 августаВ Москве покажут летнюю программу Future Shorts «Аль-Джазира» открыла телеканал в США В Москве заработает Национальный институт независимой экспертизы Умер переводчик и критик Виктор Топоров
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials