У нас тут не Польша

Заметки АЛЕКСАНДРА МОРОЗОВА на полях книги Петра Авена и Альфреда Коха о Егоре Гайдаре
1.
Все плохое про Коха уже сказано до меня. Кох — человек резкий, самоуверенный, наглый. Но ведь как-то многие годы с ним дружески общается Игорь Свинаренко? А по его интервью видно, что люди (Чубайс, Авен, Гайдар, Бурбулис) не гонят его в шею, а называют его «Алик». Правда, они в беседах дают ему понять, что он паясничает, подкалывает. В общем-то видно, что он — анфан террибль и в собственной среде. А для людей внешних он и вообще злодей — работал у Гайдара, а при Путине разогнал НТВ. Типологически он должен был тихо руководить каким-нибудь инвестиционным фондом, жить в свое удовольствие, но по неизвестным нам причинам его увлекает публичная позиция, говорение, «литература». И в результате он сделал большой проект: книгу интервью «Революция Гайдара» о 1991—1992 гг. Проект очень продуманный. Чтобы несколько усложнить схему, Кох встречается с персонажами эпохи не один, а вместе с Петром Авеном. Авен призван несколько смягчить резкость Коха. Беседы построены «не журналистски». Это скорее смесь допроса и разговора о прошлом «на кухне». То есть текст обильно засорен оговорками, бытовыми репликами и прочими свидетельствами «приватности» бесед. Хочет ли Кох «развеять миф» о правительстве Гайдара? Несомненно. Это вытекает из самой структуры книги. Для сравнения: если бы такую книгу делал Олег Кашин, то его бы воодушевляла идея «полифонии». То есть в книге были бы воспоминания с разных сторон. Козырев, но и Хасбулатов. Андрей Нечаев, но и Сергей Бабурин. Но все же отчетливо видно по стилистике бесед, что главная цель Коха иная: он хочет показать «тщету памяти» участников и современников. Проходит 20 лет, и все «путаются в показаниях». В том числе и те, кто был в самом эпицентре событий. Это хорошо известно историкам. И Кох в этой книге занимает позицию «исторического расследователя». При этом он знает, что даже тот, кто был инициатором идеи, автором документа, занимал ключевую позицию — и, казалось бы, должен точно знать, «как это было», — на самом деле лишь «имеет мнение» (причем ограниченное и, как правило, уже искаженное исторической дистанцией) о том, как решение было принято и стало фактом. Беседы Коха—Авена — это довольно сложный проект. Не думаю, что он окажется легким чтением для массового читателя. Поскольку «энергия речи» направлена не на установление фактов, а на восстановление картины мотиваций участников. Причем это и мотивации решений, и мотивации интерпретаций. «Допросы» Коха—Авена пронизаны идеей «вы будете путаться в показаниях». И люди действительно путаются. За счет этого авторы рассчитывают добиться некоторой «первичности» материала. Они хотят не только пробиться через окаменелости внешних, более поздних политических интерпретаций, но и слегка расшатать устоявшиеся идеологические схемы самих участников. Я бы сказал, что это им не удается. Ни одного собеседника они не выбивают из седла. Зато заячьи петли, которыми они скачут вокруг собеседника, как-то очень отчетливо создают образ персонажа. Каждый звучит со своей собственной речью. На мой взгляд, это не исторический, а скорее филологический проект. Главной темой книги оказывается сама речь. Но поскольку от человека, как известно, вообще остается только «часть речи», то это — интересный проект.
2.
Кох и Авен начали эту серию интервью еще «при Медведеве», т.е. до начала «эпохи реакции». Поэтому нельзя предъявить им претензию в некоторой анекдотичности итога. А анекдотичность в том, что поражение они потерпели дважды: сначала было отставлено их правительство (в декабре 1992-го), а затем и все они были объявлены «лихими 90-ми» (начиная с 2005-го, в «постбесланской» системе). Между этими двумя поражениями было и третье, оно много обсуждается в книге всеми участниками: «отцы-основатели» во главе с Гайдаром не смогли создать влиятельную, устойчивую политическую партию (как это произошло в странах Восточной Европы).
И при этом те из них, кто не умер (Гайдар), не сидит (Ходорковский), не ушел полностью из публичной сферы (Юмашев), выглядят в результате таким «обобщенным Чубайсом». То есть в путинской России, которая, вообще говоря, отказалась от созданного ими государства и чем дальше, тем энергичнее движется к его переучреждению, они сидят во главе каких-то путинских корпораций и сохраняют лояльность. Анекдотичность не в том, что люди потерпели сокрушительное историческое поражение, а в том, что они вполне в нем обжились.
В конечном счете даже начинаешь сочувствовать Александру Шохину. Он в книге говорит: «Ребята, вот вы ушли в бизнес своевременно, а я, дурак, так и остался на госслужбе и “общественником”».
Может быть, проблема в том, что все слишком молоды? Будь им сейчас по 70—75, ожидать и вовсе ничего не пришлось бы. В таком возрасте люди уже могут спокойно паясничать по причине возраста. Но этим парням нет и 60. А они сидят на путинской галере. Никаких демаршей. Никто из них не встает с грохотом со своего стула и не говорит: «Как авторы русской Декларации о независимости и конституции новой России, как отцы-основатели, мы должны вам сообщить: В.В. Путин де-факто переучредил государство. Это другое государство и другая конституция».
Так они не говорят. Они продолжают трудиться на благо Родины: один руководит одним из крупнейших банков, как Авен, другой, как Шохин, плавно переезжает из одной «единой России» в следующую, третий развивает атомную энергетику, четвертый — наноиндустрию. И, вообще говоря, покойный Гайдар до самой смерти оставался вместе со своим Институтом переходного периода советником этой «галеры». Все сложилось очень коварно: после 1994 года «личность Ельцина переродилась» (Г. Бурбулис), и во второй половине 90-х «отцы-основатели» разделились на «выбывших» и на тех, кто решил после 1996 года быть «эффективными политиками», т.е. оставаться в игре. Они доиграли до отставки Ельцина, и до 2003 года Путин был их «правильным Ельциным». А потом они еще десять лет проехали вместе с ним. И незаметно доехали до станции, когда бюст Гайдара, скромно стоящий в холле Высшей школы экономики на Покровке, выглядит уже как «государственная измена». То есть, строго говоря, это не «они», а «мы». Все мы сюда и приехали. Сверху все это можно накрыть предисловием Бальцеровича. Ну или вынуть в качестве эпиграфа слова Чубайса о том, что тут оказалась, ребята, «не Польша, а Казахстан». И что тут сделаешь? Можно только, как Бальцерович, сердечно поблагодарить участников исторической драмы: «Да, ребята, у вас тут не Польша».
А можно просто смотреть, как плывет занавес. Спектакль окончен — «Мемориал», Сахаровский центр должны быть распущены, Льва Пономарева надо выгнать из офиса, часть зданий ВШЭ придется отъять, бюст Гайдара выглядит вопиющей крамолой, все письма протеста и озабоченности, которые подписали участники кудринского комитета, полетели в помойное ведро прямо в Кутафьей башне. Прокуратура, суд и СМИ должны беспощадно карать «либералов», поскольку они подрывают безопасность государства. Да! Некоторые из них (то есть «нас») возвышают голос в виде приветственных телеграмм к 50-летию Ходорковского в карельский лагерь. Это тот изысканный жест фронды, который может себе позволить очень заслуженный деятель постсоветского нобилитета…
Бюст Гайдара, скромно стоящий в холле Высшей школы экономики на Покровке, выглядит уже как «государственная измена».
3.
А вообще книга интересная. Атмосфера конца советского периода и первых трех постсоветских лет передана очень хорошо. Когда читаешь, понимаешь всю нелепость долгих и унылых выкладок Илларионова, который всех уже утомил своим «задним умом» и рационалистическими опровержениями логики Гайдара. Смешно! Можно подумать, что реформы Гайдара привели к тому, что мы сидим в «госкапитализме» с окончательной экономикой «чеболей», которые и определяют теперь всю внутреннюю и внешнюю политику. Всю жизнь России определяют восемь-десять мегакорпораций.
Мечта Примакова сбылась! Великий старец даже в начале этого года написал небольшую, но важную статью о том, что, пожалуй, не надо такого «разгула реакции», не надо таких зверств, поскольку основной план удался, «либеральный капитализм» и так уже потерпел полное поражение в России, «капитализм чеболей» стоит крепко. Русский тигр вопреки злобным крикам о конце «экономики легких денег», о «закате эры “Газпрома”» только еще готовится к прыжку. Он набирал энергию прыжка в нулевые годы, а в 10-е — на фоне кризиса старых экономик — как раз и собирается прыгнуть. И Примаков мягко советует Путину не портить себе слишком мировой имидж накануне этого прыжка… Молодым парням в возрасте Чубайса придется еще раз разделиться на две части. Одни окончательно пропадут со сцены, уйдут в песок, уедут или затихнут в персональных инвестиционных фондах. Другие будут ярко осваивать наши молибденовые рудники в Африке, накачивать инфраструктурные проекты… А Конституцию — да, видимо, все-таки придется переписать под Путина. «Чеболи» к этому готовы. Литературный памятник Гайдару Кох и Авен выполнили очень хорошо. Он будет лежать на том же пыльном путинском складе, где и бюст Егора Тимуровича из холла ВШЭ. А на его месте будет стоять бюст уважаемого Евгения Максимовича (дай Бог ему, конечно, здоровья). Причем к новой истории экономики «русских чеболей а-ля Примаков» можно будет приложить то же самое предисловие Бальцеровича («у вас не Польша») и послесловие Карла Бильдта («увы, Запад вам не помог в трудную минуту»).
Петр Авен, Альфред Кох. Революция Гайдара: история реформ 90-х из первых рук. — М.: Альпина Паблишер, 2013. 439 с.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials