Атака мертвецов
ИВАН ЧУВИЛЯЕВ объясняет, почему его не на шутку пугают патриотические романсы Вари Стрижак — 14-летней гимназистки из Санкт-Петербурга
Ангелического вида девочка-тинейджер, кутаясь в шубку, стоит у стен Петропавловской крепости и сообщает нараспев, что империя не может умереть, все, что она видит, — ерунда, а ее печаль «созвучна с пушкинской тоской». В припеве запевает «Боже, царя храни», ей вторит пара юношей, наряженных в бутафорские юнкерские костюмы.
Другой ролик — тот же тинейджер излагает, что твой Парфенов, легенду об осаде русской крепости во время Первой мировой и выводит трелью: «Русские не сдаются». Песня называется «Атака мертвецов». Налицо популяризация патриотической темы среди пользователей YouTube — как ролик с таким названием не посмотреть. Еще этот талантливый ребенок рифмует «блокада» и «не надо», но это уже совсем для ницшеанцев и вагнерианцев.
Девочку, исполняющую песни про империю, русских солдат и блокаду, зовут Варя Стрижак. Помимо этих сочинений в ее YouTube-профиле, который уже накопил несколько миллионов просмотров, есть еще уйма лирического материала, наивно-подросткового — про школу, лето и ночные звонки. Но даже школьно-романтическая тематика в исполнении Вари подана в имперском стиле — про эти самые телефонные переговоры под одеялом почему-то поется с колоннады Исаакиевского собора. Надо сказать, что музыкальное творчество юной патриотической дивы — в первую очередь визуальное. Клип на каждую ее песню снят с никитомихалковским размахом. Песни без клипов не произвели бы особенного эффекта.
Что известно про Варю Стрижак? Немного, в общем. Четырнадцать лет. Учится в школе, которая называется гимназией. Дальше ей, видимо, предстоит дорога в Смольный. Кто-то уже успел раскопать, что она дочка чиновницы, раньше активно организовывавшей фестивали и праздники петербургской администрации, а еще племянница ведущей передачи «Открытая студия» Ники Стрижак. Но это все не слишком важно и если что-то и объясняет — то немногое.
Еще Варя участвовала в отборе на детское «Евровидение» два года назад с песней про «Лабиринт». Не прошла — в общем, оно и понятно: фальстарт, фирменный стиль еще не был выработан — продюсеры еще не нащупали ключевые точки: Исаакий, имперский лубок как неисчерпаемый источник вдохновения и проникновенное «Боже, царя храни». А сейчас для него — самое время. Собственно, это и пугает. Ну, или радует — кого как.
В блогах Варины песни вывешивают вообще без каких-либо комментариев (разве что бурятский ЖЖ-пользователь сопровождает клип про блокаду камланием «базара нет интернетен карандарш былаи жазып Варя Стрижак»): это чистые артефакты, незамутненные. Им не нужны трактовки и комментарии. Все, что надо к ним добавить, добавляет контекст. Вот и на просьбу об интервью, отправленную по официальным контактам, получаешь ответ: «Спасибо за добрые слова, внимание к нашему творчеству. От предложений дать интервью мы пока отказываемся, считаем, что в песнях мы сказали то, что хотели сказать. Еще раз спасибо, ждите наши новые песни, будут и патриотические!»
Это «мы пока отказываемся» не случайно. Варя Стрижак — разумеется, продюсерский проект. Причем более циничный, чем какой-нибудь girls band из аппетитных блондинки, брюнетки и рыжухи. Варя и ее продюсеры, не жалеющие денег на клипы для YouTube, играют на инстинктах куда более опасных. Ее образцовый слушатель вожделеет не молодой поросячьей плоти, а духа, желательно возвышенного, православного и имперского. Это тот же эрос невозможного, только вывернутый наизнанку. Громче всего «няшностью» «антилолиты» Стрижак восхищаются комментаторы, которые за все русское и против «либерастов», и лучше не уточнять у них, что они под этими словами понимают.
Первый вопрос, который возникает при просмотре клипов Стрижак, — кто за ней стоит, что на каждую из ее песен снимается «Сибирский цирюльник»? Зачем на песню «А я словно стриж» тратится столько усилий? К чертям конспирологические теории — если бы Вари Стрижак не было, ее бы кто-нибудь выдумал. Патриотические ролики 14-летней гимназистки кажутся частью одного большого процесса, массивным звеном гребаной цепи, от которой все уже порядком устали: топот котов, запрет пропаганды гомосексуализма, корректировки и отмены выставок, запреты фильмов и срывы спектаклей, своеобразные граффити на музеях Набокова в Петербурге и Рождествене. Логично же: если Чепменов, «Лолиту» с Мозговым, гей-парады и плачущего Путина нельзя, надо предъявлять то, что можно. Контекст сам генерирует текст: можно петь про вечную память всему хорошему, про патриотизм и «имперский дух не может умереть». Череда отрицаний делает песни Вари Стрижак утверждением. Позитивной программой от тех, кто до сих пор только порицал все ужасное и низменное в этом мире, запрещал и накладывал вето.
Что характерно — эта программа целиком и полностью погружена в прошлое, является ретроспекцией. Это Культура Два, описанная Владимиром Паперным: все лучшее было сто лет назад, а то и больше, туда и надо оглядываться беспрестанно. Выказывать уважение и почтение мертвой империи, павшим солдатам. Призывать в союзники мертвецов — о чем Варя Стрижак и проговаривается в своей песне про оборону крепости Осовец. Она как гоголевская Панночка, кричащая: «Ко мне, вурдалаки!». Варя Стрижак поднимает России веки.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials