BD о Лисе
Лис, волк и кролик — братья навек: как средневековый «бестселлер» обрел новое рождение в европейских комиксах
Создатели франкоязычных комиксов никак не могли обойти вниманием «Роман о Лисе» (Roman de Renart), почтенный по возрасту, но не по содержанию памятник средневековой литературы. История рыжего трикстера, который успешно обводит вокруг пальца всех противников, была популярна не только в Средние века. К ее позднейшей известности приложили руку многие — здесь и Гете с поэмой «Рейнеке-лис», и первый полнометражный кукольный анимационный фильм Le Roman de Renard, снятый Владиславом Старевичем. Когда дело дошло до рисованных историй — BD, дело не ограничилось стандартными адаптациями классики для детей и юношества. В 1979 году вышел альбом «Детектив о Лисе», ставший началом цикла о похождениях лиса Ренара и волка Изенгрина в мире бульварного детектива. По воле авторов этого BD, Жан-Жерара Эмбара и Жан-Луи Юбера, персонажи средневекового романа переместились в Париж начала 1980-х годов. Страсти и интриги остались прежними. Только теперь на смену рыцарям, королям и монахам пришли коварные политиканы, продажные журналисты и коррумпированные полицейские.
То, что все персонажи этого рисованного детектива были животными, как и в «Романе о Лисе», делало не слишком изощренный сценарий более ярким и интересным. Разумеется, читатели комиксов живут не в ту эпоху аллегорического мышления, когда каждому из смертных грехов принадлежало по несколько зверей-символов, а любое создание из бестиария олицетворяло собой порок или добродетель. Но все же разные животные у большинства вызывают вполне определенные ассоциации, воспитанные хотя бы сказками и мультфильмами: волк — злодей (зачастую неудачливый), заяц — трусоватый воришка и/или невинная жертва, etc., etc.
Не случайно позже авторы серии Blacksad придали облик большого черного кота главному герою, частному детективу-метису, который борется с преступниками и не слишком чистоплотными политиками в Нью-Йорке после Второй мировой. Его соратник в полиции — честный и умный пес, немецкая овчарка. Соответственно подобраны и отрицательные персонажи: каламбурно кичащийся своим «хладнокровием» магнат-жаба, ненавидящий коммунистов сенатор-петух, возглавляющий Ку-клукс-клан белый медведь, рядовые громилы и шпионы — носорог, бурый медведь, крыса. Неплохой, но не слишком чистоплотный (во всех смыслах) репортер — хорек. Лис там, кстати, тоже появляется, правда, лишь как второстепенный персонаж, хитроватый полицейский.
Самым удачным перевоплощением «Романа о Лисе» в BD стала серия «История плаща и клыков» (De Cape et de Crocs). Впрочем, Средневековье в ней изрядно уступает XVII веку — с тем же успехом этот комикс можно считать не слишком стандартным наследником пьес Мольера, басен Лафонтена или «Вольпоне» Бена Джонсона. Он весь состоит из явных и скрытых отсылок и культурных ассоциаций. Само название иронически обыгрывает жанр «плаща и шпаги» (de cape et d'épée), заменяя шпагу на клыки (хотя главные герои не обделены и шпагами). По словам сценариста Алена Айроля, главное значение для него имели «Мольер, Александр Дюма, “Сирано де Бержерак”, все, что говорит о XVII веке или происходит из того времени». К списку можно добавить Расина, Рафаэля Сабатини, Теофиля Готье, любой плутовской роман и, конечно, «Роман о Лисе».
Главные герои «Истории плаща и клыков» — лис Арман Райналь де Мопертюи и волк Лопе де Виллалобос-и-Сангрин. В них легко угадываются персонажи «Романа о Лисе» — лис Ренар, владеющий замком Мопертюи, и его родич и верный друг, волк Изенгрин («Изенгрин» — «И-Сангрин»). Но если в «Романе о Лисе» Ренар всячески обманывал свирепого, но тупого и простодушного волка, здесь они действительно дружат. С другой стороны, Лопе по-прежнему довольно недалек и прямолинеен в отличие от сметливого Райналя. Важно то, что в «Истории плаща и клыков» действие происходит не в зверином царстве, имитирующем людские социальные порядки (как это сделано в «Романе о Лисе» или «Детективе о Лисе»).
Райналь и Лопе — говорящие звери в мире людей. Отчасти это напоминает еще один средневековый роман, Roman de Fauvel, где нахальный жеребец покидает конюшню и делает карьеру при королевском дворе. Однако волк и лис в «Истории плаща и клыков» — персонажи положительные, и сатира здесь не играет решающей роли. Мир этого BD нарочито театрален, полон абсурда и гротеска, всеми деталями напоминая о комедии дель арте и в целом о театре XVII века. Например, жители Луны — селениты — одержимы театром настолько, что заставляют незадачливых искателей сокровищ разыгрывать перед ними фарс. Местный принц явно подражает «королю-солнцу» Людовику XIV, только с заменой солнца на месяц. А в армию на Луне набирают воинов из диких племен мимов, наряженных как Пьеро, с алебардами. В эпизоде с карнавалом волку и лису оплошно предлагают вместе со всеми снять «маски». Обычно же звериный облик Лопе и Райналя никого не смущает, и они ведут себя как обычные дворяне.
Самыми живыми и неоднозначными характерами обладают как раз антропоморфные звери, играющие роль главных героев. Люди же похожи на персонажей той самой комедии дель арте или пьесы Мольера: алчный скупец, его сын — простофиля и незадачливый влюбленный, плутоватый слуга, горделивая цыганка, жестокий солдафон, берберский корсар, безумный ученый.
Если Лопе — испанский идальго, помешанный на защите христианской веры от «мавров», то Райналь — гасконский дворянин, изрядно напоминающий д'Артаньяна. Их гордый дуэт искателей приключений дополняет третий персонаж — маленький плутоватый кролик со звучным именем Евсевий, талантливый вор, который умеет притворяться паинькой, когда нужно. Авторы комикса в очередной раз с озорством нарушают каноны, заставляя волка и лиса не только примириться, но и стать соратниками кролика.
В «Истории плаща и клыков» янычары на пиратской шебеке дискутируют о философских взглядах Омара Хайяма, а туземец на диких островах может заговорить гекзаметром с потерпевшими кораблекрушение. Все это сочетается с гэгами, полными довольно черного, но жизнерадостного юмора — вроде погони за носилками богатой дамы на тележке безногого нищего, который с азартом мчится вперед, отталкиваясь руками от мостовой. Или крохотного кролика вместе с каторжниками приковывают к веслу на галере, потом приговаривают к плетям за подстрекание к бунту — только у палача рука не поднимается на такое милое создание. BD о похождениях лиса, волка и кролика, безусловно, интеллектуален, но интеллектуален ненавязчиво, он умело чередует сложное с простым и не забывает о главном — смехе.
Прошлой весной «История плаща и клыков», начавшая выходить в 1995 году, завершилась на десятом томе. Во Франции этот BD уже является культовым, по нему даже ставят небольшие пьесы. Но за пределами мира франко-бельгийских комиксов история волка, лиса и кролика вряд ли станет по-настоящему известной — прежде всего потому, что при переводе не удастся в полной мере передать игру слов и многочисленные культурные отсылки, и BD утратит изрядную долю своего очарования. Может быть, однажды в России создадут подобный графический роман по мотивам «Повести о Ерше Ершовиче» — правда, задача будет не из легких.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials