Истинный Кейв
АРТЕМ ЛИПАТОВ слушает новую пластинку Ника Кейва и The Bad Seeds и вспоминает свои встречи с внимательным сердцедером
До 1989-го в Москве Ника Кейва знали единицы — это если говорить о музыке; так-то фамилия была на слуху уже с год, после известной реплики мальчика Бананана в дурацком кино «Асса». Нет, конечно, можно сколь угодно долго упирать на обширную дискографию австралийского enfant terrible, на его появление в «Небе над Берлином», но моя личная история и память свидетельствуют о следующем: именно в 1989-м в гримерке музыканты непонятно каким боком приехавшей в Москву группы Sonic Youth передали известному тусовщику, а впоследствии — промоутеру и издателю Олегу «Берту» Тарасову несколько компакт-кассет. Не все помню, но отчетливо вспоминаются «Daydream Nation» авторства гостей же, «The Tenement Year» авант-гаражистов Pere Ubu — и «Tender Prey» нашего героя. Кассеты эти в той или иной степени произвели эффект, сравнимый со взрывами глубинных бомб.
Эффект от Кейва был максимален. Потому что альбом не взрывал даже, а наизнанку выворачивал мозг, пораженный, как у меня тогда, вирусом русского рока. В какой-то степени Кейв выступал как антидот, потому что, скажем, битлы и русский рок на тот момент как-то могли уживаться внутри одной головы, а вот Кейв и русский рок — уже нет. Было очевидно, что либо — либо.
В 1991-м он уже был культовым персонажем наряду с Томом Уэйтсом, не меньше. Но вот интервью у Уэйтса почему-то не взял пока ни один российский журналист, а эксклюзивное телеинтервью с Кейвом программа «Экзотика» показала еще в 1992-м; впрочем, это отдельная история, уже рассказанная. Короче говоря, к моменту его первого приезда в Россию летом 1998-го каждый его альбом становился событием, которого ждали сильно заранее; теперь так, наверное, никого не ждут.
Интервью Ника Кейва программе «Экзотика»
В чем тут дело? Наверное, в том, что никто, как он, не мог отобразить жизнь в песне, как бы банально и пошло это ни звучало. Очень показательно в этом отношении чередование нервного, делириозного, вымученного, рвущегося на части «Henry's Dream» и умиротворенно-мудрого, полного приятия всего на свете «A Good Son». А еще Кейв и его Bad Seeds необычайно тонко и точно работали со звуком. Кейв подкупал уникальным сочетанием эсхатологического взгляда на жизнь и отчаянного угара, без которого, как известно, не бывает никакого рок-н-ролла. Помню, после прослушивания песни «Mercy Seat» у меня в голове почему-то билась, как рыбка о стенки аквариума, строчка Макаревича про товарища с Востока, который, как известно, «танцует жестоко» — вот именно жестокие танцы напоминала мне эта песня. Много лет спустя ее спел Джонни Кэш, придав и без того хорошему треку дополнительных смыслов и весомости, но мне тогда и так хватило выше крыши.
С тех пор было много всего — и известный дуэт с Кайли Миноуг, внезапно открывший Ника Кейва московским таксистам, и не менее прекрасный дуэт с Полли Джин Харви, и лекция о том, как написать песню о любви, книги, фильмы, сценарии к ним, музыка к ним... Cлучившийся где-то в конце первой половины этого периода заезд Ника в Россию оказался первым из трех главных концертов того года. Кейв, помню, сидел на пресс-конференции мрачный и угрюмый, стопроцентно соответствующий образу (это потом стало известно, что музыкант был мучим серьезной вещественной абстиненцией), и то ли лениво, то ли нехотя отвечал на вопросы журналистов. Неловко выпячиваться, но из полукомы его вывел ваш покорный вопросом о взаимоотношениях с церковью. Кейв оживился, сказал — вот это отличный вопрос, то, что надо, и начал довольно длинную филиппику относительно того, что, дескать, у него с церковью все в порядке, а вот у церкви есть какие-то непонятные ему самому претензии, хотя он, Кейв, считает роль Бога и религии очень важной (это стало максимально очевидно, когда вышел в свет кормильцевский перевод его первого романа). А вечером того же дня я понял, что этот концерт буду помнить всегда: непросто забыть мероприятие, на котором, как мальчишка, смеется и танцует на балконе Горбушки джазовый гуру Дмитрий Петрович Ухов...
В новом времени Кейв стал константой, величиной вечной, хотя всегда желанной. Появился его проект Grinderman — и стало общим местом мнение о том, что возник он от тоски по буре и натиску юности и зрелости, примерно как Tin Machine у Боуи. Но, в отличие от разноглазого Дэвида, Кейв подошел к делу творчески и в то же время рационально: никоим образом не пытаясь воскресить атмосферу The Birthday Party, первой своей группы, он просто вычленил агрессивную фракцию из того, что делал с The Bad Seeds, расширил ее и углубил.
А потом вернулся к себе самому.
Эффект от Кейва был максимален. Потому что альбом не взрывал даже, а наизнанку выворачивал мозг, пораженный, как у меня тогда, вирусом русского рока.
Кейв — музыкант, оказавшийся на грани эпох и так и живущий: с каждой новой эпохой он подбирает новые и новые грани их, умело интегрируя в собственную жизнь (недавний интервьюер жаловался на то, что Кейв периодически отсылал его за информацией о самом себе в Google, например). То же и с modus vivendi — наш герой умело превращает его в modus operandi, ничем не поступаясь. Панк в смокинге и взлохмаченный поп-музыкант, безудержный хулиган и музыкальный клерк, отъявленный сердцедер и внимательный муж / любящий отец — все это в нем сливается гармонично. Фактически, чередуя взрывы и пение орфеевой лиры, Кейв создает вокруг себя нормальную атмосферу, умиротворяя стихии и возбуждая статику. Фактически Кейв — музыкальный аналог древнеримских парок, знавших тайны прошлого и будущего и плетших нити судеб; только его интересует лишь его судьба, и он ее не столько знает, сколько конструирует. На этом пути приходится поступаться иногда очень важным: сперва с Bad Seeds перестал играть Бликса Баргельд, который куда больше подходил на роль второй половины дуэта в песне про дикие розы, затем, совсем недавно, ушел вечный соавтор и главный по музыке в группе Мик Харви. И не надо говорить о возрасте, о том, что Кейв равняется на разнообразных «возрастных» бардов и крунеров: новый его альбом «Push the Sky Away» — просто новая ступень этого самого формирования реальности.
Понятно, что в развитии он наследует линии «The Good Son», «The Boatman's Call» и в определенной степени «Nocturama» — но термин «наследует» здесь тоже стоит применять осторожно. Потому что — да, это спокойный, углубленный в себя, отчасти вечерний, чуть сумрачный альбом очень взрослого и умного человека. Но это альбом художника, которому уже никому не надо ничего доказывать — и потому он совершенно свободен (в том числе и от диктата Харви, человека, у которого все-таки было собственное представление о саунде Bad Seeds). Поэтому если тут и есть какие-то гитарные хуки, то их приходится искать днем с огнем, поэтому тут слышится восхитительная ирония, поэтому в альбоме этом куда больше убедительности, чем в игровом Grinderman. Ну правда, притворяться крутым и отвязным весело, но быть на самом деле крутым — спокойным и упрямым, со скупыми телеграммами радости во внутреннем кармане пиджака — куда интереснее.
«Jubilee Street»
Когда-то бытовало деление хиппи на обычных, пластиковых (тех, кто надевал джинсы и хайратники только по выходным) и истинных. О последних стоит сказать отдельно: эти люди, согласно классификации, могли одеваться как угодно и вести себя как угодно, но внутри они давали фору любому, самому длинноволосому чуваку из Хейт-Эшбери. Кейв, если отставить в сторону хипповые ассоциации, кажется мне, относится именно к такой породе: он сам сидит за пультом управления, он держит руки на ручках и выкручивает их туда и тогда, куда и когда считает нужным. И я сильно подозреваю, что влияние от поворотов этих ручек и щелчков этих тумблеров сказывается на Вселенной куда явственнее, чем вся эта идиотская суета, которую мы традиционно считаем собственной жизнью.
Новый альбом Ника Кейва & The Bad Seeds «Push the Sky Away» уже в продаже.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials