Когда отношения обретают форму
Чего система ждет от художников, в чем они готовы ей отказать, а в чем — с ней согласиться
Система современного искусства сплетена из множества силовых линий. Каждый художник включен в сеть отношений: с кураторами, галеристами, критиками, другими художниками, зрителями. Некоторые из этих линий становятся приоритетными, прочие — не развиваются или отвергаются. COLTA.RU приводит рассказы трех художниц, каждая из которых старается понять, чего система ждет от нее, и определить, в чем она готова системе отказать, а в чем — с ней согласиться.
Обмены
Таус Махачева училась в лондонском Goldsmiths College, потом — в Институте проблем современного искусства (ИПСИ) и Royal College of Art. Значительную часть времени она проводит в британской столице. Сотрудничает с двумя галереями, Laura Bulian Gallery в Милане и Paperworks в Москве, по отношению к которым настроена лояльно: «С Лаурой я работаю уже два года, а с Paperworks всего год, уходить от них не собираюсь». Когда весной 2012 года Таус показала персональную выставку в Paperworks, галерея во время вернисажа еле вмещала зрительский поток. Чуть раньше Махачева получила премию «Инновация» за проект «Быстрые и неистовые». Художница признает свой опыт успешным, ей постоянно поступают предложения участвовать в разных проектах: «Недавно открылась моя небольшая персональная выставка в Kalmar konstmuseum в Швеции, которую мне помогли сделать два куратора — Мария Котлячкова и Эммели Персон. Скоро начнется Биеннале в Шардже, которую курирует Юко Хасегава, там будет несколько моих работ». Помимо того, она была в числе участников IV Московской биеннале в 2011-м и совсем недавно — Ливерпульской биеннале.
«Хотелось бы, чтобы критики было больше, а люди говорили прямо, чтобы завязывался диалог, потому что это единственный способ развития для художника. Только так формируется твое собственное мнение о том, насколько считываемы твои работы», — объясняет художница внимание к похвале и претензиям со стороны критиков и художников. Для нее это необходимый пункт, однако она заметила, что зрительские навыки не везде одинаковы. В одном интервью она сетовала, что «в России смотрят работы не так, как на Западе. Это грустно, это ужасно, что я об этом говорю. На Западе смотрят намного более внимательно. Это невероятно: все читают, все смотрят видео целиком, пытаются обсуждать. Зрители с большим уважением относятся к художественной работе и ко всем решениям, которые принимает художник: выставлять текст, не выставлять текст, делать субтитры или нет». В другой беседе Таус упоминала практику внутрихудожественных дискуссий, когда в неформальных группах обсуждают работы друг друга. Это «критическая тренировка и возможность отрефлексировать» сделанное. Но жаль, что художников мало, заключала Махачева, да к тому же чаще всего они склонны к индивидуализму, а потому такие обсуждения возможны скорее в рамках учебного процесса или в качестве дополнения к нему.
«В тот момент, когда ты все-таки познакомишься с “тем самым куратором”, окажется, что показать-то тебе ему нечего».
«Как я оцениваю свои проекты? — размышляет Махачева о собственных критериях оценки. — Наверное, я смотрю на ту идею, с которой проект начинался, и оцениваю, как она трансформировалась, потому что изначальная задумка может в корне отличаться от результата. Еще я пытаюсь понять, насколько считываются зрителем идеи, которые я закладывала в проект». Художница говорит, что слушает мнения коллег и всех, кто хочет поделиться своими соображениями. Приглашения участвовать в выставках с конкретной работой тоже, конечно, служат показателем. «Когда я работала фотографом, почти всегда на съемках знала, когда снимала тот кадр, который хотела бы дать в печать, — тут, мне кажется, похожая история», — говорит Таус. Впрочем, с чужим искусством проще: «Самые простые критерии — помню я работу или нет, заставила ли она меня задуматься и переоценить свои собственные стереотипы. Например, я часто вспоминаю фильмы Cabaret Crusades египетского художника Ваэля Шавки, потому что в них до конца не ясна политическая позиция художника, и это мне кажется важным. Меня не интересует искусство как пропаганда с фиксированной точкой зрения».
Кураторы любят работать с Таус, но с некоторыми из них, как, например, с Алексеем Масляевым, ее связывают постоянные дружеские и профессиональные отношения: «Мы обсуждаем работы и возможные проекты. Отношения с другими кураторами выстраиваются по-разному, интенсивно, когда работаешь над проектом, а потом просто надо поддерживать связь, звать на выставки, показывать новые работы и т.д. Недавно я работала над выставкой “Мифопоэтический Странник” с Андреем Мизиано и благодаря нашим обсуждения и обмену идеями сделала совершенно новую работу: марионетки из музейных артефактов. Мне вообще идеальные отношения с куратором представляются как настольный теннис: ты идею — он идею, ты идею — он идею, а на выходе получается продукт совершенно другого качества».
Художница признает за собой некоторую непостоянность: «Мне кажется, я как маятник: бывают и периоды общительности, и периоды острой асоциальности. Конечно, общительность очень помогает, когда нужно, чтобы работы дошли до зрителей или о них узнали кураторы. Общение на открытиях — важный элемент жизни художника, но есть опасность, что он может поглотить тебя и в тот момент, когда ты все-таки познакомишься с “тем самым куратором”, окажется, что показать-то тебе ему нечего». При этом даже и без всяких обсуждений Махачева воздушно-капельным путем впитывает чужое искусство: «На мою деятельность влияют другие художники, кураторы и друзья. Я вообще очень часто советую разных художников, чье искусство мне нравится, и рассказываю о них — так иногда происходит и со мной. Мне кажется, отношения с моими коллегами-художниками крайне важно сохранять, и дело даже не в искусственном поддерживании таких “контактов”, а в том, что меня часто трогают чужие работы, и я о них говорю».
Создаю и распределяю
Екатерина Зорина работает преимущественно одна — вне какой-либо художественной группы, без определенного куратора или галереи. «У меня был опыт взаимодействия с кураторами, — рассказывает художница, — на выпускной выставке, да и еще парочка. Куратор расшифровывает, вписывает художника в ясную структуру. Галерист, продвигая тебя, на самом деле продвигает себя и свои замыслы. Молодым нужны материальная поддержка и правильные вопросы, помогающие раскрыть потенциал личности. Сегодня молодые занимаются собой сами, потому что не происходит ни того, ни другого. Часто художников ограничивают, навешивая на них ярлыки, влезают в их работу. В итоге через какое-то время человек понимает, что занимался не тем, чем хотел, а под влиянием моды и дискурса бежал впереди паровоза». Случается, что художник по идейным соображениям сразу же отсекает множество возможностей — иногда справедливо и разумно, иногда входит в такой раж, что просто выпадает из художественного процесса. Зорина в излишнем радикализме не замечена, говорит, что у каждого художника и так есть естественная обособленность: «Художник создает свой собственный словарь, чтобы его могли узнавать без этикетки на выставке. Это лишь вопрос времени, сложно изменить манеру двигаться. Поскольку я молодой художник, могу позволить себе лавировать — работать в одном медиа, в другом, на той выставке, на этой. Потому что дело не в медиа и контекстах, а в идее и ее реализации. Для меня художник думает, когда делает».
Катя с интересом соглашается на самые разные проекты, оказываясь порой в неожиданной компании. От нее не услышишь: с этими ребятами лучше ничего не делать, а с теми, наоборот, буду. У нее есть линия, которую важнее развивать, чем цепляться за контекст: «Я не особо парюсь, с кем и как мне работать. Если работа подходит к тому или иному проекту, я с удовольствием ее туда отдам, поговорив с куратором. А репутация и тонкое конструирование своего имиджа интересуют меня в последнюю очередь, так как мои работы — это и есть я, они меня представляют. Чем разнообразнее окружение, тем легче понять собственную индивидуальность. Мне важно создавать: создаю и распределяю, создаю и распределяю». Зорина не является завсегдатаем проектов Стаса Шурипы, таких же выпускников ИПСИ, как и она сама, которые близки ей в эстетическом плане, но при этом однажды в Петербурге легко согласилась на выставку, участники которой были явно далеки от нее: «Я нашла работу, которая подошла в той ситуации. Поскольку я работаю не с одним медиа, не с одним контекстом и не с одной темой, мое творчество разделяется на части. Начинала как фотограф, потом стала делать видео и т.д. У меня есть градация проектов. Сейчас меня как художницу интересуют сольные проекты, где я одна работаю с конкретным пространством. Но в то же время у меня есть куча маленьких проектов, в которых идея умещается в одно медиа. Тогда я могу послать их на какие-то конкурсы, отдать на выбор кураторам для групповых выставок. У меня есть такое раздвоение: я как художница, работающая одна, в пространстве и с большим объемом, и я как художница, работающая с видео, фотографией или объектом. Накапливается определенный капитал работ, который я могу распределять по проектам. При этом нет задачи везде засветиться. К тому же это физически невозможно. Я часто путешествую, держа при себе видео- и фотокамеру, иногда покупаю редкие вещи, которые не встречаются в другой стране, все это лежит на полке и ждет своего часа. Часто забывают, что нужен постоянный праксис искусства, чтобы мышление и делание держались в одном русле». Ткнулся сюда — не получилось, туда — не получилось, в итоге забрасываешь активную деятельность и просто разучиваешься что-либо делать. «Скорее превращаешься в маргинала, который делает в стол, — добавляет Катя. — Требуются большие силы, чтобы что-то сделать в Москве. И так не получаешь здесь достаточных средств к существованию, занимаясь искусством, так еще если его не показывать, то и мысли начинают разбредаться в разные стороны».
«Меня часто трогают чужие работы, и я о них говорю».
На «выставку» в классическом смысле слова навешивается много ярлыков, достаточно критических, прежде всего это связано с коммерческой стороной процесса. Катя не считает выставку как способ репрезентации своей работы старомодным занятием: «Художники стремятся к критике институций, искусства, социально-политической ситуации в стране, но в то же время они сами находятся в том же пространстве, делают те же выставки — ничего не меняется от того, что они изменили мнение по поводу своей деятельности. Выставка остается выставкой. Я избегаю критики и просто что-то делаю в пространстве, которое мне дано. Довольно глупо критиковать пространство или галерею, используя ее. Это абсурд: ты продаешься, делаешь художественные работы, тратишь на них время, делаешь их произведениями и в то же время пытаешься ими же критиковать все вместе. Я не стою на реакционных позициях, я просто пытаюсь работать с тем, что у меня есть. Сейчас на Западе вся институциональная критика превращается в прикол — короткие захваты пространства, джентрифицируемого или институционального, где люди показывают, о чем они думают и где находятся. Я также выбрала себе некоммерческое пространство, решила работать не с галереей, где у меня был бы куратор, а по выходе будет готовый альбом, — а немного облегчить этот груз от постоянной фиксации».
Катя отмечает важный момент: «Меня интересует коммуникация, потому что произведение как таковое мало кого интересует — только самого художника, ведь оно — часть его жизни. Все остальное — выстраивание определенных вербальных и контекстуальных отношений с коллегами или куратором». При этом Зорина строга к настроениям в арт-сообществе: «У нас очень много болтовни не по делу среди художников, в том смысле, что дела особо нет, а критика замкнута на самой себе. Я открыта и спокойно отношусь к критике. В России она либо ничего тебе не дает, либо пытается поджать под определенный дискурс, существующий в голове отдельно взятого критика. У нас вообще особая ситуация: критики становятся кураторами, кураторы — критиками, галеристы — художниками, художники идут работать в офис на постоянную. Мультиплановость на пользу, она указывает на происходящие изменения. Здесь важно сохранять чувство юмора и относиться к этому векторно, без лишней серьезности. Например, в Швеции (Зорина училась в Konsthögskolan Valand в Гетеборге. — Ред.) критика, работающая на уничтожение, отсутствует. Художники пишут полотна, но не любят о них говорить, вообще мало привязывают свою работу к истории искусства. Но я считаю обсуждения важными, каждый выполняет свою роль, хорошо, если есть обоюдность и взаимопомощь. У нас были artist talks: к тебе в студию приходят состоявшиеся художники, кураторы, ты им показываешь работы, пьешь чай, они задают вопросы, делятся важными ссылками, именами, ресурсами, а им за это платят. Тебе начисляют баллы, но все происходит в неформальной обстановке, тебе помогают раскрыться, ты обзаводишься нужными связями и сам начинаешь понимать, что делаешь и зачем. Такие беседы вдохновляют, твое внимание направляют к проблеме, и ты можешь в дальнейшем ее решить, это продуктивно. Я пробыла там два года и решила не оставаться в Европе, это была для меня не совсем та история».
«Галерист, продвигая тебя, на самом деле продвигает себя».
Художница сетует, что выпала из обоих контекстов, европейского и российского. Приходится заново налаживать связи. Хотя кто знает, может быть, это и прекрасно: выпадаешь отовсюду, и перед тобой открывается больше возможностей. Ты не опутан очевидными связями. Благодаря чисто человеческим знакомствам художники становятся узнаваемыми, но при этом они практически ничего еще не успели сделать. Критика только нарастает, а сделать в итоге они, может, ничего и не сделают. Есть художники, которые где-то сидят, что-то делают, а потом происходит открытие. К ним уже совсем другое, более серьезное отношение. «Молодым художникам вредно становиться популярными, — считает Зорина, — они начинают много о себе думать: они уже не могут свободно производить то, что хотели бы сделать. Если художник будет делать не то, что требует его существо, его тело и ум, а только то, что сейчас модно и востребованно, то к 30 от него ничего не останется. Он будет страдать, что не сделал то, чего от него требует конкретный период его жизни. А ведь каждый должен пройти свои периоды, отработать их, тогда он начинает что-то понимать и жить в мире с собой и окружением. Ты коснулся материала, поработал с ним, а не с голой теорией, и ты понял, можешь или не можешь. 90% отлетает на первых порах — ты физически не можешь сделать, не хватает слов, все начинает разваливаться. Далее опыт позволяет меньше мучиться и больше наслаждаться. Удовольствие — это главное: оно сразу заметно в работе, оно притягивает». При этом не нужно бояться ошибок: «Ты говоришь зрителям одно, а они видят другое. Должно пройти некоторое время, чтобы ты мог понять, что ты сделал и кем являешься. Нужно ставить приоритеты, ошибки, если они есть, неизбежны. Например, я дома не сижу, не рисую каждый день, но я всегда в процессе узнавания нового. Наступает критическая точка — начинаю оформлять свою идею. Я работаю с зарисовками, придумываю, как проект должен выглядеть, как легче и понятнее его сделать. Потом покупаю и подбираю материалы, учу нужные программы или занимаюсь с преподавателем, чтобы обучиться, например, отливать силиконовые формы или стучать молотком. Ответственность только перед собой: нравится — делаешь, не нравится — не делаешь. Все довольно банально».
Спросил, что Катя делает большую часть времени, когда не готовит свои проекты, ходит ли по чужим выставкам. Оказалось, что у нее «нет большего или меньшего времени, все слито в одно». Художница зарабатывает деньги фрилансом, ходит на разные семинары, которые важны как постоянное общение: она встречается с людьми, которые могут передать свой навык. При этом у Зориной нет мастерской, где бы она могла работать более-менее регулярно. Это не редкость для наших мест, без мастерской живут и работают иногда очень известные художники. «В Швеции в течение двух лет у меня была просторная мастерская, я сделала там большинство проектов. Сейчас мне приходилось работать дома. Это проблема, но если ты хочешь что-то сделать, ты найдешь место. Это отражается на здоровье. У каждого своя тактика. Я понимаю, когда что-то идет не так. Мне нужно “личное приглашение”, чтобы приступить, и я делаю то, что не могу не сделать. Искусство — это слишком сложно и не всегда нужно. Лучше уметь довольствоваться простыми, понятными вещами: едой, разговорами, книгами, другой работой, чем заниматься искусством, точнее, его организацией».
Интернет-телевидение
Анна Ходорковская уже второй год живет в Вене, где учится в Академии художеств, иногда приезжает в Россию и изредка участвует в местных проектах. До этого она жила в Москве, училась в Университете печати, потом в ИПСИ. Ходила на вернисажи, предлагала работы кураторам и галеристам, однажды сделала у себя на квартире выставку, которая закончилась приездом наряда милиции, — в общем, все как обычно. Вполне распространенная история: «Не могу сказать, что у меня был большой опыт работы с институциями в Москве. Как правило, он заканчивался, еще не начавшись. Раньше мне очень хотелось сотрудничать с галереями, музеями, это казалось нужным для так называемой карьеры. Но меня в основном не хотели в таком виде, в котором хотела я, и это можно понять. Вероятно, и проекты казались незрелыми, и подача наивной. Парадокс, но сейчас, когда мне есть что предложить и я могу аргументировать, как это прекрасно, совершенно пропало желание бороться и добиваться этих институциональных отношений самой. Да — да, нет — нет». Анна не столько разочаровалась в существующих возможностях показывать искусство, сколько перестала их идеализировать. «В какой-то момент я для себя сформулировала, что внутри этой самой художественной системы есть несколько путей существования: пассивный, умный и радикальный (или хитрый), — классифицирует художница. — Пассивный путь — что-то вяло делать, ждать и надеяться, пока тебя захотят, жалуясь, что ничего не происходит. Умный путь — благополучно встроиться в систему, оперируя вкусами и желаниями сильных художественного мира. Радикальный путь — это критиковать систему в начале своего пути, чтобы потом также благополучно в нее встроиться, но уже на новом уровне».
Анна считает, что все это не для нее: «По причинам внутреннего свойства я не могу следовать ни по одному из них. Пассивность просто не мое, я не умею ждать. Если бы я могла идти по умному пути, я бы не стала заниматься искусством, так как этого мне хватало и в прошлой жизни в других видах деятельности. А по радикальному пути я не могу идти, потому что, занимаясь критикой, я чувствую лишь свою несостоятельность и желчь. Поэтому я просто решила строить свои, пока что маленькие, параллельные системы, кажущиеся мне интересными, и идти по пути, который мне представляется правильным». Одной из таких параллельных систем стал проект Reality Raum Residenz. Художница превратила свое венское жилище в телестудию, где проходит реалити-шоу, героями которого становятся разные люди из мира искусства. В проекте — в качестве главных героев — поучаствовали уже два художника и владелец галереи. Кроме того, было множество гостей, также включенных в художественное сообщество. Фактически получилась, что в кадре, что за кадром, серия исследований отношений внутри арт-системы. Проект близок Ходорковской по своим свойствам, особенно это касается его медитативности. В одном из интервью Анна подтвердила эти догадки: «Залипание возникает от невозможности сосредоточиться на конкретных вещах в потоке движухи. С одной стороны, это отвлекает от сути, но с другой, позволяет увидеть природу действия со стороны, ощутить эту “зачарованность”. Можно с этим бороться, а можно пытаться извлечь из этого новые сущности. Возможно, R-R-R создана залипалами для таких же залипал». Однако одновременно проект сильно подстегнул художницу, которая оказалась не зрителем, а непосредственным участником реалити-шоу, съемочной группой и ведущей в одном лице, нужно было постоянно быть в тонусе, контролировать, все ли идет правильно. Залипать хотелось, но не получалось. Вообще так действует любой долгоиграющий проект: он вытягивает из художника много сил, доводит до нервного истощения, всякий раз кажется, что все бесполезно и только бы закончить поскорее и без потерь, но именно такие проекты дают реальные знания и по-настоящему «прокачивают» художника.
Когда я спросил про удачу и другие факторы, влияющие на ее деятельность, Анна заметила, что «личные и профессиональные переживания, которые в нашем случае сильно перемешаны и неотделимы друг от друга», были выставлены напоказ в перформансе, сделанном ею вместе с подругой, художницей Ольгой Широкоступ. Они задавали друг другу вопросы, в ответах есть слова о «вечном неуспевании» и «сомнениях, которые затормозят меня и оправдают мое бездействие». Спокойным голосом Анна произносит: «сомневаюсь, боюсь ответственности, ленюсь», «чувствую себя жалкой». Обычная история. Но такое мироощущение, зафиксированное в работах и прокрученное десятки раз, начинает действовать противоположно буквальному смыслу. Судя по ее деятельности, Анна — решительный и целенаправленный человек.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials