Исчезновение
Памяти Вана Клиберна
Всякий посвященный ему текст вращается вокруг примерно одного и того же набора слов и понятий: «герой Америки», «дитя оттепели», «посланец мира». Авторизованная самим пианистом документальная видеобиография «Van Cliburn: Concert Pianist» открывается кадрами военного парада на Красной площади и рассказом об ужасах атомной угрозы — чтобы до собственно жизнеописания главного героя добрести на десятой, что ли, минуте без малого часового фильма.
Перечитывая написанное о нем за последние два дня, трудно избавиться от ощущения, будто современное коллективное бессознательное числит Вана Клиберна социокультурным фантомом, хитроумным политтехнологическим проектом, а вовсе не конкретным человеком из плоти и крови, умершим от рака кости 27 февраля в техасском Форт-Уорте.
Самому Клиберну такая участь должна была бы определенно прийтись по душе. В конце концов, ему все-таки удалось то, что не удавалось ни Владимиру Горовицу с его легендарным двенадцатилетним затворничеством в самом расцвете лет, ни Гленну Гульду с его добровольным заточением в звукозаписывающей студии, ни многим другим его коллегам: превратить свою жизнь в историю ухода, ускользания, освобождения.
Разумеется, он никогда не принадлежал к числу описанных в финале «Весны в Фиальте» «саламандр судьбы» — счастливчиков, способных пройти огонь и воду, отделавшись лишь «местным и временным повреждением чешуи». Но с годами Клиберну удалось приобрести иной, едва ли менее уникальный дар — способность отбрасывать не хвост, но шкуру, вытребовав себе право надевать ее лишь по случаю официальных special occasions.
Вспоминая прежде всего чрезвычайно личную манеру и необыкновенную свободу музицирования, все слушавшие Клиберна вживую в лучшие его годы сходятся в одном: человеческое в его феномене имело едва ли не больший удельный вес, чем художественное, а чудо его пианизма было нераздельно связано с чудом обаяния его личности. Для фортепианного исполнительства ХХ века, ключевым сюжетом которого (общим и для марсианина Гульда, и для олимпийца Рихтера) было как раз преодоление человеческого, прорыв в имперсональное — ситуация по меньшей мере уникальная.
Чудо его пианизма было нераздельно связано с чудом обаяния его личности.
Его победа на самом первом Конкурсе имени Чайковского — изначально задуманном советскими культуртрегерами как арена для наглядной демонстрации всей межконтинентальной мощи отечественной исполнительской школы — была неожиданной. Отсутствие всякой умышленности, предзаданности, сочиненности, вызвавшее оторопь даже у руководства СССР (в апокрифе о присуждении Клиберну первой премии важно не то, что судьбу американского пианиста решал лично Никита Хрущев, а то, что генсек вернул право выбора профессионалам с растерянным «Что говорят специалисты?»), стало краеугольным камнем его легенды.
О том, что на самом деле чувствовал в апреле 1958-го долговязый техасский юноша, удостоившийся по возвращении из Москвы парадного проезда в открытом автомобиле по центральным улицам Нью-Йорка, многое способен сказать хотя бы эмблематический взгляд исподлобья, которым 23-летний Клиберн обводит на кадрах кинохроники Большой зал Московской консерватории, — в нем детская беззащитность растворена в равных пропорциях с мужественно-строгим приятием судьбы. Московский триумф приговорил его к незавидной участи гения с точной привязкой ко времени и к месту, гения, обреченного на бесконечное тиражирование изначально запрограммированной матрицы, вся карьера которого — лишь бледный отблеск вспышки ее старта.
О том, что последовало за ним, уже все сказано, все написано. Рок-н-ролльная по духу массовая истерия, неизменно сопутствовавшая концертам хоть в Америке, хоть в СССР, хоть в Европе. Немыслимый коммерческий успех и разошедшаяся миллионным тиражом запись Первого концерта Чайковского, ставшая первой «классической» пластинкой, отлитой в платине. Искушение близостью к власти — Клиберн, как известно, был единственным артистом, на протяжении полувека выступавшим для всех президентов США от Эйзенхауэра до Обамы.
Так продолжалось вплоть до его ухода со сцены в 1978-м — после смерти отца он, сторонясь публичной жизни, возвращался к концертной практике считанные разы. 1978 год значил в биографии Клиберна едва ли не столько же, сколько 1958-й: акт отчуждения от художнического прошлого Вана Клиберна стал актом обретения человеческой свободы Харви Лейвэна Клайберна-младшего, вернувшегося в непроницаемое для посторонних пространство личного. С тех пор его privacy по-настоящему нарушалось всего дважды: в первый раз — когда в 1994 году скончалась его 97-летняя мать, к которой он был бесконечно привязан; во второй — в 1996-м, в дни тяжбы со своим многолетним партнером, предъявившим права на имущество Клайберна.
Разумеется, были и юбилейные гастроли, и мемориальные концерты, и ритуальные выступления в Белом доме, и вынужденные дипломатические па — Клайберн прилежно выполнял возложенную на него социальную нагрузку, раз за разом не без элегантности воскрешая свое прошлое и предъявляя его жаждущей радости узнавания публике, как фокусник кроликов из цилиндра. Тридцать пять лет назад он заключил с миром пакт о ненападении, суть которого сводилась примерно к следующему: он периодически играл полюбившуюся нам роль, надевая золотую маску, которой мы наградили его когда-то, а мы в благодарность за это не пытались узнать, что скрывалось под ней, — до минувшей среды.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials