Гибкость, выносливость и изобретательность
ЕКАТЕРИНА КРУПЕННИКОВА рассказывает о выживании голландских художественных институций во времена бюджетных сокращений
Всем творческим деятелям в России известна ситуация, когда идей много, а денег на их реализацию нет. В нашей стране государство не очень-то церемонится с некоммерческим или молодым искусством. Но мы приспособились: сами вложимся, найдем спонсоров, а если не найдем — организуем все на голом энтузиазме. Каждый крутится как может. Однако представьте ситуацию: деньги на развитие культуры шли из государственного бюджета, к чему все привыкли и не помнят уже, как работать, когда денег нет. И вдруг финансирование прекратилось. Сразу же начинается депрессия. Конечно — все уволены!
Вот она, голландская реальность. Безработные художники, кураторы, танцоры, музыканты, певцы и другие профессионалы от культуры, с прекрасным образованием и опытом работы, уже начали пополнять ряды барменов, официантов и продавцов сувениров, и здесь создавая друг другу конкуренцию. Найти работу в своей профессиональной сфере стало почти невозможно. Например, на место ассистента галереи претендуют более 350 высококвалифицированных специалистов в области искусствоведения, культурологии, музееведения и кураторства.
Кто-то скажет: с жиру беситесь, все не так плохо, есть еще частные фонды, которые хотя бы выдают деньги при наличии хороших идей и правильной мотивации, во многих странах и того нет. Раньше я тоже так думала. Но ведь лучше равняться на максимум, чем на минимум, — верно? В прошлом году 118 культурных институций в Нидерландах подали заявки на государственные субсидии, однако позитивные ответы от Министерства культуры получили лишь 90 из них. Маленькие, но интересные инициативы умирают одна за другой. Замечательные танцевальные коллективы дали свои последние представления в декабре 2012 года, а художники отправились искать счастья в Брюссель и Берлин. В каждом голландском городе осталось по одной «представляющей» организации от каждого вида искусства. Представляющая организация — это институция, которая выполняет конкретные функции, связанные с развитием городской культурной инфраструктуры, а потому пользуется поддержкой государства как необходимая в конкретном городе (например, в Амстердаме современное искусство представляет De Appel Arts Center, в Роттердаме соответственно Witte de With и т.д.). Теперь даже бюджеты таких организаций в ряде случаев сокращены.
Однако замечательно, как голландцы работают с таким печальным контекстом. Как и в бизнесе, здесь возникло несколько способов адаптации к кризису.
Вот прекрасный пример — уцелевший центр современного искусства и архитектуры Stroom den Haag, который внедряет инновации. Бюджет этой «представляющей» Гаагу арт-институции сокращен на 20 процентов. Изменение вступило в силу с сентября 2012 года, а уже в конце того же месяца в Stroom den Haag открылась выставка «Expanded performance», то есть что-то вроде «перформанса в широком понимании». В классическом значении слова это совсем не выставка, а скорее процесс ее создания (тот самый «продакшн») в динамике. Такой формат, конечно, можно сравнить с палкой о двух концах: не желай я узнать, что именно происходит, я бы подумала, что идет стройка, и вероятнее всего прошла бы мимо. Среди прочих работ, которые больше походили на декорации к общественному собранию на выбранную тему, чем на искусство, бельгийский художник Адриен Тиртио создал деревянные конструкции, размещающиеся в пространстве под углом 20 градусов относительно пола. В течение трех месяцев эти конструкции росли и захватывали не только выставочные залы, но и офис центра. В то же время при входе висело объявление, что любой желающий может в течение 15 минут пообщаться с директором. Естественно, я не упустила такую возможность и попросила Арно ван Роосмалена прокомментировать выставку и ее связь с глобальным урезанием бюджетов.
«Мы перешли к такому открытому формату взаимодействия с публикой одновременно с вступлением в силу “закона о сокращениях”, но не из-за него. Мы просто чувствуем, что пришло время меняться. При помощи работы Тиртио прежде всего мы сами в офисе физически почувствовали перемены. Например, обеденный стол теперь наклонен, а столы некоторых сотрудников встали на пьедесталы, появились деревянные перегородки и ступеньки. Я провожу рабочее время стоя, поскольку ножки моего собственного стола удлинились. Сначала не все в нашем офисе хотели принимать новшества, но художник убедил нас, что это игра, и так же, как в любой другой игре, каждый сам делает выбор, принимать участие или нет. Однако я замечаю, что детали меняют все и всех: восприятие пространства, осознанность, иерархию, психологию коллектива. Также мы впервые открыли двери офиса для зрителей выставки, чтобы они стали к нам ближе. Мы стараемся придумать новые пути взаимодействия, потому что пришло время для этого».
По-моему, очень хороший пример понимания ситуации и работы с ней.
Второй вариант — вертикальное слияние. Разгромленные институции тоже учатся приспосабливаться к своей новой роли. Например, NIMk (он же Архив Montevideo), уникальное хранилище видеоархивов, в течение целого уикенда располагался в магазине электронной техники. На мой взгляд, конечно, лучше бы у них было пространство и соответствующее финансирование, но формат pop-up-выставки в публичном пространстве, то есть на огромном количестве новых телевизоров в торговом зале, — это интересный шаг со стороны довольно-таки закрытой институции, своего рода маркетинговый ход для привлечения внимания к архиву. С января 2013 года NIMk входит в состав NASA (New Art Space Amsterdam) — новой инкарнации некоммерческой платформы SMART Project Space. Директор SMART/NASA Томас Пойц комментирует причины, повлиявшие на необходимость преобразования, и рассказывает о будущих проектах: «SMART Project Space и NIMk решили объединиться, чтобы вместе сделать шаг вперед, создать новую институцию с программой, которая бы наилучшим образом использовала ресурсы и знания в обеих областях, — то есть помимо программы выставок мы работаем со множеством других инициатив, не только проводим выставки, показываем перформансы, устраиваем саунд-перформансы, организуем исследовательские и образовательные программы и резиденцию для художников, но также создаем базу для одной из важнейших коллекций видеоарта в Европе, помогая NIMk продолжать свою деятельность по оцифровке и консервированию музейных и других архивов. Эта важнейшая работа будет проводиться в рамках специально созданного нами подразделения LIMA (Living Media Art) под крышей NASA».
Третий вариант приспособления к новой реальности — горизонтальное слияние. Этим вариантом воспользовались две знаменитые резиденции для художников: De Ateliers и Rijksakademie. Для них время «Ч» началось с 1 января 2013 года. Уже в 2012-м они официально объявили о начале совместной деятельности и получили на двоих всего полтора миллиона евро (для сравнения: Rijksakademie запрашивала два с половиной миллиона евро, из которых получила только 1 100 000, в то время как в De Ateliers запросили 800 000, а получили всего 400 000 евро). Нужно отметить, что если бы две институции не объединились, то скорее всего одна из них или сразу обе прекратили бы свое существование. Время покажет, будут ли они действительно сотрудничать в чем-то, кроме оформления заявок на финансирование. Эти институции обладают абсолютно разным фокусом в плане выбора резидентов, хотя и в одной возрастной и карьерной категории.
Эти примеры, на мой взгляд, хорошо иллюстрируют варианты реструктуризации и необходимость адаптации голландских арт-деятелей к новой ситуации и, следовательно, к новым правилам игры. Отсутствие бюджета на культуру уже стало реальностью и для Голландии, поэтому жалуйся или нет, а нужно делать все возможное, чтобы продолжать деятельность, несколько пересмотрев свою позицию. В общем, учатся голландцы гибкости и выносливости. А мы можем поучиться у них изобретательности.
-
16 маяЭксперты обсудят воссоздание музея нового западного искусства
-
15 маяСобянина просят спасти Дом Мельникова Юные российские пианисты выиграли конкурс в Астане Премия «ПолитПросвет» запустила народное голосование Ватикан представил свой венецианский павильон Начинается Каннский фестиваль
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials