Демисезонный обиход
АННА ГОЛУБЕВА о том, как изменилась мода на травлю оппозиции по ТВ
Есть в нашей жизни вещи устойчивые, привычные. Старинная дедовская мудрость, что русский бунт родом из США. Вечный и ветхий как мир аргумент «А у вас негров линчуют!», из которого практичные девушки вроде Маргариты Симоньян умеют выкроить жизненную стратегию для себя и для небольшого телеканала. Фокус с появлением и исчезновением, который Михаил Прохоров старательно проделывает на политической сцене каждый сезон — зимой, весной, летом и осенью.
Но времена все-таки меняются, как и погоды, моды, протестные настроения и формы борьбы с оными. Экран эти изменения делает особенно наглядными, давая возможность сравнить фасоны, сопоставить продувное весеннее с суконным осенним и оценить, как сильно изменился за последние месяцы обиход телевизионной пропаганды.
Переход в наступление
В начале года было очевидно, что к идейной борьбе с инакомыслием ТВ не готово — сто лет никто не ставил перед ним серьезных боевых задач, понадобилась уйма времени, чтобы превратить свои потешные полки во что-то боеспособное. Что бы ни говорилось и ни делалось в эфире в первом полугодии 2012-го, все это были действия оборонительного свойства. Инициативой владела площадь.
Только к осени ТВ удалось ее перехватить. Поворотным моментом стала «Анатомия протеста-2» — первый за год случай, когда телевизионный агитпроп не следует чужой повестке, а создает свою. Первая «Анатомия» вызвала в стане противника всплеск негодования, но серьезных практических последствий, за исключением краткосрочной осады телецентра и легкого пиар-эффекта, не имела. Сиквел же вывел телевидение в лице НТВ в реальные трендсеттеры — и не только в эфирной области. Уже через день после премьеры следственные органы взяли в разработку тех, кого указала передача, заданные ею вопросы до сих пор — уже почти месяц — находятся в центре общественного внимания. Не говоря о пиар-эффекте — официальные органы и лица то и дело поминают НТВ, а телеканалы-конкуренты вынуждены активно продвигать бренд «Анатомия протеста», цитируя передачу чуть ли не в каждом информационном выпуске.
Как изменилась в результате диспозиция? Прежде всего — в прицеле гораздо четче обозначились контуры потенциального противника. Легкомысленная молодежь и фрики, склонные к бродяжничеству, алкоголизму, наркомании, нарушители порядка и чистоты, затрудняющие дорожное движение и нарушающие покой законопослушных граждан, — таким расплывчатым и смутным был этот образ во времена переполненных площадей, бульварных прогулок и «оккупаев». Оппозиционеры — заговорщики, организаторы массовых беспорядков, подозреваемые в государственной измене и пособничестве внешнему врагу, — этой четкой формулировкой мы обязаны не только Следственному комитету, но и НТВ.
Протестующие с самого начала считались малочисленной группой, противопоставившей себя законопослушному российскому населению. Зимой это противостояние трактовалось скорее географически (столица против провинции), позже у него появился классовый привкус (бездельники против честных тружеников), наконец, осенью возник новый вариант — представители интеллигенции против коренного русского народа. Его предложил президент Путин в интервью обновленной программе «Центральное телевидение» 7 октября (тоже, кстати, на НТВ).
Поиски жанра
Зимой и весной протестное движение рассматривалось ТВ с некоторого расстояния, на общем плане, в ходу были панорамы, съемки с высоты и счет по головам. Главным способом освещения протестных акций были прямые трансляции, которые вел не только какой-нибудь частный РБК, но и государственные каналы «Россия-2» и Russia Today (сейчас в это уже верится с трудом), прямые включения с митингов были в порядке вещей в новостях любого федерального канала.
Быстро сложился канон федерального телерепортажа о митинге. Нейтральный и вполне сдержанный отчет с комментариями дежурного политолога В. Никонова и дежурного правозащитника В. Лукина — в общем и целом все сводилось к тому, что происходящее хоть и неприятно, но не очень страшно и, кажется, не опасно. Далее следовали ритуальные заклинательные сюжеты о том, как жестоко власти США и Евросоюза разгоняют уличные акции и сколь плачевны бывают последствия арабских революций. Это на Первом — а канал «Россия-1» увлекался беседами с маститыми противниками революционных движений. В этой роли выступал то (посмертно) Александр Солженицын (извлекали из закромов старые записи), то здравствующий Илья Глазунов с пламенной речью о том, как важны нам стабильность и национальный диктатор.
В новом сезоне общий план сменился крупным, массовки — портретами конкретных участников оппозиционного движения с именами и биографиями. Эстафету приняли передачи криминальной тематики — «Человек и закон» на Первом, «Чрезвычайное происшествие» на НТВ.
Сюжет здесь имеет мало общего с репортажем. В центре композиции — агентурное видео, снятое скрытой камерой, или аудиозапись телефонной прослушки. ТВ только сервирует главное блюдо, украшая ненавязчивым гарниром — два-три комментария, легкая нарезка из архивных материалов. Происхождение оперативного видео не разглашается — по умолчанию должно быть ясно, откуда эта говядина. Слив не маскируют, им гордятся, он — свидетельство причастности твоей передачи к настоящей боевой операции. Даже если это крошечный кусочек не первой свежести — как, например, тот обрезок старого, времен «оранжевой революции», телефонного разговора между Михаилом Саакашвили и Юлией Тимошенко, которым передача «Человек и закон» почему-то подкрепляет рассказ о преступлениях Гиви Таргамадзе. Все равно ее ведущий, сенатор Алексей Пиманов, торжественно анонсирует этот обрезок как главное событие эфира (27 октября).
Кроме того, осенью на ТВ обозначился поворот от журналистики к публицистике, от сухой информационной подачи — к неравнодушной, авторской интерпретации актуальных тем. Выраженное отношение автора к событиям всегда вызывает у аудитории больший отклик, чем точный анализ или тщательный фактчекинг, и во многих случаях избавляет от необходимости делать и то, и другое. Это не раз демонстрировал зрителям канала «России-1» Аркадий Мамонтов. В последней, осенней части его публицистического триптиха «Провокаторы», например, нет вообще ничего лишнего — ни агентурных видеоматериалов, ни новой информации, ни продуманного сюжета. Живая и вдохновенная трактовка темы кощунства, совершенного участницами «Пусси Райот», и без вариаций прозвучала сенсационно — в третий раз за полгода. Принимать задачи борьбы с инакомыслием так же близко к сердцу, как Аркадий Мамонтов или Михаил Леонтьев, могут немногие, но эмоциональный Дмитрий Киселев, сменивший в эфире сдержанного Евгения Ревенко («Вести недели», «Россия-1»), и дуэт Анатолия Вассермана с Егором Холмогоровым («Реакция Вассермана», НТВ) демонстрируют в этом смысле серьезный потенциал.
Перезагрузка
С тех пор как в начале года представителей протестного лагеря начали пускать в федеральный телеэфир, они пытались использовать его как трибуну для обращения к широким зрительским массам. Практика показала, что это нереально — дозволенные речи вольнолюбивых гостей легко отрезаются на монтаже, в прямой эфир их никто не пускал, и вообще ТВ может использовать вас, а вот обратное исключается. Гости жаловались, негодовали, но многие продолжали принимать приглашения, хотя после 6 мая стороны друг к другу понемногу охладевали.
Осень вдохнула в эти отношения новую жизнь. Выборы в Координационный совет оппозиции федеральное телевидение освещало очень широко — в течение почти трех недель не было дня, чтобы новости главных каналов не упомянули о том, сколь ничтожно и бессмысленно это мероприятие и как плохо оно организовано. И, конечно, обойтись при этом без участия самих оппозиционеров ТВ не могло. Илья Пономарев, Михаил Делягин и Олег Лурье, снявшие в последний момент свои кандидатуры, охотно выступили в роли комментаторов, ругая в эфире Первого канала организаторов этих выборов — своих товарищей по борьбе («Воскресное Время», 23 октября).
Сюжетные повороты
Политическая борьба сама по себе малоинтересна: то, что привычно вменялось участникам протеста, — какие-то невнятные контакты с американскими конгрессменами, встречи с европарламентариями — звучит, надо признать, уныло. Освоив тему протеста, ТВ стремится сделать из нее рейтинговый, конкурентоспособный продукт, интересный широкому зрителю, и ищет для этого телегеничные формы. Близкие отношения оппозиционеров — вот что теперь выделяет федеральные новости в разговоре об избранных в КС. Роман революционера с дочкой кувейтского шейха — это его люди, а не спецслужбы могли похитить революционера, намекает государственный телеканал, используя благоуханный восточный поворот, подсказанный коллегами из «Лайфньюс».
Сам же революционер, по информации госканала, — живодер со стажем: он когда-то вешал кошек. Тему плавно подхватывает следующий сюжет — о митинге против догхантеров («Вести недели», 28 октября). Передача Первого канала «Человек и закон» еще более элегантно связывает две горячие темы — про оппозицию и про педофилов. Создатели передачи берут из интернета видео, снятое, по их словам, какими-то самодеятельными борцами с педофилией, и, приговаривая за кадром, что не согласны с их жестокими методами, ставят ролик в эфир. Так около семи вечера в пятницу страна может наблюдать на Первом допрос голого гражданина в ванной — его принуждают признаваться в любви к лидеру оппозиции и передавать ему привет.
Научная организация труда
Засады на оппозиционеров возле иностранных посольств и охота с микрофоном за Макфолом, принятые у тележурналистов прошлой весной, сейчас выглядят какой-то архаикой. Зачем эти суетливые поиски фактуры, когда материала и так в избытке, надо только уметь распорядиться. Можно выкроить необходимые выражения из интервью Евгения Гришковца какому-то порталу — и использовать их на Первом канале для пренебрежительной оценки российской оппозиции («Воскресное Время», 21 октября).
Можно привести в федеральном эфире ту часть отчета правозащитника Валерия Борщева о встрече с Леонидом Развозжаевым, где говорится об отсутствии видимых следов физического воздействия на его теле. И опустить все, что касается угроз и психологического давления («Вести недели», 28 октября). Можно использовать для бичевания идейных противников самих противников — цитировать в эфире ядовитые реплики из блога Лимонова в адрес либералов или выводить на экран твит-пререкания гражданских активистов. Стало уже традицией демонстрировать убожество идейных оппонентов на материале документального проекта «Срок», независимо от того, что думают об этом его авторы.
Новые голоса
Мужских стало меньше — ликвидированы наконец разнобой и чересполосица в освещении важных политических тем, которые позволяли себе ведущие одного канала Петр Толстой, Максим Шевченко и Александр Гордон. Тренд осени-2012 — женский голос. Новые голоса российского эфира — Ирада Зейналова (Первый), Наталья Метлина (НТВ), Ольга Скабеева («Россия-1») — почти не различаются, они сливаются в один, его тембр и интонация опознаются немедленно — так в решительные моменты говорит с нами Родина-мать.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials