Еще раз о Гроссмане и Володарском. От редакции
Гильдия сценаристов потребовала извинений от COLTA.RU за текст Дениса Горелова о сериале «Жизнь и судьба». Здесь — ответ редакции
19 октября COLTA.RU напечатала текст кинокритика Дениса Горелова о сериале «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, который для телевидения был препарирован и изменен до неузнаваемости. За этими вполне сознательными изменениями стояла фигура сценариста Эдуарда Володарского.
Текст Горелова вызвал не только дискуссию в сети, но и реакцию Гильдии сценаристов СК РФ, президентом которой был Эдуард Володарский.
Гильдия обратилась к редакции COLTA.RU с открытым письмом, в котором потребовала от редакции и от Дениса Горелова извинений. Здесь мы помещаем ответ редакции и Горелова.
От редакции
Редакция COLTA.RU сожалеет о том, что в тексте «Вдруг Березкин выбегает, прямо в Гитлера стреляет» содержится оценка личности Эдуарда Володарского, которая вызвала протест его коллег и друзей.
Принося им свои извинения, мы вынуждены добавить несколько слов.
Хотя выражения, выбранные Денисом Гореловым, кажутся нам излишне резкими, в целом, редакция разделяет позицию нашего автора. Оскорбление, обращенное к человеку, который не может на него ответить, не имеет срока давности, — и здесь мы на стороне Василия Гроссмана: за него, в отличие от Володарского, некому заступиться. Ни один писательский союз не выразил негодования, когда сценарист сериала, написанного по роману писателя-фронтовика, публично хвастался в интервью искажениями, сделанными им в оригинальном тексте, называя его автора «гнилым». Оценка, данная в этом интервью личности и творчеству Василия Гроссмана, не становится менее резкой или более оправданной теперь, после смерти Эдуарда Володарского, и нам кажется важным напомнить об этом читателям нашего сайта.
От Дениса Горелова
Эдуард Володарский родился в 1941-м году и провел войну младенцем. С такой биографией говорить писателю, имевшему за Сталинград «Боевое Знамя» и «Звездочку», что он гнилой и Родину не любит, — низость (что мною и было замечено). Легко любить Родину в ресторане «Дома кино» — Гроссман ее не любил (как утверждает Володарский) на самом «передке» все полгода Сталинградской обороны. И неважно, что он был военным корреспондентом: обстрел и бомбежка не разбирают, кто с автоматом, а кто с карандашом. Гроссман защищал Родину от фашистов, а Володарский — от Гроссмана, да еще посредством сознательной профанации его книги через полвека после его смерти, случившейся, когда досточтимому Эдуарду Яковлевичу исполнилось 23 годика.
Вдвойне низко — говорить такое о человеке, на чьих характерах, диалогах и сюжетных коллизиях зарабатываешь себе на хлеб с маслом. Уж помолчим о том, до какой степени Володарский своим демаршем подставил работодателей. Достаточно было в день премьеры вынести цитату на первые полосы газет — и сериал не стал бы смотреть ни один человек, умеющий читать. Исходя из вышесказанного, сценарному цеху следовало бы разбираться не со мной, а — сразу после публикации интервью — с самим Володарским, поправшим все нравственные и — что для вас важнее — цеховые нормы.
Учитывая, что Василий Семенович Гроссман скончался 48 лет назад, прошу считать мои слова ответкой «оттуда». Фронтовик, он мог бы выразиться и покрепче — ему бы вы тоже предъявили претензию?
Горелов
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials