Что смотреть на «2-in-1»
С 19 по 22 октября в Москве пройдет кинофестиваль «2-in-1». БОРИС НЕЛЕПО о том, что никак нельзя пропустить в эти четыре дня
Стартующий последним после череды московских фестивалей независимого кино «2-in-1», казалось бы, находится в самом невыигрышном положении — ведь все хиты должны были разобрать. Но этого не случилось — в этом году программный директор Алексей Медведев собрал попросту лучший в Москве фестиваль.
Откроется «2-in-1» «Охотой» Томаса Винтерберга. Среди заметных картин в конкурсе — один из самых обсуждаемых фильмов «Санденса» «Операция “Подчинение”»: как говорится, фильм мерзкий, но сильный. Новая работа Андреаса Дрезена, который даст мастер-класс об импровизации в кино. Рифмующийся с ней «Я буду рядом» Павла Руминова, победитель «Кинотавра» (о нем мы уже писали здесь). Вне конкурса — монументальный 900-минутный киноликбез — «История кино. Одиссея» Марка Казинса. В программе короткометражек «Слэмденса» — анимационное переложение «Моби Дика» Беном Зайтлином («Звери дикого Юга») и анимационная же экранизация Кафки «Голодарь». Плюс мини-ретроспектива польского радикала Пшемыслава Войчешека. И для совсем отчаявшихся киноманов — короткометражная программа «Украинские злые». Наконец, круглый стол с участием Леоса Каракса о судьбе авторского кино.
Если есть время, то лучше всего вообще не выходить эти четыре дня из кинотеатра «35 мм» и обязательно смотреть весь конкурс. Для тех, у кого в сутках ограниченное количество часов, мы составили топ-5 фильмов, которые пропустить точно уж никак нельзя.
1. «Девушка из ниоткуда», Жан-Клод Бриссо (программа «Спецпоказы»)
Один из самых нежных и красивых фильмов года, принесший локарнского «Золотого леопарда» Жан-Клоду Бриссо — практически неизвестному у нас удивительному режиссеру, последовательному ученику Эрика Ромера. Отторгнутый французским киносообществом, Бриссо остался в одиночестве и переизобрел в «Девушке» формулу своего творчества, вернувшись к истокам — хрупкому камерному кинематографу, лишенному барочной избыточности его последних картин. «Девушка из ниоткуда» снята практически без денег, в личной квартире Бриссо, он же играет главную роль — пожилого учителя математики, который пишет революционный философский трактат и скорбит по умершей жене. Однажды на пороге появляется загадочная девушка, а вместе с ней в квартире появляются привидения. Это кино самых разных жанров — и мелодрама, и комедия, и кайдан. Бриссо занимает во французском кино уникальную нишу, всю жизнь снимая фильмы под знаком Виктора Гюго и Жоржа Мельеса. Возглавлявший жюри в Локарно Апичатпонг Вирасетакун в ответ на вопросы возмущенной швейцарской прессы только недоуменно пожимал плечами и говорил: «Ну, это же было очевидное решение». Это правда. Подробнее о фильме можно прочитать в «Сеансе».
2. «А в это время», Хэл Хартли (программа «Инди-пудинг»)
Замечательный режиссер Хэл Хартли оказался в схожем с Бриссо положении — то есть на периферии зрительского и продюсерского внимания. «А в это время» — его первая за пять лет работа (предыдущей была «Фэй Грим»), длится всего час, была задумана как пилот одноименного сериала, но никто из телевизионных продюсеров интереса к замыслу Хартли не проявил. В результате деньги на завершение пришлось собирать про помощи краудфандинга на KickStarter, премьера состоялась на малоизвестном фестивале в Польше, картина прошла мимо всех радаров — известие о ее существовании стало сюрпризом даже для поклонников Хартли. В этом фильме вас не ждет ничего нового — в самом лучшем смысле. «А в это время» — все то же кино Хартли про обаятельного неудачника, который умеет делать все на свете, бродит по Нью-Йорку, носит в сумке собственный роман, отлично играет на барабанах, готов помочь случайному встречному, но сам никакого успеха так пока и не добился.
3. «Воспоминания смотрят на меня», Сун Фан (конкурс)
Спродюсированный Цзя Чжанке дебют прекрасной китайской девушки Сун Фан, хорошо знакомой киноманам по главной роли в «Полете красного шара» Хоу Сяосяня. Там она играла студентку киношколы в Париже. Оказалось, что роль эта — в каком-то смысле автобиографическая: Сун Фан действительно с самого начала была нацелена на режиссуру. «Воспоминания смотрят на меня» рассказывает о дочери, которая приезжает в Нанкин навестить семью. Режиссер играет фактически саму себя, в роли родителей — ее настоящие родители. Фильм снимался тяжело и долго и получился настолько интимным, что вообще очень трудно представить, каково было над ним работать. Действие практически не выходит за пределы квартиры, герои разговаривают о сокровенном, вспоминают прошлое, думают о настоящем, планируют будущее. По замыслу это немного похоже на нашумевший китайский фильм «Воловья шкура», но Сун Фан доверительнее и мягче. Минуте на двадцатой возникает ощущение, что это больше чем просто исповедальное кино — режиссер проникает в твои собственные потайные переживания.
4. «Любители музыки», Кен Расселл (программа «Ретроспектива Кена Расселла»)
Тема мини-ретроспективы «2-in-1» — музыкальные фильмы Кена Расселла, умершего ровно год назад. Если экранизация рок-оперы группы The Who «Томми» (1975) в особом представлении не нуждается, то фильмы про великих композиторов «Любители музыки» (1970), «Малер» (1974), «Листомания» (1975) известны у нас меньше, а смотреть их на большом экране — отдельное удовольствие. В первую очередь нужно обратить внимание на «Любителей музыки», потому что их привезут на 35-миллиметровой пленке. Это провокационная биография Чайковского, в которой есть место и музыке, и драматическому сюжету об удушающем союзе гомосексуалиста и нимфоманки (посвятим же этот показ Демидову и Мединскому). В качестве дополнительного бонуса в фойе «35 мм» покажут отрывки из документальных фильмов BBC, с которых началась карьера Расселла.
5. «Музейные часы», Джем Коэн (конкурс)
Зимняя Вена. Анна приехала из Канады к своей двоюродной сестре, лежащей в коме. В свободное время она бродит по улицам и ходит в знаменитый Музей истории искусств, где знакомится со смотрителем Иоганном. Он долгими днями рассматривает посетителей, слушает в тысячный раз искусствоведческие лекции, разглядывает картины Брейгеля. Между героями завязывается хрупкая дружба, городские пейзажи сменяются картинами, сам город и люди в нем вдруг оборачиваются отдельным произведением искусства. Очень теплый, несмотря на показанное время года, и простой фильм нью-йоркского художника Джема Коэна. В продюсерах числится Патти Смит, для которой Коэн снимал клипы (а также для R.E.M. и многих других). Фильм посвящен замечательному музыканту Вику Честнату, близкому другу режиссера.
-
16 сентябряДума пересмотрит законопроект о реформе РАН Идею Национального центра искусств оценит Минкульт Премия Пластова отложена Выходит новый роман Сорокина Капков не уходит
-
15 сентябряГребенщиков вступился за узников Болотной
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials