pic-7
Анна Голубева
6 октября 2012 Медиа Комментарии ()

Видеописьмо в органы

Видеописьмо в органы

АННА ГОЛУБЕВА обнаружила, что содержание «Анатомии протеста — 2» находится в пикантном противоречии с формой

Если кто из гигиенических соображений не стал смотреть «Анатомию протеста — 2» — то очень зря. Потому что предназначена эта история не тем, кто обычно смотрит  НТВ, а именно вам, читателям COLTA.RU и Openspace, зрителям «Дождя», любителям FogNews и обитателям Фейсбука.

К вам на самом деле обращаются создатели второй «Анатомии», вам они посылали свои недвусмысленные сигналы. Передача оказалась в сети уже за несколько часов до эфира на европейскую часть. Конечно, не на официальном сайте НТВ, это было бы слишком откровенно — но на YouTube она обреталась в свободном доступе и в отличном качестве чуть ли не с полудня пятницы, тогда как эфир был запланирован на 19:30. Случайно таких утечек телеканалы не допускают, а если такое происходит, принимают меры для удаления пиратски обнародованного контента. Но не в этом случае. Более того — «Анатомию-2» заранее выложил на своем ресурсе Russia.ru видный деятель государственного интернета К. Рыков, о чем и сообщил многочисленным читателям своего твиттера. Вы ведь редко смотрите телевизор, и ждать, что вы вдруг начнете делать это в пятницу вечером, в момент премьеры «Анатомии-2» (что и говорить, не самое удачное решение программной дирекции НТВ), было бы глупо. Создатели и промоутеры фильма постарались  доставить вам его заранее — и прямо в руки, самым удобным для вас способом.

© Colta.ru

Кроме того, в рамках «Анатомии-2» были показаны фрагменты любимого оппозиционно настроенной публикой сетевого сериала «Срок» – НТВ процитировал большие фрагменты документального проекта Пивоварова, Костомарова и Расторгуева, упомянув и его название, и одного из авторов. Мог ли Алексей Пивоваров мечтать о таком промоушне в федеральном телеэфире, если бы не помощь коллег из правовой дирекции?

Нельзя не отметить и того вклада, который создатели «Анатомии протеста — 2» внесли в популяризацию выборов в Координационный Совет оппозиции, упоминая в своем фильме и сами эти выборы, и имена целого ряда участников предвыборных дебатов.

В общем, нет сомнений, что авторы фильма желали привлечь к нему именно ваше, дорогие читатели, внимание.

Не стану утверждать, что они при этом совершенно бескорыстны — необходимость зарабатывать рейтинги тоже ведь никто не отменял. Работникам НТВ трудно забыть бешеный успех первой «Анатомии», вышедшей в эфир 15 марта, — хотя тот скромный этюд ничего подобного не предполагал. В отличие от вдохновенных полотен Аркадия Мамонтова «Анатомия-1» выглядела результатом не самой старательной обработки заказа вышестоящего руководства. Это безыскусное зрелище так же мало соотносилось с реальностью и так же слабо воздействовало на эмоции, как какая-нибудь «Невинность мусульман».

Теперь понадобится некоторое усилие, чтобы вспомнить, что же в нем так задело протестную аудиторию. Дело, конечно в тогдашнем состоянии этой аудитории, в ее весенней готовности воспламеняться по любому поводу и обижаться на любой чих. Массовая уличная акция у 8 подъезда «Останкино», через который НТВшники обычно ходят на работу, волна сетевого возмущения, кампания по бойкотированию канала НТВ и даже его рекламодателей — ужас какие чувствительные и реактивные мы были прошлой весной. Причем повально — помнится, дошло до выпуска пресс-релизов у самих рекламодателей — они, конечно, не собирались отказываться от контрактов с НТВ, но сочли необходимым заявить об этом, явное проявление нервозности.

Словом, получилась шикарная вирусная промокампания, мечта маркетолога — она не стоила каналу НТВ ни копейки и позволила ему через пару дней после премьеры снова поставить фильм в эфир и получить отличные рейтинги. Еще и на несколько новостных сюжетов материалу набрать удалось — не отходя от кассы, прямо под своими окнами.

Не удивлюсь, если окажется, что вторую серию «Анатомии» никто из вышестоящего руководства каналу НТВ специально и не заказывал. Воспоминания о весеннем успехе, а также внушительные цифры мамонтовских «Провокаторов-2» сами по себе могли вдохновить телевизионщиков на создание сиквела своей «Анатомии». Да и чего бы не поставить в эфир продукт, который недорог в производстве, скроен большей частью из архивных видеоматериалов, не предполагает масштабных съемок и дальних командировок, не требует раскрутки и при этом гарантированно привлечет внимание? «Анатомию-2» совершенно бесплатно и подробно проанонсировали газета и радио «Коммерсантъ», «Ведомости», Lenta.ru и ряд других изданий, ориентированных на премиальную аудиторию — для создания предварительного шума в соцсетях НТВ не понадобилось даже участия SMM.

Авторы, надо сказать, учли замечания критики и зрителей к первой части «Анатомии» и на сей раз отнеслись к делу гораздо серьезней. У фильма появилось не только представление о целевой аудитории, но и формальный адресат, что помогло авторам нащупать тональность и форму. По жанру «Анатомия-2» — классическое подметное письмо, содержащее прочувствованный рассказ о вопиющих безобразиях, творимых в нашей стране вождями оппозиции по наущению их зарубежных хозяев. Как и положено, все заканчивается обращением к компетентным органам с призывом дать надлежащую оценку действиям оппозиционеров на предмет наличия в них признаков государственной измены.

Однако содержание второй «Анатомии» находится в пикантном противоречии с этой формой. Фильм откровенно льстит своим героям. Авторы убедительно опровергают расхожее мнение об инертности, аморфности и дряблости протестного движения, напротив — приводимые ими факты свидетельствуют о его силе, энергии и мощи.

Оказывается, российская оппозиция отлично организована. Левые и правые, коммунисты и либералы, либертарианцы и марксисты — все эти раздробленные и вечно грызущиеся между собой группы и течения солидаризировались и выступают единым фронтом. Даже тем, у кого вроде бы совсем мало общего —националистическому движению «Русские» под водительством Белова-Поткина и профсоюзам — удалось найти общий язык и заключить письменный договор о сотрудничестве.

У российской оппозиции есть продуманные и четкие цели. Сперва планируется захват власти в Калининградской области, а затем и в разных других точках по всей стране — недаром лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов все лето ездил по городам и весям, подготавливая почву. Далее при помощи диверсии на Транссибирской железнодорожной магистрали часть страны предполагается отрезать от других; кроме того в перспективе — акция на колокольне Ивана Великого в Москве и что-то еще эффектное к юбилею президента Путина.

Российскую оппозицию представляют авторитетные лидеры, подходящие на все случаи жизни — такие как Гарри Каспаров, вхожий в самые высокие американские кабинеты, Борис Немцов, к которому американские конгрессмены сами целыми взводами являются прямо в офис, ну и Сергей Удальцов, умеющий разговаривать с простым народом. Он в «Анатомии-2» сделан главным героем и выступает не только как коллективный пропагандист и коллективный организатор, но и коллективный аниматор — будучи, по словам создателей фильма, призван «оживлять протестные действия и обеспечивать интригу». Подчеркивая особую роль Удальцова, авторы несколькими штрихами рисуют образ современного Рахметова, особенного человека — он не курит, не пьет, не употребляет наркотиков, уделяет особое внимание физической подготовке и способен противостоять таким соблазнам, как икра, водка и виски, заменившие на столах оппозиционеров жалкие госдеповские печеньки. Удальцов, по мнению авторов, метит на место Зюганова — тот в своем интервью предупреждает, как плохо это может плохо кончиться, как легко враждебные России силы могут использовать энергию Удальцова в своих целях.

Предостережение старшего товарища, увы, не беспочвенно. Главным двигателем сюжета в новом фильме НТВ является «уникальная запись тайных переговоров Удальцова с грузинскими конструкторами цветных революций». Точнее, одним конструктором — Гиви Таргамадзе, главой парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности, на счету которого и сама грузинская революция, и организация массовых беспорядков в братской Белоруссии. На представленной в «Анатомии-2» записи он лично инструктирует Удальцова по части протестных действий в России. Вплоть до мелочек — доходит до того, что посредством телефонного разговора с заместителем Удальцова Таргамадзе подсказывает лидеру «Левого фронта», что следует говорить на митинге — и Удальцов призывает народ не расходиться и объявляет дату следующей протестной акции.

Эту запись в нежно-голубых тонах сложно датировать, Удальцов на ней не виден, а Таргамадзе, говорящий  с сильным грузинским акцентом, невнятен — но благодаря подробным субтитрам и закадровым разъяснениям создателей фильма это доказательство тесного сотрудничества протестных сил с зарубежными кураторами выглядит неопровержимым.

Почему власть в Калининграде до сих пор не взята?

Российскую оппозицию патронируют и направляют профессионалы. Помимо конгрессменов из США, американской разведки, представителей Европарламента есть еще беглые лондонские олигархи и, естественно, Березовский, к которому ездят за инструкциями Илья Пономарев и Ксения Собчак. Рядовых активистов оппозиции обучают оккупай-технологиям и протестным действиям опытные инструкторы в Литве и Румынии. Тех, кто не готов ехать в заграничные тренировочные лагеря, на местах учат рукопашному бою отечественные мастера спорта.

Российскую оппозицию щедро финансируют — один только Удальцов получает от грузинских конструкторов минимум 35 тыс.  долларов в месяц. А  бывший глава «Банка Москвы» Андрей Бородин, ныне лондонский житель, готов собрать для финансирования протеста 200 миллионов.

Оппозиционно настроенная творческая интеллигенция — Быковы, Собчаки, Козыревы, Венедиктовы, Ганапольские и иже с ними — регулярно окормляется в Грузии, привечаемая лично Саакашвили, который, по словам политолога Никонова, «предоставляет им полное гостеприимство». В благодарность они воспевают Грузию и ее власти. Созданный на американские деньги грузинский телеканал «ПИК» занимается пропагандой понятно чего на Россию.

Идет работа над созданием базы данных по участникам протестных акций и системы их мгновенного оповещения через СМС. Бывший банкир Владимир Антонов обещает обеспечить оппозиционерам в России поддержку спецсил — бывших баркащовцев. Кроме того, у оппозиции есть «Поющие десантники» и спецсредства — велосипедные замки, против которых ОМОН и автозаки бессильны.

Налажены контакты в уголовной среде — в частности, с лидером некой ОПГ Тюриком. Многое в этой области делается силами Льва Пономарева и и Ольги Романовой, каковая, помимо прочего, занимается бизнесом по освобождению уголовников, коррумпируя направо и налево судей и тюремное начальство. Муж ее устроился в тюрьме просто как на курорте — на блатном месте библиотекаря. Так что связи с тюрьмой налажены, возможность использовать отлично организованную армию уголовников для оппозиционных действий — не проблема. Потенциально есть варианты привлечь чеченцев — с целью, предполагают создатели фильма, организации терактов, — но эта линия подробно не разработана. Нельзя объять необъятное, невозможно втиснуть все  в один выпуск, должен остаться материал и для «Анатомии протеста — 3».

Есть, конечно, во второй «Анатомии» некоторые неувязки. Не совсем понятно, почему при такой организационной мощи и финансовой подпитке оппозиция не способна собрать на митинг больше 14 тысяч человек — это все, что ей удалось на сентябрьском «Марше миллионов», как саркастически констатирует в фильме закадровый голос. Почему призывы пассионарного Удальцова, которому суфлирует сам Таргамадзе, не имеют особого действия и публика расходится после митинга? Почему власть в Калининграде до сих пор не взята? Ведь решительно никто не противостоит заговорщикам, авторы фильма справедливо обвиняют в бездействии государство и общество.

Но, несмотря на мелкие недочеты, главное авторами сделано — виновные названы, доказательства приведены, картина прояснена. Многие факты и события последних месяцев оказываются связаны воедино, многие концы аккуратно и красиво сходятся с другими концами. Удачно закольцована и композиция фильма. «Революция мирными методами невозможна» — заявляет закадровый голос в начале фильма, после реплики Удальцова о мирном, ненасильственном протесте, которую авторы, конечно, всерьез не воспринимают, и нам не советуют. А в финале, предъявив все аргументы, создатели «Анатомии-2» делают логический вывод: отныне протест в России пойдет по силовому сценарию. В последних словах они прямо призывают своих героев опровергнуть изложенное, предупреждая, что готовы демонстрировать все не вошедшие в фильм доказательства. Но тут же выражают сомнение в том, что кто-то захочет с ними спорить.

Кажется,  они правы — спорить никому неохота. Вообще особенной реакции на «Анатомию протеста — 2» от тех, кого это касается, пока не последовало. То ли в самом деле мало кто смотрел, то ли что-то в последние месяцы сделалось с нашей реактивностью. Никто, похоже, не собирается пикетировать телецентр, выходить на Пушкинскую или хотя бы заниматься выводом хэштега #НТВлжет в топ. Участники выборов в КС обсуждают свои предвыборные дебаты, все остальные отмечают конец трудовой недели, выпивая и закусывая вдали от экранов и мониторов. Может, к понедельнику раскачаются.

Только у вице-спикера Госдумы Сергея Железняка реакция, как всегда, хорошая. Он уже пообещал обратиться с депутатским запросом по поводу всех изложенных в фильме фактов в Генпрокуратуру, ФСБ, МВД и Следственный комитет. Причем еще до понедельника.

Следующий материал 60+

новости

ещё