В городе свирепствует метафизическая чума
Октябрь-2012: барная стойка в тюле, гражданская религия и паранойя вокруг Станиславского — в новых дневниках COLTA.RU
Мария СТЕПАНОВА
Московский (осенний) романтический концептуализм.
Юлия ЛЮБИМОВА
Очередной припадок отчаяния по поводу судьбы родного языка. Прошлые припадки были вызваны: 1) отечественными детективами в бумажных обложках, где персонажи говорят на странном, деревянном языке, на котором в жизни никто не говорит; 2) росмэновским переводом нежно мной любимого «Гарри Поттера».
Сейчас — эпизод № 3: геймеры. Я люблю компьютерные игры — ну, временами, местами и очень избирательно, но десяток наберется. И вот я обнаружила огромный и прекрасный мир ММОРПГ (многопользовательская ролевая онлайн-игра; англ. massively multiplayer online role-playing game, MMORPG), красочный мир, где ты бегаешь своим персонажем, а вокруг тебя что-то делают сотни других игроков. Зачаровывает, веселит и увлекает. Но так как это игра массовая, она подразумевает игру вместе с другими людьми. И по непонятным для себя самой причинам я вступила в русский легион, хотя играю на европейском англоязычном сервере. И божечка ты мой! Ну почему, почему они так говорят?
За что они зовут оружие «пухой»? Не «пушкой» даже, а «пухой»? Что, трудно сказать «меч» или «копье»? По-русски нет длинных названий используемого оружия, и никакой закон экономии речевых усилий «пуху» не объясняет. Не говорим же мы «коха» и «мыха». «Бижа», застрелите меня (бижутерия, добавляющая статистику персонажей). Наверно, «бижа» — потому что «кольцо», «серьги», «пояс» — очень трудные слова.
Английский чат для нового игрока часто непонятен, потому что в нем много аббревиатур. Но это — аббревиатуры, ну или простые сокращения: Dredgion > Dred, away from keyboard > AFK. Но у наших-то зачем хилят, а не лечат? Почему, мать их, отхил? То есть понятно, почему. Но я прямо чувствую, как во мне умирает что-то от этого отхила.
О каком уважении к врагу можно говорить (а такая игра непредставима без некоего подобия кодекса), если в русском чате все их зовут «няхи»? Няхи, няшки. В то время как англоязычные игроки в чате, где все неизбежно лапидарно, зовут вражескую фракцию, просто сокращая имена, трехсложное и четырехсложное до двусложных.
Няхи, бижа, отхил, пуха, сало (это заклинание silence, если мой вставший дыбом мозг меня не подводит); кастовать, крабить и фармить. Одновременно калька на кальке и «русятинка».
Кто тот мудак, с которого это началось?
Михаил РАТГАУЗ
Почему-то вспомнил путешествие по Закарпатью и не оставлявшее там ощущение узости, припертости к стенке, к границе. Вот уж, в самом деле, Ужгород. Пограничные, полузадохшиеся городки, из которых можно двигаться только в одну сторону, у розы ветров которых обкромсали полцветка, закатившиеся под границу, как бусина в угол. Пространство с нарушенной циркуляцией, отсиженное, как нога. Помню, каким избавлением был перекат в Карпаты, как куда-то сразу можно было бежать, все расправлялось, разворачивалось, дыбилось.
Как назывался этот город? Берегово. Переделанный, переназванный как попало, как все эти Виноградово, Светлогорск, Советск. Города, у которых отобрали имена и привязали к пальцу по какому-то банному номерку.
В этом Берегове по улицам ежедневно катают большой каменный шар осоловевшего времени. Помню торжественные руины старой классической гимназии, какие-то оплывшие углы бульваров, не то улицы, не то площади, которые раньше знали, чем заполнить, но давно забыли и куда посажена для стаффажа пара кривоватых торговок залежалым.
***
Ночью случайно застряли в одном из безупречных московских заведений для своих. Заведение закрыто, но хозяин разрешил допить купленное. Полумрак, кадки, поем уже минут 40. В этой стадии вечеринки понимаешь, что обречен, но немного терпения, и скоро ты махнешь бомбиле.
В какой-то момент осознаю, что официанты залезли на стойку бара и в темноте молча упаковывают его слоями в светлый тюль.
Спрашиваю, зачем.
Сначала уклончиво: завтра мероприятие.
Потом откровеннее: приезжает завтра какой-то замминистра, велели это спрятать.
Вот так понимаешь, где мы себя обнаружили в октябре 2012-го.
Варвара БАБИЦКАЯ
В последнее время я все чаще задумываюсь над таким вопросом: может ли невротик жить с относительно нормальным человеком? Я привыкла думать, что не может. Известные мне счастливые прецеденты втайне меня изумляют, потому что вообще нормальный человек вызывает у невротика чувство извращенного превосходства, что-то вроде «теплый зяблого не разумеет». Что, дескать, знает нормальный человек о темной человеческой природе. У него никогда не было повода развинтить себя и окружающих на составные части и посмотреть, что там внутри тикает. Подобную реакцию в юности часто вызывали заезжие американцы (европейцы — в меньшей степени: у них все-таки был Гитлер). Смотришь в его ясные глаза и в его красивые зубы и думаешь: да ты, брат, пороху не нюхал, сухого молока из гуманитарной помощи не жрал, твое общество хотя бы на уровне понятий отличает добро от зла. Откуда ж ты, такой чистенький, вылупился? И о чем может с тобой разговаривать такое глубоко травмированное существо, как я? Иными словами, единственный очевидный недостаток нормального человека заключается в том, что с ним не обсудишь толком свои неврозы, и это как-то выбивает почву из-под ног. В смысле — ну надо же о чем-то разговаривать.
Зато у нормального человека бывает одно важное качество. Поскольку нормальные люди — редкость, я с ним сталкивалась, может быть, дважды и оба раза задумывалась о своих жизненных приоритетах. Это вот что: на него обопрешься — душевно, физически, в быту, — а он стоит, как гвоздь. Не шелохнется. И в этом нет какого-то сверхусилия — он всегда так стоит, он даже не замечает твоего веса, своя ноша не тянет. А попробуйте опереться на невротика, который при этом быстро и привычно развинчивается на составные части. Нормальный человек избавляет тебя от чувства вины, которое казалось обязательным. Ты вдруг с огромным облегчением понимаешь, что не причинишь ему особенного вреда, даже если захочешь. Потому что в обычной ситуации ты не можешь разрушить взрослого человека, если на нем нет уже линии перфорации «отрывать лапку здесь».
***
Просыпаешься утром и понимаешь: все в порядке. С семьей отношения прекрасные, работа приносит радость, танцуешь и выпиваешь по пятницам в охотку, путешествуешь, долги помаленьку раздаешь, все тебя вроде любят и уважают. Старые друзья, новые интересы, то-се. Вот тебе, бабка, и Юрьев день. Наверное, все подумали: «Ну и что? Это же совершенно нормально!» Ну а я о чем. Это у меня одной, что ли, вызывает дикий панический приступ? Типа — подавитесь!! Вы сами этого хотели, ну и всё.
Станислав ЛЬВОВСКИЙ
Одно из самых сильных впечатлений недели. Присутствовал на собрании студентов одного московского вуза, человек сто с лишним. Выступающий спрашивает: «Как вы относитесь к американцам?» Зал производит некоторый невнятный шум. «Ну хорошо, — продолжает выступающий, — поднимите руки те, кто плохо относится к американцам».
Ни одной руки.
Кажется, клинический антиамериканизм властей и штатных пропагандистов начинает приносить долгожданные плоды, памятные всякому, кто застал поздний Советский Союз. Оппозиция у нас, конечно, не семи пядей во лбу, чего говорить. Но и эти люди, в телевизоре которые, тоже ничему никогда не научатся.
Это, наверное, потому, что, как говорил индеец из джармушевского «Мертвеца», «круг жизни не имеет конца».
***
Иосиф Дискин тут предлагает дополнить и расширить законопроект об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан, предусмотрев в нем ответственность за ущемление чувств атеистов, а также исповедников того, что называется «гражданской религией». Насчет последнего прямо не говорится, но, кажется, именно так нужно рассматривать пассаж о кощунстве в отношении Вечного огня: культ Победы в Великой Отечественной войне именно что гражданская религия и есть.
Это новое и интересное развитие сюжета — и внесение атеистов в списки защищаемых не так уж маловероятно, как кажется. Во-первых, атеисты и агностики (что бы это слово ни означало) составляют, как мы теперь знаем, ощутимое большинство населения страны: курс «Основы мировых религиозных культур» выбрали 21,2% школьников, а «Основы светской этики» — 42,7%. Выбор предмета — вполне релевантный критерий, это не blah-blah-blah социологам в анкеты писать. Во-вторых — и это важнее, — государству, которое взыскует хоть какой тотальности, нельзя оставлять атеистов беззащитными, на произвол, так сказать, слепых сил природы. Всякая защита, как и всякое насилие, в этой конструкции только от государства и может исходить. Так мы еще доживем до принятия закона о защите прав (или там чувств) ЛГБТ-сообщества.
То есть российское государство в 2012 году готовится на полном серьезе изобразить из себя гоббсовского Левиафана (в позитивном, конечно, смысле), который один предотвращает войну атеистов с православными, русских с инородцами и гопников с хипстерами. Это, конечно, вполне естественно выглядит в свете настойчивых попыток начальства утвердить тут у нас какой-никакой солидаризм, хоть бы и совсем корпоративного толка. Но все равно зрелище завораживающее. У классика ситуация эта, впрочем, давно описана, вполне исчерпывающе:
…А бабушка моя, глухонемая, с печи мне говорит: «Вот видишь, как далеко зашла ты, Дашенька, в поисках своего “я”».
***
Марина ДАВЫДОВА
Примерно раз в полгода меня спрашивают, что я думаю об идеях Станиславского и о том, как то или иное событие — спектакль, фестиваль, чье-то творчество — с ними соотносится. Недавно с аналогичным вопросом ко мне обратился очень хороший питерский фестиваль «Балтийский дом». Признаться, я вообще довольно редко думаю об идеях Станиславского. И искренне не понимаю, почему с такой настойчивостью надо вообще все время о них что-то думать. Почему они должны являться некоей точкой, по отношению к которой мы определяем свое местоположение. У Станиславского были свои идеи, у Тадеуша Кантора свои, у Андрея Могучего какие-то третьи, но тоже свои. И каждый из них никому не указ. А уж спрашивать, удаляется от идей Станиславского или приближается к ним фестиваль «Балтдом», привозящий в Петербург спектакли Андрея Жолдака, Пиппо Дельбоно, Люка Персеваля и Кристиана Смедса, — все равно что вопрошать, насколько нынешняя Венецианская биеннале удалилась от заветов великих сынов Венеции Тициана или Тинторетто. Ну это же, право, нелепость какая-то. Ладно еще, когда в верности заветам Станиславского клянется фестиваль «Сезоны Станиславского», привозящий, к слову сказать, того же Персеваля, посмотрев «Вишневый сад» которого, твердолобые адепты «системы» должны прийти в тихий ужас. Но остальные-то зачем?
Все эти попытки притянуть за уши к каждому второму театральному событию или институции идеи Станиславского напоминают ухищрения театроведов советской эпохи, которые, исходя из самых благородных задач, уверяли читателей и власть предержащую, что такой-то драматург (или режиссер) был реалистом, а не злостным формалистом. А если о-о-о-очень внимательно в него вчитаться и к нему приглядеться — он вообще без пяти минут марксист.
Но советские театроведы испытывали сильное давление идеологического ртутного столба, а мы-то что? Нас что, Путин и его камарилья заставляют все время чистить себя именно под Станиславским? Как-то себя с ним соотносить? Вымерять в сантиметрах дистанцию между ним и прочими театральными деятелями? Что за зацикленность на одном отдельно взятом великом человеке и его идеях? Мне даже жалко его, ей-богу. Он, полагаю, и в страшном сне не мог представить такой вот нескончаемой паранойи вокруг своего имени.
Екатерина БИРЮКОВА
На сольфеджио в музыкалке, в которой я когда-то училась, одним из обязательных экзерсисов было пение романса под собственный аккомпанемент. Что-нибудь милое и несложное: Варламов, Гурилев, Глинка. Помню, я как-то решила не мелочиться и объявила, что разучу «Весенние воды» Рахманинова. Если кто не в курсе, это экстрим и для певца, и для пианиста, причем для каждого по отдельности. Я же, пятиклассница, увлеченно голосила верхнее ля-диез, одновременно ковыряясь в фортепианных пассажах. В какой-то момент я гордо принесла все это на урок, но учительница Светлана Петровна сказала, что слушать мое исполнение «Весенних вод» она, оказывается, не собирается. Просто ей хотелось дать мне пожить с этой музыкой, но теперь все-таки надо выучить Варламова, Гурилева или Глинку.
Я тогда обиделась страшно, но надо признать, что жесткость ее была осмысленной. И именно о ней я вспомнила, сидя на днях в театре «Новая опера» на поздней опере Рихарда Штрауса «Каприччио». В принципе, это безобразие — что такую постановку вообще могли допустить. Российская премьера! Грант московского культурного департамента! Проект в рамках Года Германии! При этом — ни малейшего понятия о штраусовском стиле. На сцене — перестроечная пластмассовая роскошь и ужимки актеров дешевой антрепризы. Скучно и стыдно. Музыканты вместе с маэстро Валерием Крицковым думали, что они спели и сыграли оперу Штрауса, а режиссер Алла Чепинога думала, что она ее поставила. Почему-то не нашлось ни одной Светланы Петровны, которая бы жестко запретила выносить этот детский сад на публику. В общем, позвольте считать, что российской премьеры «Каприччио» — оперы невероятно красивой, благоухающей, многослойной, до отказа забитой рефлексией и аллюзиями — пока не произошло.
Тем более — хорошо это или нет — что новыми оперными постановками разного качества Москва в эти дни просто переполнена. Не за всеми и поспеваешь. «Иоланта» для детей в театре Сац. Новый опус Александра Маноцкова для креативного класса на «Винзаводе». Совсем скоро, в воскресенье, — «Травиата» в Большом, премьера-премьера, для вечерних платьев. И одновременно — «Холстомер» в театре Покровского, где совсем не до них.
«Холстомер» — опера про лошадей, получилась она очень симпатичной, пожалуй, это самая удачная продукция среди многочисленных постановок отечественных опер последних десятилетий, на которых театр нынче специализируется. Все сделано своими силами, постановочная команда — главные люди театра: режиссер Михаил Кисляров, дирижер Владимир Агронский. Свеженаписанная партитура Владимира Кобекина, самого исполняемого оперного композитора земли Русской, — это доступность, мастерство, Стравинский, Мусоргский, «Кармина Бурана» и одновременно свой собственный фирменный драйв. Стада молодого поколения покровцев лихо отбивают копытами в шнурованных сапогах, задорно поют и иногда не стыдно притворяются контемпорари-дансом с поклоном в сторону «Весны священной» Пины Бауш. Александр Полковников в роли обаятельного, хорошо сложенного жеребенка чудо как хорош, ходит колесом и поет баритоном.
Но если спросить, какая опера за эту безумную оперную неделю принесла мне настоящее счастье, то это будет «Мария Стюарт» Гаэтано Доницетти — вовсе без режиссуры, в концертном исполнении. Но в каком! Уж на что я не млею от сладкого слова «бельканто», но сочетание на одной сцене Инги Калны в партии королевы Марии и Александрины Пендачанской в партии королевы Елизаветы сложно позабыть. Не только из-за верхнего «ре», на которое Пендачанска, раззадорившись, пошла было в финальном ансамбле первого действия, но смутилась, что сделала это в одиночку, без Калны, не договорившись с ней заранее, и кокетливо прикрыла рот рукой. Белькантовые правила хорошего тона — совершенно особая история, и «решник», взятый драматическим сопрано на весь зал Чайковского, как говорится, из песни уже не выкинешь. Но этот курьез все же затмили то качество и та вкусность исполнения музыки Доницетти, о которых в нашем городе, где нынче так много оперы, вообще, увы, нет никакого понятия.
Василий КОРЕЦКИЙ
На премьере «Антон тут рядом». Кто-то очевидно плачет. В середине фильма одна пара — едва ли не единственные незнакомые мне люди на все два зала «Пионера» — выходит и больше не возвращается. Конечно, решение делать закадровый комментарий было единственно верным: сместив фокус с экспириенса Антона на экспириенс зрителя, Аркус автоматически превращает все непроговоренные места, которые в сегодняшней невовлеченной кинодокументалистике были бы поводом для отдельной «морали», точками бифуркации сюжета, в пунктумы. Самый душераздирающий — последние кадры хроники коммуны для душевнобольных: строгий старик-армянин докапывается до Антона — «сыра слишком много взял, отломи половину», «масло отодвинь от себя». Христианская идиллия с коровками и совместным выпеканием хлебов тут же рушится, обнажая все тот же дисциплинарный санаторий, дрессуру и казарму. Кажется, у Фуко читал о том, что индейцы племенами переходили в католичество, потому что бежали от конкисты в миссии с удобствами и ежечасным дозированным микронасилием и непрестанным надзором. «Вы загоняете — мы ждем» — это уже из недавнего разговора с Кончаловским. А.С. верит в то, что категорический императив можно насадить страхом батогов, и верит в грядущий триумф Китая — пусть не завтра, пусть через 700 лет. На бумаге все эти геополитические рассуждения А.С. кажутся немного вздором, но при личном общении выстраиваются в достаточно лабильную конструкцию не убеждений, но предположений и умозаключений, которую ты хотя бы готов принять к сведению — пусть и ничуть не разделяешь ее. Со «своими» чаще бывает ровно наоборот: любая попытка устной коммуникации — чудовищный асинхрон и взаимная неловкость, игра охотно принимается за искренность, искренность — за позу, каждый удар — мимо ворот. И только читая текст, скажем, в «Сеансе», ты понимаешь, что вы чувствуете одинаково. Собственно, кино Аркус во многом об этом, о силе текста: в отдающем афазией сочинении Антона (бесконечная цепь перечислений) она вдруг узнает образ себя — и отчаянно пробивается к этому своему образу в Другом сквозь панцирь отчуждения.
***
По улицам Москвы ходит невероятное количество душевнобольных: знакомые все время рассказывают о сталкерах, о прохожих с галлюцинациями, об агрессивных старухах в метро. Иногда и вправду кажется, что сейчас начнется зомби-хоррор. Раньше такое ощущение возникало в основном на каком-нибудь «Выхино» — но сейчас волны безумия докатываются уже и до ЦАО. А что вы хотите — осень.
Денис БОЯРИНОВ
Когда я два года назад впервые приехал в Берлин, я снял квартиру где-то на самой границе Кройцберга, про который тогда говорили, что это самый веселый район. Я предвкушал, как буду ходить в клубы и бары в тапочках, но оказалось, что поселился я не на той границе, самой дальней. Моя улица была самой что ни на есть спальной — до ближайшей ночной палатки с кебабом надо было идти несколько кварталов, что уж и говорить про безумные бары. Вчера я снова оказался в том районе — приехал на концерт диджея-виртуоза Кида Коалы, презентовавшего новый альбом в Берлине, и с удивлением обнаружил, что нужный мне клуб Gretchen, в котором назначено шоу, находится аккурат позади супермаркета с биоедой, в который я два года назад каждое утро ходил за хлебом и молоком на завтрак. Моя мечта сбылась, хотя я нынче живу в Нойкельне, про который говорят, что это самый веселый район.
Шоу у Кида Коалы было отменное — с верхним брейком в исполнении картонного робота, стюардессами на сцене, пускавшими в зал самолетики, жонглированием пластинками и всеобщим дуракавалянием, но больше всего меня поразили кирпичные своды клуба Gretchen, который ладно и просто прописался в каких-то исторических конюшнях, как будто всегда здесь и был (а на деле — они завтра будут праздновать свою первую годовщину), — по-берлински функционально и без лишнего пафоса: покрасили стены, нарисовали граффити, сколотили барную стойку и сцену, повесили хороший звук и вот уже веселятся под филигранно скретчующего Кида Коалу.
Веселясь и прыгая вместе со всеми, я думал о том, как мне не хватает такого клуба в Москве и почему он никак не появится. «Просто нужно помещение» — как сказала на дискуссии о музыкальном андеграунде берлинская жительница Гудрун Гут, и это первое и необходимое условие для возникновения плодородной творческой среды — не важно, в музыке, литературе или театре. Таких бесхозно пустующих исторических конюшен, расположенных на границах московских Кройцбергов и Нойкельнов, у нас пруд пруди, но если что в них и появится — так это очередной ресторан-«химчистка», открытый наивными бар, который полгода будет пытаться дать баснословную взятку за алкогольную лицензию, а потом закроется, или — в лучшем случае — новый «Жан-Жак». А тем временем славные владельцы винилового магазина DiG, жестко выселенные из обжитого подвала на «Китай-городе», ищут новое пристанище — пока безрезультатно. Увы, это Москва.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials