Андрей Лошак: «Репутационные риски у меня серьезные»
В интервью COLTA.RU автор сериала «Россия. Полное затмение» подвел итоги зрительской и журналистской реакциям
На прошлой неделе на канале НТВ прошел мокументальный сериал «Россия. Полное затмение», придуманный автором и другом COLTA.RU Андреем Лошаком. В нем журналист с бородой и в майке олимпийской сборной, внешне схожий с Лошаком, расследовал детали вражеского заговора против России, приведшего страну к упадку, — этот план Даллеса включал в себя распространение вируса фашизма, стволовые клетки, контролирующие российскую элиту, пропаганду гомосексуализма через рублевских жен и, главное, зомбирующий телесигнал. Абсурдным сюжетам про ковры-убийцы и олигарха — Синюю Бороду поверили многие: канал НТВ получил высокие рейтинги, а журналист Лошак — недоуменные и даже оскорбительные реплики в спину. Зачем уважаемый журналист, один из признанных мастеров профессионального телерепортажа, решил растратить свой кредит доверия и при чем тут Березовский — выяснял ДЕНИС БОЯРИНОВ.
— Сколько ты дал интервью сегодня?
— «Афиша», New Times, «Большой город», канал «Дождь»... Немало.
— Журналисты тебя не пытаются троллить, задавая провокационные вопросы?
— Нет. Пока искренне пытаются разобраться, что это было.
— Даже коллеги по цеху удивлены? А в чем главная причина недоумения?
— Я пока не понял. Судя по всему, аудитория разделилась на три части. Есть люди, которые врубились и им нравится, — они прикололись. Есть люди, которые врубились, но не прикололись, — им непонятно, зачем это надо было снимать. А есть люди, которые не врубились и переживают по поводу увиденного, — вот за них я больше всего тревожусь. Мне-то хотелось, чтобы к пятой серии фильма, где концентрация бреда достигает максимума, зритель очнулся и в конце обнаружил, в чем мораль этой истории. Но это произошло далеко не с каждым. Мы предполагали, что так может случиться. Изначально задумывалось, что после пятой серии мы устроим большое обсуждение «Затмения» в программе «НТВшники», и это была важная составляющая проекта, который, безусловно, для массовой аудитории требует комментариев.
— Почему обсуждение в «НТВшниках» отменилось?
— Потому что зимой поменялось руководство в Дирекции прайм-тайм-вещания НТВ, которое продюсировало этот проект. Ушли Картозия, Евдокимов — а они были локомотивами в этой истории. Проект подвис в высоких кабинетах НТВ, куда я не имею доступа. Последние три месяца я сам не знал, что с ним происходит. О том, что он все-таки выходит в эфир, я узнал, что называется, из газет — мне позвонили из «Коммерсанта».
— Фильм задумывался два года назад — до протестных акций оппозиции и Pussy Riot. Об этом можно догадаться по завязке про шпионский скандал и Анне Чапман, появляющейся в первой серии. Ты тогда еще был сотрудником НТВ?
— Кстати, это не Анна Чапман, а просто очень похожая на нее девушка, которую я случайно встретил в банке. Чапман, разумеется, нас послала. Фильм задумывался после того, как я уже год не работал на канале. Можно сказать, что это взгляд со стороны на то, что происходит с телевидением. «Полное затмение» — это была моя идея, которую я принес на НТВ, и веселые ребята из Дирекции прайм-тайм-вещания меня поддержали. Конечно, если бы их не было — ничего бы не было. Вряд ли бы я смог тогда убедить Кулистикова, что это стоящая шутка. А сейчас Кулистиков и вовсе доволен — даже звонил мне сказать, что все круто.
— Вернемся к первоначальному замыслу: мне говорили, что вначале предполагалось нечто совсем подрывное — якобы вы хотели бить фильм на маленькие мокьюментари-сюжеты и вплетать их в новостные программы НТВ.
— Было не совсем так. Но у нас были задуманы концепция промоушена фильма и какие-то такие фишки, в которых канал нам должен был подыграть. В какой-то момент мне дали понять, что канал на это не пойдет.
Конечно, фильм показали не так, как мы хотели. Мы хотели дать его раньше и разбивать по серии на день, чтобы дозировка бреда не была такой зашкаливающей. Но показали — и за это спасибо. Мне тут с греческого острова не видно, но говорят, что были забойные анонсы в конце новостей, когда Леша Пивоваров сидел с абсолютно непроницаемым лицом и говорил, что вы сейчас узнаете всю страшную правду про телевидение. Может быть, руководство канала, увидев рейтинг первых серий, включилось в игру по-настоящему — это на самом деле здорово.
На Константина Львовича я не замахивался. Зато там есть Познер.
Из того, что удалось сделать для раскрутки фильма с нашим скромным бюджетом, — мы создали несколько фейковых сайтов, поддерживающих проект: сайт олигарха — «Синей Бороды» Сотникова, сайт общества борьбы с зомбификацией «Чистый сигнал». Мы давно повесили в YouTube ролики с обрядом развенчания на Рублевке и Вассерманом, который не отражается в зеркале, — пытались запустить мемы. Ну так... для себя. Развлекались.
— Ты говоришь, что бюджет был скромный. Можешь его сравнить с обычным энтэвэшным?
— Бюджет у проекта был нормальный для того, чтобы взять режиссера Бардина и снять фильм с не очень дорогими актерами. Но нам дорогие актеры и не были нужны, потому что они узнаваемые. Нам не хватило бюджета для промоушена фильма — здесь надо было уже подключать полные мощности.
— Что из-за скромности бюджета не получилось сделать для проекта, а жаль?
— Все уже и не вспомню. Например, историю про ковры хотели снимать на Урале, с настоящими уральскими людьми, с их неповторимым говором. Фактура была бы ярче. Но у нас были московские актеры, и снимали мы в Подмосковье, хоть и сделали одну вылазку на Урал. Вообще у нас все снято в Подмосковье, включая заграницу. Вместо Ирана у нас была Бухара, но в принципе таджики, живущие в Бухаре, говорят на фарси — считай, что персы. Короче, крутились как могли.
Конечно, можно было бы фотошоп сделать и получше (смеется), но в какой-то момент я решил, что этот фильм — как раз тот случай, когда чем хуже, тем лучше. Это же фейк, подделка. Так что черт с ним, что актеры плохо играют и у Сотникова отклеивается борода.
— Да, это добавляет обаяния самодельного продукта. И тем страннее выглядят люди, которые на полном серьезе обсуждают в интернете, что вы чемодан с разведданными неглубоко закопали — мол, так не закапывают.
— (Смеется.) Люди меня удивляют. Странно, что купилась и вполне продвинутая аудитория. Например, после эфира мне звонила Ксения Собчак и просила меня произнести по телефону, включенному на громкую связь, что она никогда не была любовницей олигарха Сотникова, — потому что Сергей Капков, который был с ней рядом, не верил ей и требовал объяснений.
— Почему она и некоторые другие реальные персонажи согласились подыграть? Ты же и их подтроллил, в некотором смысле.
— Ксения Анатольевна такой тролль, до которого мне расти и расти. Как выяснилось, многим людям просто интересно играть роли, изображать кого-то. В нас больше детского, чем кажется.
— Мне приятнее всего было видеть в абсурдном контексте фильма реальных персонажей, сеющих вокруг себя абсурд, — вроде Никиты Михалкова или Андрея Караулова. Как вы с ними договаривались — вряд ли шли с открытым забралом?
— Мы им не то чтобы врали, а просто не рассказывали всей правды. Говорили, что вот такой проект «Россия. Полное затмение» — про то, как все ужасно в России, про то, до чего мы дожили, про вражеский заговор, про план Даллеса... Ну а что, разве не так?
— А Андрею Малахову ты всю правду сказал?
— Появление Малахова — это чистой воды дружеское волеизъявление, за что я ему страшно благодарен. Ну, конечно, он сначала получил на это санкцию у руководства — и когда Константин Львович благословил, он остался после съемок очередной «Пусть говорят» на 30 минут, чтобы снять сцену появления борца с коврами из Нытьвы на ток-шоу. Некоторые реальные люди в этом фильме соглашались на съемки, потому что у меня были с ними приятельские отношения. У меня до этого фильма был кредит доверия, который я сейчас, кажется, израсходовал по максимуму (смеется). Репутационные риски у меня после проекта, конечно, серьезные, но я пока не жалею. Как еще в зажиревшее ухо втиснуть тихое слово? На серьезных щах это не получилось бы.
Лозунг «Больше ада!», увы, актуален на современном телевидении.
— Константина Львовича не пытались завлечь в кадр? Он был бы уместен.
— На Константина Львовича я не замахивался (смеется). Зато там есть Познер.
— Были персонажи, которые почувствовали подвох и отказались?
— Были. Например, я хотел, чтобы экспертом по гей-мафии в шоу-бизнесе стал музыкальный критик Сергей Соседов. Он сказал, что он серьезный журналист и в глупостях не участвует. Группа «ЧАЙФ» отказалась изображать родственников жителей Нытьвы, в которой началась массовая эпидемия избавления от ковров. Но эту роль блестяще исполнил Глеб Самойлов, которого долго уговаривать не пришлось.
— Как ты объясняешь высокие рейтинги фильма?
— Я принимаю все упреки по поводу качества исполнения — и по драматургии и по режиссуре можно было бы сделать все гораздо круче, но тем не менее это же все весело. В фильме рассказывается о сенсациях, участвуют звезды плюс детективно-шпионская интрига — это простые и работающие механизмы привлечения зрительского внимания. Это проверенный формат, который дает высокие рейтинги. Мы работали по лекалам непревзойденных мастеров мокьюментари из Дирекции общественно-правового вещания канала НТВ и с других каналов — не будем их называть (сколько можно). Только в отличие от них я колюсь в конце фильма, а настоящие мастера никогда не признают, что их фильмы, вроде «Анатомии протеста», — это подделка, в которой каждая склейка срежиссирована. И собирают рейтинги!
— Рейтинг не дает представления об эмоциональной реакции зрителей на твой фильм. А это интереснее всего. Мне понравился один из комментариев в интернете: «Так шутить с народом — это все равно что шутить с таможенниками, говоря, что везешь оружие и наркотики».
— Черт его знает, вот эти мастера мокьюментарного жанра уже так засрали народу мозги, что — есть подозрение — фильтры уже засорены. Поток желтого трэша нескончаем, и люди все еще его поглощают. Я не сделал ничего такого, что могло бы забить их фильтры еще сильнее: напротив, человек, который досмотрел «Затмение» до конца, должен был понять, что с его фильтрами что-то не так — надо по-другому воспринимать информацию из телевизора. Относиться к ней более аналитически. Это идеалистический посыл, но он заложен в фильм.
— А что сказал Леонид Геннадьевич (Парфенов. — Ред.)?
— Леонид Геннадьевич мне вчера позвонил — он прилетел с Камчатки, где страшно просветлился на сопках, и ему кто-то показал серию про олигарха с Рублевки. И, кстати, даже он повелся — на полном серьезе меня спрашивал, существует ли Сотников и т.д. Но он сказал, что ему понравилось — он смеялся. Никакого порицания я от него не услышал. Для меня это очень важно. Есть несколько людей, мнение которых для меня очень важно, — и им всем понравилось. Это приятно.
— От Кулистикова поступило какое-то предложение вслед за поздравлениями?
— Последовало совершенно нормальное предложение директора коммерческого канала. Если это работает — значит, это надо капитализовать. Сделать какое-то продолжение проекта. Может быть, в другом формате — они сейчас об этом думают.
— Сделать ежедневное ток-шоу?
— Например. Лозунг «Больше ада!», увы, актуален на современном телевидении. Но для меня это был все-таки разовый проект, которым я хотел высказаться, и больше мне добавить нечего. Хотя, конечно, приятно, что обо мне вспомнили, — давно мне не было предложений со стороны канала.
— Будет смешно, если тебе еще и «ТЭФИ» дадут.
— Будет смешно, но меня уже это не удивит. Это будет соответствовать уровню абсурда, в котором мы живем. Слушай, большего тролля, чем наше государство, сейчас нет. Кто такой Всеволод Чаплин? Это тролль в рясе, который сознательно троллит либеральную общественность. Что такое назначение полпредом Холманских? Это тоже троллинг белоленточников. Государство давно играет в эти игры, прикалываясь над нами, а тут мы решили приколоться, и — это информация с самых верхов — они тоже прикололись. Им было весело! Им все понравилось!! (недоуменно-разочарованно) Ну, я не знаю...
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials