О чем нужно писать, чтобы получить «Русского Букера»?
Что привлекательнее для жюри — трагическая история России или экзистенциальный кризис?
12 июля премия «Русский Букер» представила очередной длинный список. Премия обрела недавно нового спонсора в лице банка «Глобэкс» и увеличила в связи с этим размер призового фонда более чем в два раза. Лауреат получает теперь полтора миллиона рублей, а финалисты — по 150 000. Состав жюри этого года таков. Председатель — петербургский критик и эссеист Самуил Лурье. Члены жюри: гендиректор фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик и режиссер Павел Санаев, прозаик и критик Роман Сенчин.
Кто же из длинного списка покажется жюри привлекательным, кто победит? Вот, например, в этом году за «Русский Букер» борются такие разные книги, как антиутопия Александра Терехова «Немцы» и роман Александра Иличевского про интеллигенцию «Анархисты».
Трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству
В связи с этим мы решили исследовать вопрос о том, какие книги особенно любит «Русский Букер». Речь не о качестве, а только о темах. Для этого мы взяли всех лауреатов премии с самого ее начала, 1992 года, и составили для каждого текста-победителя что-то вроде облака тегов. На схеме очевидно, что из этих тегов встречается чаще, а следовательно, более ценимо и любимо.
«Букер десятилетия» как отдельная акция в списке не учитывался.
Итак, вот список всех победителей «Букера» в хронологическом порядке. К каждому названию привязано облако тегов. Какие статистические результаты это дает, можно посмотреть внизу на схеме.
Марк Харитонов. «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича»: трагическая история России, религия, любовь, интеллигенция, СССР, провинция, литература, противостояние государству
Владимир Маканин. «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»: экзистенциальный кризис, религия, антиутопия, противостояние государству
Булат Окуджава. «Упраздненный театр»: трагическая история России, семейная хроника, детство, семья, СССР, автобиография
Георгий Владимов. «Генерал и его армия»: трагическая история России, война, альтернативная история, СССР
Андрей Сергеев. «Альбом для марок»: детство, воспоминания, СССР, автобиография
Анатолий Азольский. «Клетка»: трагическая история России, война, СССР
Александр Морозов. «Чужие письма»: эпистолярный роман, СССР, любовь, семья, одиночество, литература
Михаил Бутов. «Свобода»: экзистенциальный кризис, интеллигенция, постсоветская реальность, одиночество
Михаил Шишкин. «Взятие Измаила»: трагическая история России, детство, любовь, семейная хроника, смерть, семья, интеллигенция, СССР, противостояние государству
Людмила Улицкая. «Казус Кукоцкого»: трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству
Олег Павлов. «Карагандинские девятины»: постсоветская реальность, СССР, смерть, провинция
Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белое на черном»: детство, СССР, смерть, одиночество
Василий Аксенов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки»: история России, противостояние государству
Денис Гуцко. «Без пути-следа»: постсоветская реальность, любовь, семья
Ольга Славникова. «2017»: постсоветская реальность, антиутопия, любовь, мистика, политика
Александр Иличевский. «Матисс»: интеллигенция, постсоветская реальность, экзистенциальный кризис, одиночество
Михаил Елизаров. «Библиотекарь»: постсоветская реальность, СССР, интеллигенция, провинция, литература, триллер
Елена Чижова. «Время женщин»: семья, детство, война, трагическая история России, семейная хроника, СССР
Елена Колядина. «Цветочный крест»: религия, секс, история России, семья
© Наталья Цыбулина / Colta.ru
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials