Без оттенков
ВАРВАРА БАБИЦКАЯ не дочитала роман Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Но скажет
Все книжные рецензенты обозревают громкие новинки, бестселлеры. Я, положим, с куда большим удовольствием отрецензировала бы «Обыкновенную историю» Гончарова и даже полагаю, что многим читателям, для которых русскую классику безвременно похоронила еще школа, это было бы и полезнее, и любопытнее. Но работая для людей, приходится учитывать их запросы, а когда появляется бестселлер — люди хотят знать, о чем шум. Литературная критика — один из способов говорить о том, что происходит с обществом, и каждая конкретная книга — для этого разговора повод и симптом. Она может не представлять собой большого литературного события, но если она затронула сердца миллионов — как минимум интересно разобраться, почему.
Сейчас сердца миллионов (более 30 миллионов в США и Великобритании) затронули «Пятьдесят оттенков серого» Э.Л. Джеймс, самая быстрораскупаемая книга в мире. О ней исчерпывающе написала Анна Наринская (ее рецензия озаглавлена «Стыд без срама»): «И если зачем-то пытаться объяснить феноменальный успех “Пятидесяти оттенков” (хотя вообще-то такие объяснения почти всегда выглядят попытками доморощенной социологии), то выходит, что причина его — ну хотя бы отчасти — заключается именно в этом почтении: к герою, героине, к достойнейшим читательницам. И вообще во всей этой благопристойности, в том, что о вещах “неприличных”, а в чьем-то понимании даже радикальных, автор “Оттенков” пишет без всяких оттенков оскорбительности или хотя бы жесткости, не выходя за периметр буржуазных декораций, в которых ошейник давно воспринимается как модный атрибут».
Я хочу сказать — ну нет больше сил. Это ж до чего нас рынок довел, Анна Наринская вынуждена читать и обозревать порнографию из супермаркета. Мне невыносимо жалко ее времени. Да, этого требовал запрос публики, но это стыд и срам для всего цеха, и сейчас я делаю то же самое — однако, в виде протеста, с небольшой поправкой.
Я никогда раньше не рецензировала книгу, не прочитав ее целиком. Безусловно, о многих книгах можно понять почти все и сразу, не всегда непременно нужно себя истязать, чтобы вынести обоснованное суждение, но есть у меня этот принцип, вроде суеверия. Каждый автор имеет право на шанс, на то, чтобы его книжку прочитали до конца; и я ему это должна, даже (и тем более) если после этого буду мамой заклинать читателей не повторять моей ошибки. Но «Пятьдесят оттенков серого» я прочитать не смогла. Это даже не guilty pleasure — это невыносимо скучно. Это то, что называется «любовный роман», только приправленный БДСМ-тематикой; и поскольку это единственное, что отличает сверхпопулярный любовный роман от прочих, можно сделать вывод, что на рынке эротических грез БДСМ нынче в тренде. Не думаю, что сильно ошибусь, с закрытыми глазами сделав предположение из разряда доморощенной социологии.
«Пятьдесят оттенков серого» изначально были фанфик-произведением по мотивам «Сумерек» Стефани Майер, саги о девушке, полюбившей вампира. Позже эта вариация на тему отпочковалась в самостоятельный роман, а затем и трилогию. Наверняка фанфики бывают разными, но вообще фанфик — это фантазия на тему популярного произведения (книги, сериала и пр.), которую пишут фанаты, не желающие расставаться с любимыми персонажами и их реальностью и не в последнюю очередь полагающие, что в оригинальном произведении тема сексуальных взаимоотношений не раскрыта в должной мере — скажем, в саге о Гарри Поттере нет и намека на гомосексуальную любовную линию между главным героем и его антагонистом Драко Малфоем, а ведь могла бы быть. У Э.Л. Джеймс герои сменили имена и зажили самостоятельной жизнью, вампирскую тему сменило садо-мазо. Но сюжет остался неизменным: хороших девочек притягивают плохие парни.
Только вот на плохих парней сейчас неурожай. В мире победившего конформизма пространство бунта, в котором герой может быть плохим, но все еще привлекательным, сузилось почти до полного исчезновения. Герой романа или сериала еще может пьянствовать, но не употреблять наркотики; может курить — но для этого действие нужно переместить в 50-е годы; он может быть циником — но упаси бог высказаться неполиткорректно о национальных или сексуальных меньшинствах или проявить недостаточную чувствительность к детям и животным; семья для него — святое, мужская дружба — тоже. То же самое — в любовных отношениях, где этикет регламентирован массовой культурой до мелочей. Когда мужчина берет у женщины номер телефона, он должен позвонить ей на третий день. Не тем же вечером и не через неделю. Это знает он, это знает она, это знает зритель. Когда в сериале How I Met Your Mother нам хотят показать циника и бабника — герой звонит на четвертый день, и этот демонический ход действует на женщин безотказно.
Мне запал в душу эпизод из Sex & The City, где главная героиня зареклась ходить на свидания, потому что все ее кавалеры оказывались какими-то фриками. И тут же, разумеется, познакомилась с симпатичным редактором философского журнала (или что-то такое), который тоже зарекся ходить на свидания, поскольку его любовный опыт представлял собой парад уродов. Слово за слово, вскоре две эти отчаявшиеся души проснулись в одной кровати, и герой пошел играть в футбол, а героиня, оставшись в его квартире, устроила обыск: ведь наверняка он тоже окажется с приветом, так уж лучше обнаружить его постыдную тайну сразу. Однако ни плетки под матрасом, ни маминого скелета в ванной так и не обнаружилось: вместо этого герой, вернувшись пораньше, застал ее на месте преступления и выставил вон.
Мораль вроде бы ясна: подозревая другого в сумасшествии, как бы самой не оказаться фриком, безумным параноиком. Меня, однако, удивило совсем другое. В этом доме, в этом, с точки зрения сценаристов, храме нормальности, героиня не нашла ничего не то чтобы странного («…а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож») — ничего личного вообще. Стерильное пространство с книгами, одеждой и посудой, но без воспоминаний, без индивидуальных черт. В представлении общества, болезненно озабоченного душевным здоровьем, норма выглядит как гостиничный номер. И в этом номере удушающему стандарту соответствуют не только представления о добре и зле, а все, вплоть до цвета полотенец. Чтобы оказаться в этом мире фриком, не нужно пить кровь и бить возлюбленную кнутом: достаточно жить с мамой, или быть слишком амбициозным, или недостаточно амбициозным, или асексуальным, или мыться нерегулярно, или переживать из-за лишнего веса или собственной тупости вместо того, чтобы принимать себя таким, как ты есть, или слишком долго и антисоциально горевать о смерти близкого, или любить безответно, или голосовать за республиканцев.
Кто же спорит: курить вредно, а ксенофобия любого рода — зло. Но во все времена было вроде как круто идти против суровых общественных норм — во все, кроме сегодняшних. Мир нормы исключительно комфортен для общежития, но совсем не возбуждает. И хуже того: кодифицировав все поступки человека, мы лишаемся возможности судить о том, кто же он есть на самом деле; если внешние проявления сглажены — остается только предполагать, что внутри у него спрятано бог весть что, и в каждом видеть психопата и серийного убийцу. Современная героиня, глядя на положительного героя, страшно боится, что в один прекрасный день из его внутреннего шкафа вылезет скелет, — боится, но и мечтает об этом.
Эту коллизию очень удачно, на мой взгляд, гиперболизирует и высмеивает еще одна вампирская история — сериал «Настоящая кровь» (True Blood), который уже пять сезонов идет на канале HBO и получил кучу наград, от «Золотого глобуса» до премии NewNowNext Awards в категории «Лучшее ТВ-шоу, которое вы не смотрите». Это и вообще очень смешной сериал с нагромождением трупов о том, как вампиры пытаются легализоваться, пародирующий борьбу разнообразных меньшинств за свои права: coming out of the coffin наталкивается на непонимание реднеков в южноамериканском захолустье. Но главная линия там — все та же любовь хорошей девушки и вампира. Мысль в общих чертах такова: все мужчины пьют нашу кровь, но вампир, который делает это в буквальном смысле слова, в остальном зато — истинный джентльмен, и секс с ним обалденный. Канализировав зло и выведя его вовне в виде пары клыков или БДСМ-приспособлений героя «Пятидесяти оттенков серого», мы убиваем двух зайцев сразу: удовлетворяем свою тягу к плохому парню – и делаем его в действительности безопасным, поскольку мы точно знаем, чего от него ждать. True blood в одноименном сериале — это на самом деле марка искусственной крови, дряни, синтезированной японцами, которую пьют из бутылок легализовавшиеся вампиры. И как выясняется — жить на суррогате можно. Но это не жизнь. Сколько бы десятков оттенков мы ни придумали для серого цвета, он останется серым — и красным не будет никогда.
Э.Л. Джеймс. Пятьдесят оттенков серого. — М.: Эксмо, 2012
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials