День города. Рассуждение о краске
КИРИЛ АСС о том, как обращаться с цветом доставшегося нам в наследство города
Большая часть России расположена в тех широтах, где мало какой строительный материал способен сберечь тепло человеческого обиталища и сам себя. Зимняя стужа и летняя жара континента истязают фасады домов не меньше, чем наши тела. Однако когда мы можем остаться в одной рубашке или закутаться в шубу, дома такой возможность лишены. Их стены должны быть неизменны.
Спор о фасадах далеко простирается в прошлое, еще Саллюстий порицал мраморную облицовку частных домов, считая, что добропорядочный дом не должен скрывать сущность своих стен. В то же время греки красили свои храмы и статуи, стараясь последние сделать подобными живым людям, а храмы — краше, чем они есть на самом деле. Спор этот не вполне о краске, а о последнем пределе плоти здания, о ее поверхности и ее честности. Одни говорят, что эта внешняя поверхность подобна человеческой коже и неотъемлема от плоти здания. Другие — что это всего лишь одежда и здание должно быть, как и человеческое существо, прекрасно и без одежды. Первое мнение опирается на уверенность архитектора в своей природе творца, создающего здание и потому властвующего над его внешностью до последней степени. В подтверждение второго мнения выступает время, которое срывает со зданий и облицовки, и тем более краски, заставляя их облетать и исчезать в безвестности, обнажая настоящую плоть строений. Любая облицовка, однако, — это маска, личина, скрывающая действительную суть строения и вещи.
В наших широтах материал, из которого собственно возведено здание, часто скрывается за облицовкой. Она бывает трех родов: либо здание скрывается за другим материалом, оставленным в своем естественном виде, либо за штукатуркой, составляющей плоскость или изображающей другую конструкцию, обычно окрашенной, либо окрашивается материал здания (и иногда облицовка). Каждая из облицовок имеет собственный смысл.
Здания в своем естественном материале — каменный храм, кирпичный завод или изба — являют себя как есть, не скрываясь. И стареют, и разрушаются так, как это присуще их составным частям. Здание, чья конструктивная основа скрыта за облицовкой, или краской, или и за тем и за другим вместе, сохраняет себя лучше ценой своего рода обмана. В нем есть практичность, но есть и отказ от признания своей природы. В то же время такой отказ часто делается в пользу украшения, придания зданию качеств больших, чем ему отведено судьбой.
Краска и тем более облицовка служат тому, чтобы уподобить здание чему-то, чем оно не является или является не в полной мере. Очевидно, чтобы произошло узнавание подобия, зритель должен помнить то, чему здание уподобляется. Таким образом, отделка становится катализатором памяти. Тут происходит разделение облицовки и краски: облицовка естественным материалом все же обладает собственной природой. Напоминание происходит через воспроизведение иной природы, не присущей зданию, средствами ее самой. Облицовка штукатуркой уподобляется иной природе, изображая присущую ей пластичность. Краска — и на штукатурке, и на не тронутой облицовкой стене — природой вовсе не обладает, она лишь знак, указание на отсутствующую природу.
Однако именно в этом качестве и во временности своего существования она приобретает силу. Краска стареет, облезает, выцветает и осыпается, свидетельствуя о течении времени и о существовании прошлого с неподражаемой наглядностью. Естественная, да и искусственная облицовка в своем разрушении обнажает собственную природу. Краска открывает нам нашу.
Уважение к строителю дома и к зданию требует внимательного выяснения, какой цвет был придан зданию при постройке, и его повторения.
Из всех строительных материалов краска, возможно, единственный, чей срок короче человеческого. Оттого краска приближает к нам дома, делает их нам ровней, одновременно и свидетельствуя о конечности их жизни, и напоминая нам нас самих, являя нам нашу же скоротечность. Краска примиряет с тем, что дома переживут нас. Есть нечто бесконечно волнующее в том, что это важнейшее послание хранит в себе самая эфемерная часть строений, самый тонкий и в то же время чрезвычайно значительный слой здания, завершающий его экспансию в пространство, расположенный на границе между плотью строения и внешним миром.
Практичность требует снова и снова красить постаревшие стены. В этом сквозит еще одно подтверждение временности самого здания и того, что оно изображает.
Но отсутствие у краски собственной природы влечет за собой свободу перекрашивающих в выборе цвета, который часто оказывается случайным или, того хуже, основанным на ложных, модных или вовсе вздорных представлениях. Уважение к строителю дома и к зданию требует внимательного выяснения, какой цвет был придан зданию при постройке, и его повторения. А в наилучшем случае — и использования такого же рода красителя, чтобы старость стен продолжала проявляться тем же манером, что и прежде, позволяя зданию быть самим собой, хотя бы и в его обманчивости. Это важно для города и важно для его жителей, потому что город — воплощение памяти и следов жизни тех, кто его населял и без кого он никогда бы не стал тем, чем является теперь. И эта память значительнее и важнее для жителей, хоть и менее заметна, чем мемориальные доски, названия улиц и памятники.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials