Фрида Хювёнен: «Плотница я никудышная»
Шведская певица и пианистка, которую сравнивают с Региной Спектор, о звонке Бенни Андерссона, сгоревшей столярке, трубочистах и о том, в чем сила шведской музыки
12 сентября в Москве в клубе «Мастерская» пройдет ежегодный шоукейс Sounds of Sweden, который знакомит москвичей с актуальными шведскими музыкантами. Его главная героиня в этом году — Фрида Хювёнен, пианистка, сочинительница и исполнительница мелодраматичных баллад о трубочистах, шанхайских улицах и сборе яблок в саду. Сайт Pitchfork, сравнивая ее с Региной Спектор и Тори Амос, спешит добавить, что музыка Хювёнен не поддается категоризации, — а русский слушатель в поисках аналогов автобиографичным текстам, поданным с театральным апломбом, рано или поздно вспомнит о молодой Пугачевой.
Несомненно одно: Хювёнен — на данный момент одна из главных «женщин-которые-поют» в Скандинавии.
Frida Hyvönen — «Terribly Dark»
На средневековом кладбище в центре Стокгольма прохладно, несмотря на солнце. Фрида сидит, скрестив ноги по-турецки, на лавочке. Она чуть простужена, но, как жительница деревни Фларкен, что на широте Беломорска, возможности посидеть на солнце не упускает. У нее хорошее настроение: она только что нашла новую столичную квартиру по соседству — через Йорель Хансер (Görel Hanser), легендарного ассистента и правую руку ABBA, а сегодня гендиректора студии Бенни Андерссона.
— Йорель — как скала, на которой все зиждется. Исключтельно опытный человек, непоколебимый. На RMA Grammofon, лейбле и студии, которыми заправляют Бенни и Йорель, вообще все невероятно приятные люди. У всех собаки, представляете? Мопс, немецкий шпиц, пудель. Собаки бегают по офису и лают. Я очень люблю собак.
Вы слышали, наверно, что я выпускаюсь у Бенни Андерссона. Бенни позвонил мне несколько лет назад, сказал, что ему нравится моя музыка, и спросил: «Может быть, я чем-то могу быть вам полезен?» Я была ужасно удивлена. Звонок застал меня в кафе «Копакабана» на Хурнштулле (модный район в Стокгольме. — Г.Г.). И тут: «Меня зовут Бенни Андерссон, вы, может быть, знаете, кто я». О да, еще как знаю. Мы встретились, договорились, что они будут выпускать мои альбомы, а я буду пользоваться их студией — у них красивейшая студия на острове, на бывшем корабельном складе.
Они финансируют мои записи и занимаются студийным продакшеном. Это мой дом в музыкальном Стокгольме. Я до сих пор не могу привыкнуть — в их каталоге ведь только я, сам Бенни и еще его сын Людвиг со своей группой Atlas.
— А какие у вас были отношения с ABBA — до звонка Бенни?
— Они были везде и повсюду, всегда, до такой степени, что вырасти в стороне от них было невозможно — в Швеции это у каждого крепко засело. Мои родители ABBA не жаловали, но я лично в детстве много слушала их мюзикл «Chess», мамину пластинку.
Мое представление о Бенни быстро изменилось, когда я с ним познакомилась ближе: он ведь очень простой человек, с отличным чувством юмора, с харизмой — в обществе такого человека быстро забываешь, что он легенда. Интересно с ним здесь и сейчас, а не просто с его биографией или регалиями.
Они настолько в стороне от стресса музыкальной индустрии! Это какое-то буддийское спокойствие и самоуверенность — в хорошем смысле. Хотя они не буддисты, конечно, ну вы понимаете.
— Индустрия для вас ассоциируется со стрессом?
— Я никогда не мечтала стать поп-звездой. Меня не интересовали рекорд-лейблы. Я не собирала пластинки. Я вообще не совсем нормальный музыкант, наверно, скорее уж поэт или художник. Не вижу никакой романтики в рекорд-индустрии и никогда не мечтала о ней. Скорее уж я представляла себя в качестве писателя или в кино. Музыкальная индустрия слишком юна и нетерпелива.
На больших фестивалях я себя всегда чувствую черной овцой. Моя музыка куда больше подходит для театрального салона. 200, 800 человек, пришло пять человек — тоже хорошо. Более деликатные материи, мимика, тонкий контакт с залом — здесь я как рыба в воде. Но каждое лето с 2005 года я почему-то нахожусь на большой сцене, море света, звука, еще ветер иногда, толпа внизу — и думаю: вот какого черта я здесь делаю? Я не здесь, я не с ними, я не рок-группа. Я ведь довольно затворнический образ жизни веду — пишу сама, записываюсь сама, играю соло.
Я вообще писала песни не для публики, а для своих друзей. Или, по крайней мере, обращаясь к друзьям. Первая с «Until Death Comes» — «I Drive My Friend to the Station», я действительно подвозила моего приятеля Давида Сандстрёма, участника Refused, на станцию из нашей деревни. Мы с ним соседи. Интровертные истории. И когда это все на меня свалилось… ой.
Frida Hyvönen — «Picking Apples»
— А трубочист Йимми из песни «Dirty Dancing» тоже существует?
— Конечно, существует. В песне же все подробно описано. Он друг моего старшего брата, с ним у нас был детский роман. А теперь он трубочиcт… как это называется… в Робертфоршском трубочистском округе. Там в деревне Фларкен стоит мой дом. Вот он и пришел как-то ко мне чистить дымоход. С моим братом они дружат по-прежнему: мой брат стал исследователем космоса, я певицей, а Йимми трубочистом. Я и написала песню о встрече с человеком из детства. Назвала его по имени.
Потом пришел мейл от него, мол, говорят, ты про меня песню написала. Я ответила: «Да!» — и приложила mp3 и текст. Он был очень тронут. А я еще его девушке отдельно написала на всякий случай — что это все в прошлом, чтобы она правильно поняла.
Но знаете, чем дело кончилось? После того как он внезапно возник передо мной в униформе трубочиста 20 лет спустя и сказал, чтобы я натянула сетку на трубу, иначе там птицы гнездо совьют (о чем я пою в песне), — я, конечно, этого не сделала, и мне пришлось ему недавно перезвонить. Звоню, говорю: я на этот раз не про песню, а про гнездо — ты не мог бы приехать его убрать? Приехал, натянул специальный купол. Больше не будет гнезд в дымоходе.
Frida Hyvönen — «Dirty Dancing»
— Вам вообще такие советы имеет смысл давать? Пианистка Фрида Хювёнен в состоянии залезть на крышу и натянуть сетку на дымоход?
— Я много чего умею, но это не значит, что я это люблю. На крышу карабкаться… Я все-таки хозяйка дома, деревянного дома, ему под 80 лет. Плотница никудышная, правда. Позавчера у нас столярка как раз в деревне сгорела — вы не видели в выпуске национальных новостей по телевизору? Такой большой пожар был (достает телефон и показывает около 20 фотографий пожара в подробностях). Деревня маленькая у нас, три сотни человек от силы, вот здесь, на фото, до церкви, видите, мой садик тянется, а там наш единственный магазин. Хозяйственный. В основном крестьяне живут, поэтому хозяйственный. Если трактористу нужно срочно купить… ну, скажем… отвертку. А так сгоревшая столярка, церковь и я. Вот и вся деревня.
— Как так получается, что в Скандинавии артист может жить в деревне в 800 километрах от города, быть вписанным в контекст индустрии и быть постоянно заметным? Это ведь у вас не с появлением интернета началось.
— Ну, здесь есть условие. Я прожила в Стокгольме лет 12. Я знаю людей. Прорыв у меня случился именно в Стокгольме. Не надо идеализировать, я не смогла бы пробиться, не закрепившись в столице. Сначала база в крупном городе — потом можно ехать в деревню, можно переехать на год-другой в Париж, как я сделала, путешествовать по миру. Потом, в мою деревню можно попасть за пару часов — час лета и час на машине из аэропорта. Не было бы инфраструктуры — все это было бы невозможно.
— Что вы слушали девочкой в деревне?
— Ранние альбомы Бьорк в первую очередь: «Debut» и «Post» — «Hyper Ballad». Стину Нурденстам — во вторую. Лет в 15 так. Это главные.
Пик увлечения Нурденстам пришелся на «Dynamite». Я, наверно, никогда не брала от нее так много, как тогда. Нурденстам — очень целостная личность. Она довольно закрыта, с прессой общалась очень избирательно даже на пике карьеры. Ее роль огромна, она пришла с новым, своим собственным звучанием. Мне всегда было интересно, как она говорит в жизни. Вот этот светлый, детский голос в записи — это ноу-хау или она говорит так же? И этот голос повлиял невероятно сильно на целое поколение скандинавских певиц, которые шли за ней. Нурденстам — гений. Ее невероятно почитают здесь — но вне Скандинавии о ней знают куда меньше, чем о Бьорк. Хотя это, конечно, равновесные величины.
— Такой сильный зонтик, под которым выросло это поколение певиц, — он не мешает делать свое?
— И у Нурденстам, и у Бьорк есть чудачина в вокальной манере, которая выделяет их. Но она не является непосредственным смыслом их музыки. На мой взгляд, это просто штрих, отличительная черта — на физиологическом уровне, если угодно. И, конечно, было множество попыток копирования именно подачи, вот этой «скандинавской» (понимаете, о чем я?) надстройки, без фундамента. Превратить чудачину просто в элемент декора и (хрипло попискивая) петь вот та-а-ак не-абычно. Конечно, некоторые в эту ловушку попали и подхватили стиль, пусть даже точно срисовав, но не обладая при этом даром.
Позавчера столярка у нас как раз в деревне сгорела — вы не видели в выпуске национальных новостей по телевизору?
— А вы?
— Не думаю, что меня это коснулось. Когда я была моложе, искала свой голос. C годами он стал мрачнее и крепче, спустился вниз. На первой пластинке «Until Death Comes» такое высокое «ля-ля-ля». Но тембр ведь зависит и от самоуверенности и чувства контроля… от честности, если угодно. Если уж говорить о влияниях — когда я открыла для себя Нину Симон, вот она осталась со мной на долгие годы. Я могу слушать ее бесконечно. Главное у Нины Симон — постоянное присутствие. У нее дар выразить и рассказать. Плюс она редкой силы пианист. Абсолютный кумир. Что не означает, что я кого-то копирую, вы понимаете. Вот сравнивают меня почему-то все время с Лорой Ниро. А я о ней, собственно, узнала только благодаря этим сравнениям. Новой музыки хорошей я почти не слышу. И совершенно не в восторге от жанра, к которому меня причисляют, — singer-songwriter.
— Это не точное определение для вас?
— Нет, как раз точное: я сочиняю и пою. Но коннотация странная. А лучше слова не находится.
— Судя по вашим альбомам, вы настоящий globetrotter — перекати-поле. Музыка стран, где вы живете и куда приезжаете, оставляет след?
— Когда я жила в Париже, я не сказала бы, что слышала какую-то интересную новую музыку. Походы в оперу в таком уж случае — с консервативной, старой культурой там все прекрасно, это да. В остальном — очень не трендовый город Париж.
На Бали, конечно, потрясает музыка гамеланов, балийская традиционная, — но я все-таки не Колин МакФи, который вник в нее настолько, что переехал на Бали в 1920-е годы и переложил балийские стандарты для фортепиано.
В индийскую музыку я влюбилась, когда объехала страну за шесть недель на поезде. Во флейты, в вокальную традицию, в эти четвертьтоны, орнаментирование и сумасшедшую романтику во всем. Но я, конечно, не этномузыковед и не пытаюсь внедрить то, что я слышу в других, в мою собственную музыку.
— Вы представляете в Москве шведскую музыку на организованном шведским государством мероприятии. Почему бренд шведской музыки работает во всем мире столько лет? Маленькая страна ведь.
— Развитая сеть контактов в музыкальной индустрии? Эффект снежного кома? Может быть, именно в этом все дело? В Берлине, в Париже постоянно действуют клубные резиденции шведской или скандинавской музыки. И такая классификация идет на пользу. Если я приезжаю в Америку — объяснять неизвестную меня через мое шведское происхождение, конечно, удобно. Но в какой момент и почему этот механизм начал работать — мне сложно предположить. Возможно, потому, что Стокгольм и Швеция исключительно чувствительны к трендам, здесь держат нос по ветру и понимают, как быстро распознать тренд и конвертировать это в результат. Шведы — хорошие маркетологи, молодцы по части упаковки: видео, костюмы, стиль всегда продуманы до деталей.
— Кто в этом году, на ваш взгляд, лучше всех поймал тренд?
— Лучше всех или нет — но группу Systrarskap я советовала бы послушать. Они совсем новые, еще ничего почти не выпустили, но живьем это превосходно. Две девушки на сцене, довольно танцевальная музыка, отталкивается от фолк-канона, они одновременно поют, играют на тамбурине, трубят в трубы, управляются с сэмплером. Я их видела летом на маленьком фестивале, в часе езды от моей деревни, и, знаете, до сих пор под впечатлением.
Фрида Хювёнен выступает на шоукейсе «Sounds of Sweden» в клубе «Мастерская» 12 сентября.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials