Россия без Бэтмена
ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ объясняет, почему не хочет писать рецензию на новый фильм Кристофера Нолана, а хочет сочинить политический манифест
Вообще-то хочется написать просто: «Потому что это унылое, длинное, детское, неумное и вредное кино, я на нем чуть не заснул — а не заснул потому, что все время представлял себе на месте актера Харди (он играет антагониста в безличной маске-наморднике) Максима Суханова: у них похожи лысины». Но так будет непрофессионально и провинциально. Про «провинциально» — это не я придумал: упреки одной половины российской критики (пробэтменской) в адрес другой, недостаточно быстро, внимательно и уважительно среагировавшей на главный блокбастер лета, начали раздаваться еще недели две назад, сразу после того, как фильм показали российской прессе. Одно из главных обвинений — в старомодном интеллигентском (не путать с интеллектуальным) чистоплюйстве московских снобов, предпочитающих, условно говоря, надменный артхаус демократичному кино для масс. А это типа уже давно не модно, даешь ноубрау!
Мне кажется, тут происходит неосознанная подмена понятий. Да, любить окуклившееся в своих некогда радикальных канонах условно некоммерческое авторское кино, противопоставляя его коммерческому мейнстриму, — позиция и косная, и неумная. Но есть нюанс: любитель такого кино — фигура, как мне кажется, во многом воображаемая, утрированная, так же как и сама эта оппозиция, утратившая актуальность еще в 1970-х. Роман интеллектуалов и Голливуда — история долгая и запутанная, как «Сцены из супружеской жизни», и как-то странно апеллировать к эпизодам медового месяца через двадцать лет после развода.
Любовь к масскульту, палпу и китчу — это старая слабость революционеров от культуры. Не буду тут пересказывать хрестоматийную статью Клемента Гринберга «Авангард и китч», напомню только, что и Гринберг, и горячо любившие «Фантомаса» сюрреалисты считали революционным не репрессивный буржуазный мейнстрим (место которого, несомненно, сегодня занимает голливудский блокбастер), а настоящий трэш. Следуя этой логике, тру ноубрау сегодня — это интерес к газете «Зятек», а также к фигурам типа Эйрамджана или Астрахана. Интересно, много ли среди поклонников Нолана фанатов режиссера Михаила Кокшенова?
С другой стороны, уважительный взгляд на произведенную индустриальным способом студийную продукцию Голливуда как на авторское кино — это позиция Трюффо и компании, пытавшихся легитимизировать свою фрондерскую любовь к американским жанровым фильмам в пику академизму «папиного кино». Ничего, что с тех пор прошло больше полувека и того Голливуда уже нет в природе? Придуманная молодежной редакцией «Кайе дю синема» «авторская теория» мало того что не была полноценной теорией, так еще отличалась удивительным анахронизмом — нужно быть очень увлеченным человеком, чтобы всерьез говорить об авторстве в то время, когда даже литераторы признали, что автор мертв. Кроме того, она базировалась на довольно антидемократической практике знаточества, то есть экспертной оценки технических характеристик фильма, это настоящая хайбрау-синефилия, сейчас эволюционировавшая в формалистическую критику в духе Дэвида Бордуэлла и Уоррена Бакленда. Но... вы действительно хотите видеть вместо рецензии диаграмму планов и монтажных склеек? Нет, вы хотите «про смыслы». А со смыслами в голливудском кино со времен Хичкока тоже произошло много чего.
Интерес интеллектуальной критики к мейнстриму (не только голливудскому) всегда был обусловлен ее интересом к идеологии: масскульт рассматривался как рупор системы (капиталистической). Это представление, впрочем, не было статичным. В середине 70-х вооруженные переводами Лакана британские и американские критики в своем анализе пропагандистской функции кино дошли до абсурда и стали концептуально игнорировать все, происходящее со зрителем непосредственно в зале; высшим достижением антикинематографической риторики тех лет можно считать статью Лоры Малви в Screen «Визуальное наслаждение и нарративное кино», где автор критиковала кино с феминистских позиций, обвиняя его в том, что взгляд оператора — это всегда сладострастный взгляд мужчины, и призывая снимать побольше несмотрибельных фильмов. После этого в критике лет на 20 восторжествовала позиция common sense. Как-то само собой стало очевидно, что смысл фильма все-таки может быть понят непосредственно в результате просмотра, что месседж кино — это не вещь в себе, требующая для понимания серьезной академической подготовки и многочасовых размышлений. Все, что сказано, сказано с экрана, включая подтекст.
Собственно, этот самый подтекст в «Темном рыцаре: Возрождении легенды»» отсутствует вовсе, что и делает фильм скучной игрушкой для критика, но превращает его в крайне интересный повод для спекуляций. Подтекст в кино обычно говорит о власти и сексуальности, что в каком-то смысле одно и то же (власть — это структура организации внешнего мира, сексуальность — внутреннего), и в этом фильме сексуальность пропущена, выброшена, исключена; тут есть секс, но нет jouissance. Разумеется: ведь вся трилогия Нолана — как раз о власти (занятно сравнить «Темного рыцаря» с версией Тима Бертона, персонажи которого озабочены исключительно проблемами собственной, развалившейся на куски, идентичности). Однако отсутствие сексуальности заставляет подозревать мир Бэтмена в тотальной инфантильности, что, в общем, выглядит симптоматично: совсем недавно мы видели еще один фильм без подтекста — «Стыд» Маккуина, где механический, животный, безразличный секс также побеждал целенаправленное влечение, а герой был так же далек от образа нормального взрослого мужчины, как и миллионер, по ночам переодевающийся в смешное трико. Вот, кстати, еще одна показательная деталь — если в фильме Бертона Брюс Уэйн и Селина Кайл тяготились своей «темной стороной» и, следуя традиции всех фильмов о супергероях, должны были выбирать между своим костюмом и нормальной сексуальной жизнью, то у Нолана все происходит ровно наоборот: Кайл и Уэйн — соперники, полфильма отнимающие друг у друга фамильное ожерелье; только становясь Бэтменом и Женщиной-кошкой, они начинают делать друг другу недвусмысленные сексуальные намеки.
Интересно, много ли среди поклонников Нолана фанатов режиссера Кокшенова?
Неразличимость того, что говорится, и того, что подразумевается в фильме, наводит еще и на мысль о параноидальности всего происходящего на экране — тем более что история про тайные общества и заговоры, которой, в сущности, и является «Возрождение легенды», просто требует такого диагноза. Параноик ведь и не подразумевает ничего, его бессознательное, как всплывшая на поверхность подлодка, открыто демонстрирует себя в бреде — и то, что можно было бы принять за идеологию «Темного рыцаря», действительно выглядит как бред (опустим дежурную шутку про наряд героя). В финальной части нолановской трилогии Готэму угрожает революция. Вернее, как бы революция — при поддержке вынырнувших из канализации бойцов анонимуса Бейна (как и Джокер, этот злодей не имеет другого, человеческого лица) угнетенные массы штурмуют местную Бастилию, выпускают заключенных уголовников, беззаконно помещенных туда уже покойным Харви Дентом, и устанавливают диктатуру толпы — и все ради того, чтобы насолить лично Брюсу Уэйну. Ни о каких свободах в этом оккупае речи не идет — горожане не могут покинуть место социального эксперимента под угрозой уничтожения города атомной бомбой. Рука тут сама тянется за томиком Ханны Арендт, но стоит ли вспоминать страницы французской, к примеру, истории, чтобы показать всю несостоятельность такого представления о революции? Маркс объяснял термин «идеология» как воображаемое решение реальных противоречий, но братья Нолан действуют еще циничнее — они заменяют реальные противоречия (конфликт старорежимной вертикали и анархического роя аутсайдеров всех сортов) воображаемыми, стандартным набором страшилок о международном терроризме, охлократии и призраке Робеспьера. Есть ли в этом идеология? А есть ли она у детей, которые обстреливают снежками автобус, крича «Хайль Гитлер», «Аллах акбар» или «Ешь богатых»? Или у демонстрантов, скандирующих «Милиция с народом» (у Нолана она, кстати, с ним, несмотря на все бутылки из-под шампанского или чем там наказывал хулиганов ополоумевший прокурор Дент)?
Конечно, идеология есть и у тех, и у этих, и у членов «Единой России», и у Ноланов. Она не в пустых лозунгах, не в мелких ежедневных выборах и не в незначительных поворотах сюжета. Она — в той изначальной системе координат, внутри которой возможны и именно эти лозунги, и именно эти фильмы. «Возрождение легенды» реакционно не потому, что глава борцов за перераспределение благ хрипит, как бульдог, и болен чумкой (так в фильме), и не потому, что революционный террор тут выглядит как террор, а не ярость благородная. Просто святая вера в то, что любая попытка сменить систему координат подчиняется законам самой сменяемой системы координат, — это и есть та самая дюжина ножей в спину возможности другого мира (убежденность Нолана в том, что протест против кукловодов обязательно заказан другими кукловодами, удивительно напоминает уверенность российской Думы в том, что «болотное» движение централизованно, проплачено и разбито на подпольные ячейки). Про то, что власть строится на монополии на истину, точнее, на ложь, мы узнали из прошлого фильма о Бэтмене. Теперь нам предлагают поверить в то, что это о'кей — лишь бы политическая зима не превратилась в атомную.
Короче: унылое, длинное, детское, неумное и, как сказал бы прототип злодея в наморднике, политически незрелое... Да, кстати, о старом Голливуде — ювелирная тема в фильме тоже не раскрыта.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials