Три правила инди
Бас-гитарист известной московской рок-группы Silence Kit СЕРГЕЙ БОГАТОВ рассуждает об ответственности быть инди-музыкантом и о том, что происходит сейчас с инди-роком
С чего все началось? Пару месяцев назад, незадолго до фестиваля Bosco Fresh Fest, друзья подкинули мне ссылку на видео в интернете. Там по поводу музыкальных фестивалей и инди-групп с журналистом Денисом Бояриновым общались организатор фестиваля «Авант» Максим Сильва-Вега, промоутеры Глеб Лисичкин и Илья Куснирович, которые проводили Bosco Fresh Fest. Собравшиеся в студии вели разговор о будущем независимой музыки, и в какой-то момент Максиму Сильва-Веге был задан вопрос (за точность не ручаюсь, но смысл такой): «Вот есть хорошая группа Silence Kit, которая 10 лет назад собирала 100 человек на свои концерты и сейчас ровно столько же собирает. Что произошло с героями московской независимой музыки за это время?» Я внутренне сжался, думал, Максим сейчас что-то задвинет, срыв масок. В принципе, он вставил фразу «ну они особо не стремились», но потом технично ушел от вопроса под корягу. А я задумался, честно скажу. В итоге написал журналисту Денису Бояринову, который вел этот круглый стол, ответ на этот вопрос от себя, немного прояснив наше понимание инди-музыки. Я ничего не просил и ни на что не претендовал, а вот Денису понравилось, у нас завязалась интересная переписка. В итоге он сказал: «Изложи все это в виде статьи. Хорошая тема для дискуссии». Я сначала подумал: «Ну уж нет, это не про меня». А потом решил: «А какого хрена? Почему я должен скромничать?»
Правда, написать статью оказалось не такой простой задачей. Когда я пишу что-то «для себя», это одно — из меня буквально вываливаются слова и фразы, а когда я должен написать, это гораздо труднее. Но мне повезло — я раскопал свой собственный текст двухлетней давности, который писал, чтобы структуризировать свои мысли о том, что же такое инди. Вот, смотри-ка, пригодилось.
Целиком я его цитировать не буду, но суть, как мне кажется, не потеряла актуальности и сейчас — итак, три правила инди-музыки.
Инди-этика
1.
Считается, что перво-наперво инди-группы должны выпускать свои записи на независимом лейбле, или на своем лейбле, или абсолютно самостоятельно — т.е. DIY (do it yourself). Само понятие независимого лейбла, то есть лейбла, не входящего в «большую четверку» (или уже «тройку»?) мейджоров, давно затерлось. Сейчас «независимые лейблы» пользуются мейджорной дистрибуцией и прочими благами большого шоу-бизнеса (съемки дорогих клипов, аренда хороших студий и т.п.). А лет семь назад первые места в хит-парадах «инди-музыки» уверенно и с большим отрывом держали Бритни Спирс и Oasis — формально независимые музыканты, а на деле обычные поп-исполнители.
Нонсенс? Хорошо, второе правило.
2.
Независимые группы стараются избегать приемов шоу-бизнеса в своей деятельности — ну или хотя бы проявлять принципиальность в каких-то вопросах. Соблазн небольших, аккуратненьких компромиссов, кстати, очень велик. Отдавая, к примеру, песню в рекламу, многие группы зарабатывают за раз больше, чем за всю многолетнюю карьеру с гастролями. Полно и примеров независимых групп, попавших в высшую лигу мейнстрима. Одни заработали это право годами тяжелого труда (The Shins, Modest Mouse, Spoon), а другие стремительно катапультировались с дебютным альбомом (Interpol, Franz Ferdinand, Arcade Fire), выйдя на давно работающих инди-лейблах, понемногу набравших вес и созревших для вхождения в шоу-бизнес.
Музыка, которую сейчас называют «инди», какая-то стерильная… нет, стерилизованная, как кот без яиц.
Тут мы сталкиваемся с парадоксом. В настоящее время на независимых лейблах скопилось множество «неудачников» — героев вчерашних дней, которые формально тоже могут теперь считаться инди-артистами. Это музыканты, некогда известные и популярные, которые по ходу истории остались за бортом. Большим лейблам они не нужны, вот и осели на маленьких независимых фирмочках, выступая в клубах и на небольших ретро-фестивалях. Надеюсь, не стоит долго разъяснять, почему лос-анджелесские хард-рокеры Great White не могут считаться инди-группой? Потому что они живут мечтой о возвращении былого величия и надеются, что когда-то все повторится и они снова станут рок-звездами с лакированными прическами и в штанах из спандекса.
3.
Отсюда третье правило — инди-рок играют не те, кто не собирается становиться рок-звездой, а скорее те, кто рок-звездой никогда и не будет. Миллионы о них не узнают, так что «неуспех» для таких групп не губителен. Именно потому и получается, что у многих инди-групп к моменту зарабатывания некоей известности за плечами альбомов так пять-шесть (забавно, перечитайте правило первое — и поймете, что оно смыкается с третьим). Так что по сути своей независимый рок вполне самодостаточен. Он может существовать без контрактов, дорогих инструментов, сценических костюмов, имиджа, умения играть и хорошего звука. В принципе, инди-рок во всем мире — это питательная среда, клубный уровень, когда участники одних групп на сцене играют для других музыкантов, находящихся в зале, а потом — меняются местами.
Понятно, что если спроецировать эти три правила на группу Silence Kit, то это максимум тянет на демотиватор типа «Silence Kit — они были инди-группой, когда это еще не стало мейнстримом». Но если отбросить шуточки в сторону, то при всей самоиронии наша группа слишком ответственно относилась к понятиям «инди» и «независимый». Многие группы, которые сейчас метят этими ярлыками, не имеют никакого отношения к инди-року.
Мы помогали прокладывать шоссе, которое прошло и по нашему дачному участку.
Точнее, имеют, но только лишь в том смысле, что они играют примерно похожую музыку, которую сейчас принято называть «инди». Причем она звучит совершенно не так, как инди-рок, каким он был, когда мы начинали, — никаких перегруженных гитар и фидбэков. Самое смешное, что мы, Silence Kit, еще 10 лет назад понимали, что так и произойдет, и волей-неволей помогали этому развиться. Когда в Москве не было ничего, мы просто делали свое дело и жили мечтой, что все будет: фестивали, лейблы, концерты, инструменты, примочки и далее по списку. Мы помогали прокладывать шоссе, которое прошло и по нашему дачному участку. Это не жалобы. Я считаю личным огромным достижением, что я, человек, которому уже 38 лет, до сих пор играю в лучшей группе, в которой мог бы играть, и что группа существует уже 11 лет, хотя я вообще не должен был стать музыкантом, тем более хоть как-то минимально известным. Для меня все это огромный бонус в жизни. И до нас потихоньку начинают добираться отливные волны того, что мы делали.
Единственное, что у меня вызывает некоторое удивление, — то, что инди-музыка стала одномерной. Музыка, которую сейчас называют «инди», какая-то стерильная… нет, стерилизованная, как кот без яиц. Те группы, с которых все это пошло, чудо как хороши (для меня, по крайней мере) — Motorama, Pompeya, КДИМБ, Tinavie — тем более что я без натяжек могу назвать кое-кого если не друзьями, то хорошими приятелями или, по крайней мере, людьми, к которым я отношусь с огромным уважением. Но сейчас появляется все больше эпигонов, для которых такая музыка — просто способ пробраться куда-то в шоу-бизнес. Ребята, поверьте мне — эти «мистеры Секонды» и еще коммерсанты от инди-рока, для которых это просто модный тренд, убьют всю идею. Обидно, что независимую музыку выжмут как лимон и перейдут на следующую грядку.
С другой стороны, ну и ладно. Те, кто не успел или не захотел перестроиться, останутся на пепелище и начнут все заново. Поверьте мне, так и будет.
Группа Silence Kit выступает куратором фестиваля независимой музыки Avantfest, который будет проходить в парке «Музеон» (Крымский Вал, 2) 27 и 28 июля. Помимо концертных выступлений в рамках юбилейного, десятого по счету музыкального фестиваля Avantfest 2013 состоятся дискуссии и презентации европейских фестивалей, объединенные в проект AvantForum.
-
18 июняВ Москве наградят молодых композиторов
-
17 июняСтуденты поддержали ребрендинг образования В Ставрополе хотят запретить рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» Молодые пианисты выступят на «Звездах белых ночей» «Большой город» получил нового главного редактора «Гала Рекордз» теперь принадлежит Warner Music
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials