Роджер Корман: «Сегодня режиссер сталкивается со стеной»
ИВАН ЧУВИЛЯЕВ встретился на Одесском кинофестивале с родным отцом инди-хоррора и поговорил с ним об интернет-прокате, консерватизме фильмов ужасов и отсутствии писаных правил поведения на рынке
— Насколько, на ваш взгляд, изменился за последние пятьдесят лет жанр хоррора? Ну и кино вообще? И изменилось ли это все — или только какие-то незначительные, формальные перемены произошли на этой территории?
— Кино, как мне кажется, — это в первую очередь искусство сторителлинга. Большинство изменений касается именно формальных вещей, но основ они не касаются. Истории остаются теми же и затрагивают ровно те же струны. И темы прежние; их набор достаточно скуден. Кинематограф как занимался рассказыванием историй — страшных, смешных, всяких, — так им и занимается.
— Спецэффекты на эти истории никак не повлияли? Хотя бы на манеру их рассказывания?
— Конечно, она изменилась! Не могла не измениться! Интонация варьируется и придает историям новые смыслы. Но содержание... да, адаптируется под методы и формы, которые появляются на наших глазах. Однако осталось оно, по сути, на том же месте.
— При этом на наших глазах происходит такой процесс, когда какие-то сюжеты и находки, которые сформировались в независимом кино, переходят в массовое. Вы как человек, которого называют одним из отцов независимого кино, что об этом думаете?
— Это происходит потому, что независимые режиссеры меньше рискуют. У них меньше стоит на кону, у них меньше бюджеты и меньше ответственности. И когда режиссеры мейнстрима замечают какие-то новые темы и приемы в независимом кино, они сразу с радостью их заимствуют. Адаптируют уже протестированное и проверенное.
— А эти взаимоотношения независимого кино и мейнстрима, баланс между ними, по-вашему, изменились за последние десятилетия или нет?
— По-моему, в независимом кино вообще за последние пятьдесят где-то лет изменились две вещи. Во-первых, производство стало проще. Благодаря каким-то чисто техническим вещам проще взять и снять фильм. Для этого не нужно никаких особенных затрат. А с другой стороны, вопрос дистрибуции стоит остро, не слишком ясно, что со всем этим делать, когда фильм уже готов и снят. Когда я начинал снимать фильмы, давным-давно, все мои работы так или иначе попадали в прокат. Система функционировала как часы: вот ты сделал картину, вот организовал ее показы в кинотеатрах. По полной программе, а не в паре-тройке залов. Это было возможно, были спрос и предложение. А теперь этот баланс нарушен, режиссер сталкивается со стеной и не знает, что делать, как ее преодолеть. Из-за этого независимым быть трудно.
— Ну а есть какой-то выход из этой ситуации? Клубный прокат? Или всяческие онлайн-кинотеатры, достаточно открытые иногда для новых имен.
— Мне кажется, с этой историей все только начинается. Системы — ну, как полноценного организма — не существует. Есть какие-то прецеденты. И, кроме того, очень многие не готовы к сетевым показам своих фильмов. Я, кстати, готов — у меня и свой канал в сети есть, я там выкладываю свои фильмы. Так что здесь все круто, надо только перестать бояться этим пользоваться — и все завертится, вот увидите.
— Ну а если бы вы сейчас начинали снимать такое кино, какое вы снимали в 50-е, например, годы, вам было бы проще? Или все-таки были бы свои трудности?
— Я бы в этой ситуации пришел к такому деду, который сидит и раздает интервью, и спросил бы, как быть. А он бы, в свою очередь, сказал: сынок, будь оригинальным. Придумай что-то такое, чего никто до тебя не делал. Будь верен своим взглядам на кинематограф — и не только. И при этом не бойся коммерческого кино и не брюзжи, что все показывают чьи-то фильмы, а не твои. Постарайся хоть немного понять, почему так происходит, учись ориентироваться в общем потоке.
— То есть это ваши правила жизни. А они откуда взялись? Из опыта?
— Не-не-не, никаких правил нет, не надо передергивать. Их надо не записывать, а разрушать. Каждый их для себя придумывает сам. Вопрос только в том, сможешь ли ты им следовать. Делай что делаешь, умей слушать других — и тогда будешь независимым.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials