История одного убийства
РЕЙН КАРАСТИ прочитал статью Валерия Шубинского «Ревизия, или Новые предки» и пытается понять, в чем причина актуальной неудачи книги Самуила Лурье «Изломанный аршин»
«Друзья мои, не слушайте. Читайте Пушкина! Не читайте Полевого! И дети наши будут читать Пушкина. А Полевого не будут. Да и нечего там читать… А книга все-таки замечательная! Забудьте все, что внушает автор. Бог с ним, с Полевым! Главное, как чудесно это написано!»
Аплодисменты.
Книга Самуила Лурье «Изломанный аршин» — о том, как убивали и убивают человека по имени Николай Полевой. Убивали — и не слишком задумывались об этом — Дельвиг, Вяземский, Пушкин. Эти — благонамеренно. Уваров, Николай, Бенкендорф. Эти — еще и по долгу службы. Уваров (хоть там и «православие и т.д.», а все-таки его гусей в «Арзамасе» едали) — «идиот» (так прямо и назван). Государь (хоть и не дал конституции, но все-таки «гляжу вперед я без боязни») — «треска». А Дай-нам-руку-в-непогоду — «кашалот» и доносчик! Ах, боже мой, мы так скандализованы!
Уж прямо так и убивают? С чего это раскричался автор? Литературных способностей у него, конечно, не отнимешь. А страстные морали — кто же их сейчас принимает всерьез? Старье, «синие гусары», знаете ли. Никому в обиду не будь сказано: плебейство советской интеллигенции, фига в кармане, вот и всё. Это у эмэнэсов очень было распространено: «мы», мол, аристократы и декабристы, а николаевщина — советская власть. Пушкин в компании с Бенкендорфом и каким-нибудь там Дубельтом? Это вообще поздний застой, уже после Терца, когда можно было и поглумиться над советской наукой о Пушкине (СНОП) — главным призраком, с которым всю дорогу сражается автор. Да и какое сражение? Обыкновенное журнальное хамство, выдаваемое за литературу, а то и за историографию.
Может, и правда всё так? Может быть, с исчезновением литературоведческого официоза пропал смысл в таких «изломанных аршинах»? Пропал смысл видеть в Золотом веке русской поэзии мерзости нашего времени, опрокидывать политику в прошлое? Навязывать далекой эпохе свои ущербные представления о нравственности? Ведь все сложнее, гораздо сложнее! И если автору примерещилось убийство, растянутое на два столетия, то лучше бы вылезти ему из Гугла, пойти посидеть, как серьезные ученые, в архивах, подковать хотя бы фактологию, а не трепаться, перескакивая с парадокса на каламбур.
Вроде бы не стоит вся история выеденного яйца.
История литературы не место для панк-молебна.
Но в чем же тогда причина такого оглушительного, по современным меркам, провала «Изломанного аршина»: чуть не заклевали на презентации, два фундаментальных разгрома со стороны почтенных ученых и критиков, а те, кому понравилось, как-то всё помалкивают? Может, и правда слишком много автор… выделывается, извините за выражение? Мы люди серьезные, знающие, глубокие. Нас парадоксами да каламбурами не очаруешь. История литературы не место для панк-молебна.
Для Лурье она — всего лишь цепь поступков, часто смехотворных, в основном дурных. Ему, видите ли, кажется, что Полевого растоптали в 1834-м из-за слова Пушкина, брошенного в 1830-м. Через четыре года!!! Ну что он, в самом деле… Вот Бенкендорф наорал на Дельвига в том же 1830-м из-за того же слова — тут связь налицо.
Но ведь меньше четырех лет и не хватило бы, почтенные коллеги, чтобы все участники и пособники убийства, вольные и невольные, заняли свои места: Пушкин решил жениться и написал «Вельможу», Уваров вскарабкался на министерское кресло и разрешился наиполезнейшей триадой, Киреевский мелькнул со своим «Европейцем», Кукольник воспел Николая в драме «Рука Всевышнего отечество спасла», Николаю понравилось и т.д. Для того чтобы увидеть роковое единство всего этого, нужен взгляд писателя. И так во всем. «Изломанный аршин» с его все объединяющей иронией и самоиронией, с его скрытыми пружинами и фантастическим остранением, с его трагической ясностью и сложностью, с его почти кричащим (не докричаться!) нравственным пафосом продолжает традицию «Вазир-Мухтара» и «Бестселлера». Не меньше.
И так же, как они, эта книга веселая и молодая. Молодая! Я бы даже сказал — задорная. Хоть и страшная. Она не только о том, как убивают человека, но и о том, как становятся убийцами в порыве любоначалия. О сожительстве нравственного чувства и автоматизма поклонения власти. О том, как власть, сила, авторитет создают внутри благородного или просто приличного человека некое существо, готовое на подлость. В эту государственную оргию втянуты и Пушкин, и многие вокруг него, а также поколения его читателей, исследователей.
Не знаю, думал ли Лурье о Честертоне, но центральная мысль «Изломанного аршина», на мой взгляд, в том, что одна человеческая жизнь ценнее всех произведений искусства, созданных за всю историю человечества. Поэтому-то автор и взялся за инцидент с Николаем Полевым, человеком, убитым много раз, в том числе и после смерти, писателем, чье наследие ничего для нас не значит, как бы это наследие ни тиражировали. Возможно, для нас уже ничего не значит и Пушкин: не Пушкин-наследие, не Пушкин — предмет профанного или академического интереса к его биографии, а Пушкин — «страдалец земного бытия», по определению Полевого.
Книга — не о литературе, а о жизни, которая ломает все аршины. А что до автора, то для того он и показал нам, читателям, ничтожность поломанной арматуры (будь то начальство, сословная или интеллектуальная гордость, авторитет — административный, научный, какой угодно), чтобы вернуть нас к жизни, от которой мы кто резко, а кто постепенно отвыкаем. Кажется…
И еще (наверное, это важнее) книга возвращает жизнь тем, у кого ее отняли: и Полевому, и Пушкину, и даже князю Дундуку.
Валерий Шубинский. Ревизия, или Новые предки
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials