Омер Фест: «Все вокруг — документ»

Израильский видеохудожник — о совмещении Брехта и катарсиса, теледрамы и совриска, а также о том, что любая история — это документ, а любой документ — фикшн
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре продолжается выставка «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: реальности недостаточно», открывшаяся как часть Медиафорума ММКФ. Одна из самых любопытных работ экспозиции — короткометражный фильм Омера Феста «Непрерывность», участвовавший в «Документе». «Непрерывность» — это серия вариаций на тему одного сюжета: благополучная немецкая пара встречает сына, вернувшегося с неназванной ближневосточной войны. В ходе встречи и последующего ужина стандартный киносюжет приобретает все более зловещую и абсурдистскую тональность. Вернувшийся явно не похож на свою фотографию, в разговорах проскальзывают намеки на то, что он тут чужой, разыгрывающий роль в угоду хозяевам, в какой-то момент «сына» начинают мучить галлюцинации — пюре в тарелке вскипает червями, из бокала с вином глядит вырванный глаз. В каждом из эпизодов ветерана играют разные актеры, жанр истории тоже немного варьируется — от фантасмагории до инцестуальной драмы.
— Согласны ли вы с названием выставки, в которой участвуете? Термин «мокьюментари» имеет хоть какое-то отношение к тому, чем вы занимаетесь?
— Нет (смеется). Мокьюментари мне в общем-то совсем неинтересно. Я, конечно, могу понять, если этот термин используется здесь как провокация, чтобы привлечь публику, но.... Я вообще-то воспринимаю все вокруг как документ, как историю, которая что-то хочет нам сообщить о положении вещей, — будь то рекламный ролик, сводка новостей, документальный фильм per se. И каждый раз, когда мы рассказываем историю, мы становимся ее авторами, мы имеем дело с волей — в философском смысле, с мотивацией, мы имеем тему, субъекта, имеем объекты и так далее. Меня не интересует это постмодернистское понятие «мокьюментари», меня не интересует ирония, для меня как для художника в ней нет никакого проку. Ирония опасна. Но я люблю юмор!
— Расскажите немного о том, как была создана «Непрерывность».
— Работа была сделана специально для «Документы» — я получил приглашение участвовать в выставке и решил поначалу сделать что-то совсем другое. Но, как это со мной часто случается, я быстро передумал. У «Документы» была возможность привлечь телеканал в качестве одного из спонсоров. Когда я об этом узнал, все сразу поменялось: я начал думать о совсем другой аудитории, о телеконтенте, о сентиментальной семейной истории, о гостиной, о домашнем уюте мидл-класса, об их жизни, об увлечениях, проблемах, фантазиях. Таков бэкграунд. Я хотел сделать телефильм — и « Непрерывность» действительно показали по ТВ. Я намеренно использовал язык теледрамы и ее содержание: средний класс, семья, драма в интерьере. Все начинается предельно нормально, мелодраматично...
— ...а потом превращается в зомби-хоррор.
— Да, а потом начинает немного разваливаться.
— Ага. Но если вы задумывали «Непрерывность» как телефильм, то как вы относитесь к тому, что она демонстрируется в музейном пространстве? Конечно, сегодня границы между разными медиа плавятся, мы загружаем видеоарт с трекеров и смотрим его на своих компьютерах. Но массовая аудитория — готова ли она к такому разрушению границ? Зритель же смотрит видеоарт урывками, мало кто посвящает 40 минут каждому произведению — за это время люди обычно обходят всю выставку целиком...
— Позволю себе с вами вежливо не согласиться. Возможно, я наивен, романтически настроен — но я правда верю в то, что люди потратят свое время. Пусть и не прямо все 40 минут. Понимаете, в музейном пространстве создается определенная мизансцена, на «Документе» трансляция «Непрерывности» проходила в специальном зале, настоящем театральном зале. Ну да, в Москве ее показывают совсем не так, но для меня такие условия — не разочарование, а вызов. Я ведь стараюсь делать действительно смотрибельные работы независимо от того, где и как их показывают. Я хочу, чтобы публика досмотрела их до конца, и я, черт возьми, готов использовать любые средства для того, чтобы удержать ее интерес и любопытство.
— Вы смотрели «Альпы» Йоргоса Лантимоса? Там сюжет основан на ситуации, очень похожей на ту, что в вашей работе: группа актеров занимается тем, что разыгрывает из себя умерших — как если бы они были живы — по заказу семей покойных.
— Ну, «Альпы» совсем другое кино: Лантимос фокусируется на переживаниях актера, я же — на чувствах членов семьи.
— Но в вашем фильме родители — тоже актеры? Я имею в виду экранную реальность: в момент остранения нам кажется, что подставные тут — не только сыновья, но и мать с отцом, что мы смотрим фильм не о встрече с родителями, но о спектакле про встречу с родителями.
— Я сам, честно говоря, не до конца понимаю, что именно происходит в моем фильме (смеется). Но все-таки хотелось бы, чтобы сюжет допускал возможность того, что они — настоящие родители. Потеряли ли они сына на самом деле? Этот вопрос может оставаться открытым, и это не так уж и важно. Я показываю ситуацию, симптомы, то, как люди справляются со своими симптомами, снова и снова разыгрывая определенный ритуал. Зачем они это делают, что случилось перед тем — все это остается за рамками моего нарратива. Ответственность за интерпретацию и декодирование этого материала полностью лежит на зрителе. Возможно, у них даже никогда и не было сына, возможно, они потеряли что-то в отношениях и теперь пытаются заполнить эту пустоту эрзац-сыном, пытаются навязчиво — знаете, как люди с фобиями снова и снова повторяют свои ритуалы.

Кадр из фильма Омера Феста «Непрерывность» (Continuity), 2012
— Так «Непрерывность» — о человеческих реакциях или о реакциях культуры, о стереотипах репрезентации?
— И о том, и об этом. Когда в фильме появляется напряжение, то появляется и сдвиг восприятия, сдвиг между личной перспективой и перспективой общекультурной, масс-медийной. В какой-то момент вы подавляете свое недоверие и входите в мир классической драмы, думаете, что на экране — стандартная, нормальная нуклеарная семья, ведущая стандартный семейный разговор, полностью погружаетесь в этот контекст. Но по мере того, как история начинает разлагаться, драматургические конвенции, штампы, использованные в работе, становятся все более очевидны зрителю. В идеале хотелось бы, чтобы одновременно достигались две цели, чтобы у зрителя возникал эмоциональный контакт с историей, но он бы считывал и метауровень, понимал, как устроен тот язык, которым ему рассказывают эту историю. В общем, стандартная деконструктивистская техника. Если зритель не чувствует, что ему преподают урок, такое, знаете ли, типичное постмодернистское поучение о медиа, — то для меня это именно тот результат, которого я добиваюсь.
— То есть вы намеренно делаете зрелищное, аффективное искусство? А современному искусству позволено быть зрелищным? Есть мнение — его, к примеру, придерживается теоретик совриска Борис Гройс, — что современное искусство должно быть тусклым, скучным, стертым, лишенным искренности.
— Я понимаю современное искусство скорее как явление институциональное и экономическое. У меня нет никакой концепции того, как должно выглядеть произведение искусства ex nihilo. Меня не интересуют определения, меня занимает феномен музея как объекта социального и экономического поля.
— Вы сотрудничаете с киноинституциями или ограничиваетесь арт-миром? Я спрашиваю, потому что «Непрерывность» — это совершенно конвенциональная короткометражка, которая смотрелась бы на своем месте в программе Роттердамского фестиваля.
— (Смеется.) Ну, ее вообще-то показывали в Роттердаме в этом году вне конкурса. Но я пришел в кино из арт-мира, и я продолжаю фокусироваться именно на нем. Я знаю эту систему, я хорошо чувствую себя в ней.

Кадр из фильма Омера Феста «Непрерывность» (Continuity), 2012
— Вы работаете с темами, которые часто эксплуатируются масс-медиа: насилие, утрата, воздействие военной машины на индивидуума. Как вы противостоите возможному превращению ваших работ вообще и этой в частности в объекты аффективной манипуляции?
— Я предпочитаю прием старой школы — Verfremdungseffekt, то есть брехтовское отчуждение. Нужно разрушать прямолинейную сентиментальную идентификацию зрителя с обсуждаемой в работе темой. Если речь идет о насилии, могу прибегнуть к порнографической зрелищности. Но когда история подходит к своей кульминации, будь то эпизоды насилия или эмоционально насыщенные эпизоды, то, как правило, в моих работах параллельно происходит нечто, разрушающее, взрывающее нарратив — ровно в тот момент, когда зритель уже готов соскользнуть в эмпатию, сопереживание.
— То есть вы хотите лишить зрителя катарсиса?
— В каком-то смысле да, хотя для меня катартическое — это не обязательно чисто эмоциональное. Если мы немного расширим понятие катарсиса, то уместно было бы говорить о катарсисе медиа, катарсисе восприятия. Это я нахожу вполне приемлемым. Что для меня неприемлемо — так это катарсис в его олдскульном, вульгарно-аристотелевском понимании. Катарсис не только в том, чтобы достичь единства противоположностей, заставить зрителя пережить эмоциональную идентификацию с ситуацией на экране — идентификацию, которая, в сущности, исчерпывает эмоцию, после нее ты возвращаешься к повседневной жизни в приподнятом настроении, что делает тебя хорошим гражданином. Я бы разделил это представление о катарсисе надвое — и вот часть с «хорошим гражданином» кажется мне довольно интересной штукой. Я бы не стал называть это перевоспитанием, но мне нравится идея превращения, трансформации, претерпеваемой зрителем, находящимся наедине с работой, которую я ему показываю. Я бы прописывал катарсис — в определенных дозах, разумеется, — как средство для обострения восприятия. Но в какой-то момент, конечно, я его разрушаю — чтобы у зрителя была возможность поразмыслить о конвенциях, используемых сегодня в разговоре о насилии и конфликтах. Так вы можете одновременно и получать информацию, и сохранять критическое отношение к способам ее подачи. Но это, в общем, обычная практика искусства.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials