Алик Копыт: «Похороны удались»
Почему фронтмен голландского ансамбля Amsterdam Klezmer Band поет «Лимончики», читает Хлебникова и лоббирует Бабеля
На петербургский фестиваль «Стереолето» 13 июля приедет развеселый голландский ансамбль Amsterdam Klezmer Band. Один из его фронтменов — коренной одессит Алик Копыт, называемый критиками продолжателем традиций Аркадия Северного и Алика Беренсона. Его стараниями теперь на многих крупных европейских фестивалях звучат блатные «Лимончики», которые пел еще Леонид Утесов.
— Вы родились в Одессе, а в каком возрасте уехали?
— Когда мне было 19 лет, мы уехали в Австралию с родителями по израильскому приглашению. Тогда можно было выезжать для воссоединения семей. У нас якобы был дядя в Израиле, и нам прислали вызов от него. Мы оказались в Вене. А оттуда через Италию попали в Австралию.
— Почему вы уехали?
— Потому что совок был. А это не на всякий вкус. Отец, в общем, не был большим поклонником советской власти. Когда появилась возможность свалить, он, долго не раздумывая, нас поднял. И 28 августа 1978 года, в день моего рождения, мы пересекли границу.
— Вы помните первые впечатления от заграницы?
— Да, конечно. Это было ужасно радостно. Очень интересно. Я был тогда все-таки мальчишкой. И тогда доступ к западной музыке был крайне ограничен. Первое, что я увидел, — магазин с пластинками на вокзале в Вене. И хотя эти пластинки у меня давно побывали в руках (понятно, что в Одессе все это добывалось через фарцовку) и я знал, что они там лежать должны, во все это не особо верилось. И вот стоит будка, а там все мои любимые рок-музыканты. Я чуть сознание не потерял от радости. Я тогда слушал хард-рок. Black Sabbath, Deep Purple, Led Zeppelin.
— Но музыкой не занимались?
— Я не играл в составах. Сотрудничать я начал позже, в 29 лет, когда перебрался из Австралии в Европу. Прожил в Австралии 10 лет, выполнял разные работы, с музыкой не связанные, был зубным техником, таксистом, официантом. В Австралии тогда была ставка на такой рабоче-крестьянский рок.
— Но вы явно не только с эмигрантами общались.
— Я сразу же пошел учиться в техникум. Поэтому у меня было много контактов с местными. У эмигрантов, как правило, интересы более бытовые. Приезжаешь в чужую страну, не знаешь языка. Родителям нужно было пустить корни, квартирой обзавестись. Я просто работал. Жил с родителями до 25 лет. Вечером гулял с друзьями. Слушал музыку разных народов. Слушал реггей. Эта музыка по климату подходит. Мы собирались с ребятами, курили.
— Дреды носили?
— Не, жарко было. А в остальном был фанатом Ли Перри, Кинга Табби и прочих гигантов с Ямайки. При этом в Австралии была White Australia Policy. Туда черных не пускали. Все тогда в ЮАР тыкали, что, мол, апартеид, а в Австралии апартеид был узаконен. За время моего пребывания ни один черный музыкант туда не приехал, только Марли.
В 28 лет я, собрав кое-какие деньги, решил перебраться в Европу. Мне не хотелось окончить жизнь на далеком континенте. И оказался в Голландии. Здесь познакомился музыкантами — и так одно за другим пошло.
— Музыке учились?
— Я играл на ударной установке. Брал уроки у частного преподавателя. В группах не играл, хотя и намеревался. Просто занимался дома. В детстве меня родители отдали на аккордеон и фоно, между 7—10 годами я учился этому. У меня со слухом все в порядке. Словом, я ничего не забыл.
— Перебрались в Голландию — и сразу за музыку?
— Тогда началась перестройка, был большой интерес ко всему советскому, от регалий, значков до языка. И я давал уроки русского, голландцы ведь любят изучать иностранные языки, они приходили часик поболтать, а я так оплачивал свои счета. А потом сюда приехал один музыкант из Одессы, с которым я познакомился, и мы начали выступать. Это был Гера Попов, он же OMFO.
— То есть все началось с абсолютно коммерческой затеи?
— Ему предложили спеть русские народные песни где-то в доме престарелых. Мы разучили на пару целый ряд и начали с ним их играть. Постепенно начали играть много, было лето, можно было выступать в парке, на улицах. Людей это все привлекало, это было крайне экзотично. Да и деньги нам приносило неплохие. Потом еще местный театр сделал постановку «Ревизора», и нас туда взяли якобы статистами, но мы еще и пели четыре-пять песен.
Я эти песни и раньше знал, но не планировал нести искусство в массы. Но тут увидел интерес, и деньги платили щедро. С тех пор продолжаю. И прошло уже 25 лет.
Я всегда музыку любил разную, но меня тогда больше интересовала африканская, кубинская музыка. Песни на русском языке я исполнял за деньги. Зарабатывал на жизнь. Впрочем, часто писал тексты к чужим вещам, поскольку для меня немыслимо было петь на чужих языках. Хотя английским владею достаточно хорошо, на голландском говорю. Так что я брал существующие мелодии, кубинские, африканские, и набрасывал свои тексты. Они у меня сохранились. Но я их не записывал. Я музыку дома слушаю, в основном не русскоязычную. Я ведь был вдалеке от советских новинок. Когда перестройка началась, люди привозили записи. Я послушал, что творилось в Союзе. Я ведь не знал, кто такой Гребенщиков. Включил, за 10 секунд все понял. И пошел дальше слушать Боба Марли.
Где тренд, там я в сторонку. Я в тренды не верю.
— Не смущает, что из вас делают пропагандиста одесского шансона? Мол, вот он из порта вышел и сейчас вам слабает…
— Выставляют — ну да бог с ним. Я такого уже насмотрелся за 25 лет. В СМИ люди не гнушаются ничем. Пририсуют тебе что угодно. Я своим происхождением не кичился никогда, тем, что вырос на Молдаванке. Что пою — это я знаю от корней. Ну и что?
— А когда были в Одессе в последний раз?
— В 2006 году. Ноль ощущений, все друзья уехали. Пришел на привоз, там продукты такие же, как были в детстве. Еда — все-таки немаловажный фактор. Я после отъезда нормальных помидоров и огурцов не пробовал. Люди с Украины и из России за рубеж тащат с собой семена и выращивают. В основном я в Россию езжу, в Москву и Питер. Один раз был в Челябинске и Новокузнецке с голландскими джазовыми музыкантами с программой стихов Хлебникова.
— Как вы с Леонидом Сойбельманом познакомились?
— Когда с Поповым стал выступать. Был фестиваль в Амстердаме, нацеленный на музыкантов из Союза. И там выступали мы и группа «Не ждали». Так я с Леней познакомился. Потом он перебрался в Израиль-Швейцарию-Германию, и бывший менеджер «Не ждали», немец, нас объединил, мы вдвоем выступали как проект Poza. Он на гитаре и я на аккордеоне. И мы играли очень широко по Северной Европе, там много было сквотов. В Швейцарии, Голландии, Германии играли несколько лет. Все очень компактно. Я, Сойбельман, менеджер с дисками неформальных групп. Это было задолго до Amsterdam Klezmer Band, к ним я присоединился в 2001 году.
— Я где-то читал, что вы со Шнуровым выступали и это смотрелось очень странно.
— Оно никак не смотрелось. Тогда был «Проект О.Г.И.». И группе «Ленинград» Лужков запретил концерт в «Лужниках», ему не понравилось, что Шнур ругается матом. И за две-три недели до концерта его отменили. В «О.Г.И.» кто-то подсуетился, у меня в Москве было несколько выступлений, так получился концерт «Копыт и Шнур». В принципе, люди пришли на него, не на меня. Я по глупости думал, что мы там должны вместе петь. Вышел на сцену, Шнур включил гитару на 11. Я спел одну песню и понял, что вторую уже не надо. Заплатили мне по-царски. Шнур сказал в микрофон слово «х…й», люди в обморок от счастья начали падать, а я понял, что отстрелялся. Так-то я его и раньше знал. Через «Не ждали» мы пересекались.
— А с Гудзем?
— С Гудзем было проще. Я был в Нью-Йорке, был маленький совместный концерт в клубе Mehanata. Мы с Женей вместе пели песни. Долго не репетировали, к сожалению, но потом концерт случился угарный.
— Если говорить про Amsterdam Klezmer Band, то мне ближе всего совместный диск с Galata Gypsy Band «Katakofti».
— Да, это и мне близко. Я года четыре играл с греческими цыганами To Meraki, с которыми даже приезжал в Москву. Они помимо ребетики (это такой греческий блатняк) играли свои народные песни. А греческие песни очень отуреченные. И я к музыке такой очень привязался (хорошо, что рядом греков нет, они напрягаются, когда их с турками сравниваешь). Она меня очень трогает. И с Galata Gypsy Band поэтому я спелся очень. Хотя языка никакого общего у нас нет. Но пели мы рядом, плечом к плечу. И музыканты они прекрасные.
— Любопытно, что в цыганской музыке все очень профессионально. Даже круче, чем у поп-звезд.
— Это же цыгане, заточенные под развлечения публики. Их с детства учат, бьют по попе, они играют превосходно, без всякого апломба, не бия себя кулаком в грудь, что я, мол, этнозвезда. Я сталкивался со многими музыкантами, поскольку раньше часто переводил гастролеров из Союза, которые в Голландии выступали в театрах. Скажем, был переводчиком Дживана Гаспаряна. И видел, как музыканты росли, становились звездами. А цыгане, которые живут на границе Болгарии и Турции и переплюнут кого угодно, никому не известны.
— Считается, что настоящий шансонье обязательно должен с поклонниками пить, прожигать жизнь.
— Должен или не должен — другой вопрос. Когда я попадаю в Москву, Киев, Питер, не пить немыслимо. Стараюсь закусывать. А здесь — другая ситуация. Здесь все прагматичнее. Amsterdam Klezmer Band работает плотно, здесь не разопьешься, ведь на следующий день обычно тоже концерт.
— Участники Amsterdam Klezmer Band на вас влияют или вы на них?
— Они на меня. Это хорошо. У них с дисциплиной лучше, чем у меня. То есть я понимаю, к примеру, что после концерта надо собираться и ехать в гостиницу. Хотя там, где есть русская публика, меня оставляют в покое. Такое правило выработалось.
— Вы же довольно скептично к балканщине относитесь? Как к тренду.
— Это тренд, безусловно. Все кинулись играть эту музыку. Помню, был период Buena Vista Social Club, лет пять-шесть подряд звуковики их включали. Потом пришли Брегович и Шантель. И все это муссировалось. Сейчас, видимо, какая-нибудь кумбия в топе. Где тренд, там я в сторонку. Я в тренды не верю, вся эта музыка будет существовать и до, и после. Вообще world music выросла у меня на глазах. Я помню первую пластинку Шеба Халеда, это был гигантский хайп в 1986—1987-м. Пошла волна, многие люди начали поднимать на этом деньги.
Есть такое понятие — вошь от искусства. Точнее — пиявка. Она прилипает к тусовке и занимает место. Тусовка — это дело, с которым я очень осторожен. Там нужно любезничать, общаться. Я крайне разборчив в том, с кем я провожу время. Но понятно, что если ты хочешь быть world musician, то нужно ездить на WOMEX. Мы в итоге оказались там в 2011-м, в Копенгагене. Я увидел много друзей-знакомых. Но в целом я не рвусь на такие мероприятия. Хотя это полезно с коммерческой точки зрения.
— У вас довольно запутанная дискография. Что будет сейчас?
— Amsterdam Klezmer Band по моей наколке ставит спектакль, в его основе — рассказ Бабеля «Король». Взяли умного местного режиссера, который написал сценарий, мы будем его играть по Голландии, Бельгии.
А я взял отпуск осенью, чтобы поехать в Таллин. Договорился с ребятами из «Не ждали», которые там живут, собраться на недельку, сыграть пару концертов и, может, записаться. Я с ними пел уже и одесские, и блатные песни. Там разберемся.
— Какой у вас был последний странный концерт?
— Это были похороны. Умер один довольно именитый художник. И нас пригласили в синагогу. Я играл на аккордеоне, а Йоб Чайес, основатель группы, тоже фронтмен, рэп читает на голландском с саксофоном. Похороны удались. Он был человек богемный, бонвиван, публика собралась красочная. Наша музыка им понравилась. Люди танцевали. Мы их привели в здоровый ажиотаж. Но это была скорее халтура.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials