Человек человеку — пластмасса
ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ о «Страхе» в «Гоголь-центре»
Октябрь, ноябрь, декабрь, январь. Четыре месяца на то, чтобы до неузнаваемости преобразить пространство бывшего Театра имени Гоголя. Не надо входить в партию противников или сторонников Кирилла Серебренникова, чтобы сказать: это очень грамотно организованные интерьеры.
Февраль, март, апрель, май, июнь. Пять месяцев на то, чтобы настрогать шесть новых и перенести на эту площадку три уже готовых спектакля. Не надо входить в партию противников или сторонников Кирилла Серебренникова, чтобы сказать: это удивительный результат. Особенно если знать, что спектакли эти вполне качественные, а иногда и просто хорошие. Честное беспартийное. Шедевров, впрочем, не случилось, но кто же их обещал?
О чем этот театр? Ищите ответ в программной для Серебренникова трилогии «Братья» — «Идиоты» — «Страх», где сам он адаптировал к отечественным реалиям сценарий Ларса фон Триера, а коллегам отдал боковые створки триптиха. К Алексею Мизгиреву попал в перелицовку фильм Висконти «Рокко и его братья», к Владиславу Наставшеву — «Страх съедает душу» Фассбиндера в русском переводе Михаила Ратгауза и драматургической адаптации Любы Стрижак.
«Страх» — победная точка сразу и в сезоне, и в трилогии. «Страх» — еще и ключевое слово для уяснения задач, которые Серебренников поставил себе и коллегам. «Страх и ненависть в Москве» — вот подходящее название для всего цикла в целом.
«Бойся понаехавшей из провинции гопоты!» — предупреждали нас «Братья» Алексея Мизгирева. «Бойся либералов и прочих идиотов!» — читалось в глазах добропорядочных обывателей в «Идиотах» Серебренникова. «Гости с юга, идите на х..!» — таким воззванием начинается спектакль латвийского гастарбайтера Владислава Наставшева (да-да, это режиссер не из местных) о таджикских гастарбайтерах, заполонивших нашу златоглаво-белокаменную. Ненависть правит бал, заставляя одного брата начищать фейс другому брату. Ну или не брату, а просто «гниде черножопой», как было сказано в старом фильме Алексея Балабанова.
«Страх» по всем признакам должен был провалиться. Начало спектакля никакое — или, вернее сказать, пластмассовое. Среди дешевых пластмассовых столов и стульев, скинутых кучей посреди площадки, бродят столь же недорогие пластмассовые люди.
Пластмассовый ксенофоб в стартовом монологе ищет сочувствия у публики, травя байки о неблагодарных чурках. Пластмассовый таджик, сидя на пластмассовых корточках, костерит русских свиней и жадных ментов, а пластмассовый мент заходится в фальшивом хохоте, коверкая имя, написанное в паспорте гастарбайтера. Вроде все как полагается, но это не живые люди, а нехитрые трафаретные клише. Равноправные части мебельного конструктора, который по воле режиссера сделался главным героем спектакля.
Ножки, сиденья, столешницы соединяются у Наставшева в самых хитроумных комбинациях, рождая все новые и новые сценические метафоры, а вот спектакль первые минут двадцать решительно не хочет срастаться в единое целое. Пьеса Любы Стрижак (это она заменила марокканский афоризм «Страх съедает душу» таджикским аналогом «Страх — брат смерти» и переименовала фассбиндеровского араба Али в таджика Абу) тоже поначалу кажется формальной и малоинтересной. А потом вдруг — щелк! — и спектакль начинает постепенно обрастать плотью и кровью. О чудо, пластмассовые люди делаются похожи на людей, и в какой-то момент ты понимаешь: спектакль скорее жив, чем мертв.
Начинать праздновать окончательную победу театр может сразу после эпизода с помидорами, когда вся бледная пластмассовая рухлядь и впрямь окрашивается в кроваво-красные тона. Это разъяренные родственники и соседи закидывают мясистыми томатами безумную русскую бабку и ее молодого таджикского хахаля (Евгений Сангаджиев), отважившихся полюбить друг друга, а те прикрываются столешницей, как щитом. Красиво, конечно, когда красненькое медленно стекает по беленькому, но дело не только в формальной красоте.
Сердце этого спектакля, разом запустившее всю его кровеносную систему, — актриса театра Гоголя Светлана Брагарник в роли пенсионерки Лиды. То самое «золотое сердце», о котором говорил фон Триер применительно к «Идиотам». Та самая душа, что способна противостоять страху и ненависти. Брагарник даже не любовь к мужчине играет, а просто здравый смысл, противостоящий общему безумию вокруг себя. Ведь любить — это так нормально, а ненавидеть и бояться — это, в сущности, так пластмассово.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials