Р. Стиви Мур: «Это был бунт, но очень тихий»
Самый знаменитый незнаменитый музыкант США выступит в Москве на турнире по настольному теннису
С конца 1960-х будущий титулованный «отец домашней DIY-звукозаписи» и «дедушка лоуфая» Р. Стиви Мур записывал тонны музыки у себя дома, на пике производительности — в среднем 30 песен в неделю. Его изданные микротиражами альбомы, на которых мелодии и аранжировки в стиле его любимых The Beatles и Beach Boys мешались с сюрреализмом не менее любимых Заппы и Бифхарта, довольно быстро воспела андеграундная пресса, но за пределы узкого круга меломанов и музыкантов его культ вышел лишь недавно, в середине 2000-х. До этого без малого сорок лет Р. Стиви Мур едва ли не в первую очередь был знаменит тем, насколько он незнаменит.
Все изменилось после того, как его большой друг и поклонник Ариэль Пинк вдруг стал одним из главных героев современной независимой музыки и начал регулярно говорить о Муре в своих интервью. Впрочем, свою историю Мур гораздо лучше расскажет сам.
— Мне сказали, вы сейчас в Нью-Йорке.
— Да, Бруклин, Нью-Йорк — это вроде как мой второй дом после Нэшвилла, Теннесси.
— Вот я как раз хотел спросить, почему вы перебрались назад в город, из которого бежали в конце 70-х.
— По личным причинам. Я разошелся с женщиной, и мне просто некуда было идти, пришлось начинать все сначала. В Нэшвилле живут люди, которые пустили меня к себе пожить. Не знаю, что бы я делал, если бы пришлось остаться в Нью-Джерси. В общем, это было что-то вроде чрезвычайной ситуации, но я рад, что вернулся. В Нэшвилле мало чего происходит, но я чувствую тут свои корни.
Теперь я вообще, можно сказать, не записываюсь. Я решил притормозить.
— Город изменился за эти тридцать лет? Или это все та же монокультурная в музыкальном смысле столица кантри, из которой вы уехали?
— Конечно, многое тут изменилось, времени-то сколько прошло. Кантри, правда, тут по-прежнему повсюду, это ведь приманка для туристов. Но теперь здесь есть большая инди-сцена. То есть сейчас-то она вообще везде есть, но в 70-х ничего такого в Нэшвилле не было.
— Вы, кстати, со временем примирились с кантри?
— Да, конечно. Ну, если мы говорим о старом кантри, а не о Тейлор Свифт и прочем. В детстве меня совсем не интересовали великие — ну, знаете, Хэнк Уильямс, Джордж Джонс, Пэтси Клайн... В смысле, мой отец записывался со всеми этими людьми, вы, может быть, в курсе?
— Да, конечно. (Едва ли не самый известный сессионный басист своего времени Боб Мур входил в так называемую Nashville A-Team и около десяти лет записывался, например, с Элвисом Пресли. Среди множества других его клиентов — Боб Дилан, Рой Орбисон и Джерри Ли Льюис.)
— А, ну отлично. Так вот, я жил в окружении всей этой музыки, музыки моего отца, и она мне не особенно нравилась. Я дитя 60-х и страшно благодарен судьбе за это, потому что рос на Beatles, Beach Boys, Заппе и Хендриксе. Шестидесятые — это что-то вроде Возрождения для поп-музыки. Ничего подобного не было ни до, ни после.
— Сейчас, издалека, ваша история кажется даже романтичной: вам же светила карьера успешного сессионного музыканта, но вместо того, чтобы продолжить дело отца, получать хорошие и относительно легкие деньги, вы стали записывать какую-то странную музыку у себя дома. Но было ли это сознательное решение, протест?
— Да. В смысле, и да, и нет. Во многом все это просто стечение обстоятельств, судьба. Все случилось как-то само собой. То есть это был бунт, но очень тихий. Мне не приходилось драться за свои идеалы — я просто оставался дома. Я был одиночкой, который записывался у себя в комнате, пока все остальные беспокоились о том, как бы попасть в студию. Мне кажется, сейчас в этом смысле мало что изменилось. Вы можете записать какие-то свои идеи дома, но не чтобы выпустить эту запись, а чтобы заинтересовать кого-то с деньгами и получить возможность сделать качественный продукт в студии. А я никогда не пытался работать по такой схеме — и в этом вся моя история. Все, что я делаю, — это демо. Я записываю что-то и тут же начинаю работать над новым проектом — как-то так.
Интернет как будто специально для меня придумали.
— Насколько я понимаю, дело не только в судьбе. Важную роль в вашей истории сыграл ваш дядя Гарри.
— Да, несомненно. Он был чуть ли не единственным человеком, который с самого начала понимал, что я делаю. Я же сидел дома в Нэшвилле, вообще не представляя, что мне делать, и просто записывал музыку. Об этом знали только несколько моих местных друзей и дядя Гарри, который жил в Нью-Джерси (и которому Мур отправлял свои записи. — С.Б.). И ему крышу сносило то, что я делаю. Он даже пытался рассылать мои ранние записи разным лейблам — конечно, безуспешно, потому что звучали они ужасно. Я, кстати, не переношу этот ярлык lo-fi, на котором все сейчас помешаны. Раньше у этих слов было вообще другое значение. Важно было, чтобы твоя демо-запись была ну пусть не hi-fi, но хотя бы такого качества, чтобы ее можно было слушать. А мои пленки на лейблах слушать просто не могли. Ну как бы то ни было, мне это было не важно. Главное было просто постоянно записываться. И дядя Гарри был единственным, кто меня поддерживал. В конце концов он сказал мне: «Ты должен выбираться из Нэшвилла» — что я и сделал в 1978 году, приехал в Нью-Джерси и прожил там 30 с лишним лет. Все это время я не прекращал записываться, почти не выходил из дома.
Иногда выступал, то сольно, то собирая группу на один концерт. Постепенно мое имя стало набирать известность. Обо мне начали писать в Trouser Press и куче других андеграундных журналов. Потом случилась эта кассетная революция — как будто специально для меня. Это был идеальный формат. Я сам стал своим собственным маленьким лейблом, рассылал каталоги, обзавелся небольшим кругом поклонников. Потом появились CDR — и я влюбился в них... С дядей (который, кстати, устроил Мура на работу в музыкальный магазин и нашел ему жилье. — С.Б.) мы все это время поддерживали связь. Он дико переживал, что ему не удается помочь мне пробиться наверх, он ведь работал чуть ли не со всеми мейджорами, прямо на Манхэттене, занимался менеджментом и маркетингом. Так что мы часто смеялись: дядя Гарри был настолько близок к индустрии, но не мог добиться, чтобы Р. Стиви Мура подписали на какой-нибудь лейбл, — какая трагедия! Но это нас не разделило, мы и сейчас с ним очень близки. Он ведь выпустил мои первые записи.
— Кстати, это он с вами на этой фотографии?
— Да, именно так. Это исторический снимок. Дядя приехал ко мне в Нэшвилл, чтобы подписать контракт на издание моей первой пластинки — «Phonography» (1976). Конечно, тираж был суперограниченный, всего 100 экземпляров. Я смотрю, вы подготовились.
— Знаете, я, наверное, два дня провел на вашем сайте, на нем как-то по-странному уютно.
— Ха, ну так, наверное, и должно быть. Потому что моя история — это ведь как будто сказка, выдумка. «Жил да был вот такой-то парень, с которого началась вся эта история домашней DIY-записи». Я же ничего специально не придумывал! Меня постоянно спрашивают, представлял ли я тогда, как все обернется. Особенно теперь, когда я постоянно езжу в туры и вся моя жизнь изменилась. Я же раньше почти не выступал, а теперь постоянно путешествую с группой. За последние три года у нас было четыре тура по Европе и не только. Это, конечно, тяжеловато для меня. Так уж получилось, что моя карьера, можно считать, началась только сейчас, а мне уже немало лет (в январе Муру исполнился 61 год. — С.Б.). Туры — это скорее для детишек среднего возраста, как я их называю. Хотел бы я, чтобы мне сейчас было лет 30—40. Конечно, все эти дороги, поездки на автобусе — это приключение, но иногда все это выматывает. Особенно когда наконец добираешься до места, о котором ничего не знаешь, и оказывается, что это какой-то захудалый пивной бар, а накануне ты играл на фестивале для тысячи человек. Вообще вот эти перепады и крайности в турах — это, конечно, потрясающий, фантастический опыт.
— То есть у вас теперь постоянная группа?
— Да, с базой в Бруклине, поэтому-то я сейчас и здесь. Состав время от времени меняется, но это не потому, что я кого-то увольняю, мы все друг другом довольны, просто трудно придерживаться графика, да и денег пока это все приносит немного — надеюсь, это скоро изменится.
— Значит, теперь вы уже не в одиночестве записываетесь?
— Да теперь я вообще, можно сказать, не записываюсь. Я решил притормозить. В основном потому, что у меня, к счастью, есть такой огромный бэк-каталог. У меня столько песен, что я не ощущаю никакого давления — ну, знаете: «так, нам нужно выпустить что-то новое». Я по-прежнему люблю записываться, но теперь это уже не столько старые добрые песни, сколько просто звуковые образы, коллажи, монологи и всякий экспериментальный минимализм. В общем, я мало пишу, но меня это не беспокоит.
— Кстати, о песнях. На одном из ваших последних альбомов почти подряд идут песни с названиями вроде «I'm Too Old to Fall in Love», «I Will Want to Die», «I Want to Go Back in Time» — какая-то грустная картина получается.
— Ха, смешно, что вы спрашиваете об этом, потому что все эти песни — старые. Они были написаны где-то в середине 80-х. Так что они не обязательно отражают мое нынешнее состояние.
— Еще я вас хотел спросить о вашей работе на радио WFMU. Вы часто говорите, что ваши альбомы — это что-то вроде бесформатного радиошоу. Эти вещи как-то связаны?
— Нет, просто совпадение. Я ведь записывал альбомы задолго до того, как приехал в Нью-Джерси и оказался на WFMU. Но именно поэтому я так быстро сошелся с этими ребятами и стал там работать. Мне тоже нравилось поставить классическую музыку, а потом какой-нибудь панк-рок, электронику и так далее.
— Вы как-то сказали: «Единственное средство против серости и ограниченности — это разнообразие». Поясните, пожалуйста.
— Ну, тут все довольно самоочевидно. Я всегда так думал, не только об искусстве, о жизни вообще. Меня всегда интересовало множество вещей, причем ни в какую иерархию мои интересы не выстраивались. Каждый день, я по новому смотрю на вещи. По-моему, жизнь — это блендер: кидаешь туда всего понемногу — и, если повезет, получается что-то вкусное. Я не понимаю и никогда не понимал, как можно любить какую-то одну музыку и не пытаться открыть что-то новое... О! Я слышал детей.
— Да, я с балкона с вами разговариваю, тут школа рядом.
— Как здорово! Мы так далеко друг от друга, но эти голоса прозвучали так реалистично!
— Мне, кстати, надо в комнату перебраться, а то батарейка садится. Вот, детей тут не слышно, зато на фоне теперь вот эта классная картина.
— Ракетка для пинг-понга! Нет? Лампочка?
— Букет цветов.
— А, но вообще это похоже на ракетку — и это смешное совпадение. Мы ведь будем играть на турнире по настольному теннису. Как это место называется, Strelka?
— Да. Вам же уже говорили, что вы будете играть прямо через реку от того собора, где была акция Pussy Riot?
— Нет, я и не подозревал! Фантастика. Только имейте в виду: я эту песню петь не буду.
— Расскажите, пожалуйста, почему вы вообще записали «Free Pussy Riot», вы же известны тем, что держитесь в стороне от политики.
— Это была просто шутка насчет заголовков газет. Я примерно представляю, что там произошло, но не следил за этой историей и не принимаю ничью сторону. Я очень аполитичен. Ненавижу политику. Америка сходит с ума по всем этим Fox News, либералам, консерваторам. Меня это все вообще не интересует. Для меня это как спорт, футбол там или бейсбол.
— Не голосуете?
— Никогда в жизни не голосовал и не собираюсь.
— Тогда лучше расскажите: как вообще получилось, что вы играете на московском турнире по настольному теннису?
— Понятия не имею. У меня есть агент, он живет в Португалии. Наверное, кто-то связался с ним. Я думаю, мной заинтересовались из-за Ариэля Пинка, который уже играл у вас и снова приедет в июле. Пинк — конечно, важная часть моей истории. Мы познакомились в 2000 году. Он посылал мне письма и записи, и я всем рассказывал, что есть вот такой парень. А теперь он покоряет планету и, где бы он ни был, рассказывает о Р. Стиви Муре. И это, конечно, очень много значит для меня. Многие люди узнали обо мне именно от Ариэля Пинка.
— Кстати, этот трек на вашем совместном альбоме — «Bar-B-Cutie Klux Clamsauce», в котором вы вместе дурака валяете, — он дает какое-то представление о ваших отношениях с Пинком?
— Ха-ха-ха, думаю, можно так сказать. Он сумасшедший парень, и да, примерно так мы и общаемся. Я по нему очень скучаю, до него не добраться. Я-то постоянно в сети, а он это все ненавидит — Facebook, социальные сети. В смысле, меня тоже все это раздражает, это невероятная трата времени. Но я пользуюсь своей страницей для того, чтобы поддерживать интерес к себе. Это что-то вроде перформанса.
— Или радиошоу.
— Ну да. И, кстати, вы вот не самые очевидные вопросы задаете, но я нисколько не раздражаюсь тем, что меня из интервью в интервью спрашивают об одном и том же: об Ариэле Пинке, о lo-fi. Я же понимаю, что я все еще мало кому известен, так что придется пока снова и снова рассказывать одну и ту же историю. Кстати, я же не закончил ее, мы остановились на появлении CDR, а дальше ведь очень важная глава — интернет. Его тоже как будто специально для меня придумали. Внезапно я оказался в одном клике от моих слушателей и потенциальных поклонников. Раньше мне постоянно говорили: «Мы слышали о тебе, Стиви, но твоих записей нет в магазинах». Теперь все проще, есть Bandcamp — гораздо больше людей знает обо мне, и мои записи гораздо лучше продаются. Я наконец-то стал получать финансовую поддержку, в которой так нуждался. У меня смешанные чувства насчет обмена файлами и mp3 с их низким уровнем качества, но я могу с этим жить.
Не переношу этот ярлык lo-fi, на котором все сейчас помешаны.
— А как вам вообще современная музыка?
— Не очень. Особенно молодые группы. Никто не делает ничего нового, у всех одна и та же философия: мол, все что можно уже сделали до нас, так что теперь осталось только играть ретро, как-нибудь по-новому его поворачивая. Я не хотел бы много об этом рассуждать, но большая часть того, что я слышу, мне не нравится.
— Я видел, вы у себя в Facebook очень хвалите новые альбомы Daft Punk и My Bloody Valentine.
— Да, «Random Access Memories» мне напомнил мои собственные записи — в том смысле, что группа все время скачет от одного стиля к другому. К тому же я уже в таком возрасте, что могу с иронией слушать этот диско-бит в стиле Chic (у Мура есть отличная песня про нелюбовь к диско. — С.Б.). И да, я большой поклонник MBV, а мой друг Тим Берджес — близкий друг Кевина Шилдса. Они потрясающие. Мне очень нравится и новый альбом, и «Loveless». Идеальная музыка, на мой вкус.
— А что вы думаете о новом витке популярности кассет?
— По-моему, это смешно. Я понимаю, почему кассеты привлекают молодых людей — они ведь не застали кассетную революцию. А я там был, и это было очень круто. Я покупал целые коробки пустых кассет, записывал на них альбомы, которые у меня заказывали, и рассылал. Но сегодня я не пользуюсь кассетами, зато по-прежнему люблю CDR. Маленькие лейблы часто предлагают мне выпустить кассету, но я отвечаю: «Извините, но нет. Я бы выпустил семидюймовый сплит с кем-нибудь, но не кассету». И хотя моя страница на Bandcamp называется «Кассетный клуб Р. Стиви Мура», я там специально оставил предупреждение о том, что кассеты больше не продаю. Это пройденный этап, кассеты меня совершенно не интересуют, у меня даже нет кассетного магнитофона дома.
Р. Стиви Мур выступит 23 июня в баре Strelka
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials