Не надо стесняться
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ о «Спящей красавице» Мэтью Боурна
Только что показанная в рамках Чеховского фестиваля «Спящая красавица» Мэтью Боурна многим показалась зрелищем, проходящим по ведомству исключительно just for fun, в котором не следует искать глубоководных подтекстов и второго смыслового дна. Хронологически последняя премьера театральной компании New Adventures — и в самом деле выдающееся свидетельство эпохи nobrow, расчетливый коммерческий ход, в котором совершенства маркетинговой стратегии не меньше, чем собственно творческой воли. Все это, впрочем, не мешает боурновской «Спящей» оставаться впечатляющим художественным высказыванием.
Движущая сила спектакля — саморефлексия и самоирония жанра. Ставя танцевальный блокбастер, Боурн поминутно ехидничает над архаичной ограниченностью театрального дискурса: не просто расширяя сценический вокабуляр типично кинематографическими приемами — но подчеркивая с их помощью границу театральной условности, за которую сценическим жанрам перешагнуть не дано. В предыдущих постановках New Adventures, показанных на Чеховском фестивале в прошлые годы, — «Портрете Дориана Грея» (2008) и «Золушке» (2010) — кинематографичность размывала театральность, в выпущенной под занавес прошлого года «Спящей красавице» конструктивные швы между ними выставлены наружу.
Серьезное обращено во фривольное: вместо помпезного гимна Франции Людовика XIV, трехчасовой феерии с пятью переменами декораций и пятью сотнями сложнейших костюмов, — компактное, динамичное шоу, структурно куда более близкое бродвейскому мюзиклу, чем подлиннику Всеволожского, Чайковского и Петипа. Первые такты партитуры звучат в спектакле Боурна точь-в-точь как старая добрая фанфара 20th Century Fox, а сам автор «Спящей красавицы» предстает не столько мастером симфонической формы, сколько гением микки-маусинга. Belle epoque первого акта — с идеально подстриженным газоном и безмятежной игрой в бадминтон — радует глаз немыслимой для театра подробностью и слаженной отрепетированностью пантомимных сцен. Из особы королевской крови красавица Аврора разжалована в приемные дочери благородного викторианского семейства, ее суженый произведен в незадачливые садовники — с укусом дружелюбного вампира графа Сирени он обретает вечную жизнь и по прошествии предписанных первоисточником ста лет возвращает возлюбленную в реальность «Блейда» и «Сумерек»: во втором акте спектакля действие, совершив временной кульбит, из 1910-х переносится в 2010-е.
Кэмп, учила нас Сьюзен Зонтаг, — это восприятие китча человеком, который твердо знает: то, что он видит, — китч. Мэтью Боурн твердо знает: великая балетная традиция XIX века, традиция многоактного сюжетного спектакля, исчерпала себя — массовая публика по-прежнему ждет от хореографов фабульности и повествовательности, но нарратив на современной балетной сцене почти всегда синонимичен китчу. Спектакль New Adventures — об этом, он «как бы иронизирует над тем, что в нем восхищает, и в то же время иронизирует над иронией, к которой приходится прибегать, чтобы вас не поймали на восхищении тем, над чем положено иронизировать всем приличным людям». Партитура Чайковского всегда чутко, как губка, впитывала дыхание времени: в 1910-е на европейских подмостках появляется «Спящая красавица» с модным импрессионистским дизайном, в 1920-е Федор Лопухов решает свою версию легендарного балета в конструктивистском духе. В этом смысле трактовка Боурна — не только плоть от плоти сегодняшнего дня, но одновременно и логическая точка того художественного маршрута, который проделала «Спящая» за 123 года своей сценической истории.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials