Испытание водой
Какие из национальных павильонов в Венеции стоит посмотреть
Венецианская биеннале привлекает внимание основным проектом. Именно о нем по большей части пишут в течение нескольких месяцев перед открытием, обсуждая с куратором и без него тему выставки или анализируя выбор участников. Впрочем, если основной проект разочаровал, можно поговорить о национальных павильонах, среди которых был яркий, но спорный российский проект. COLTA.RU уже высказывала ожидания относительно павильонов Великобритании, Чили, Германии, Франции, Хорватии, Словении и Дании, беседовала с кураторами павильона Центральной Азии. Поговорим о том, что состоялось.
С павильоном Чили по резкости высказывания мог бы поспорить разве что британский павильон, а по лаконичности — вряд ли кто другой. Альфредо Хаар, которого мы привыкли величать на английский манер Джааром — такой уж он всемирно известный, — решил потопить старейшую часть Венецианской биеннале. Макет Джардини со всеми павильонами и деревьями, находящимися в этом саду, то погружается под воду, то, наоборот, поднимается из мутной жидкости на радость желающим сделать фото посетителям. Павильон Чили расположился в Арсенале, а потому в рамках ситуации, предложенной в проекте Хаара «Венеция, Венеция», непотопляем. Если учесть настоящее наводнение, с которым сейчас столкнулись страны Центральной Европы (оно затронуло и Венецию в дни открытия биеннале), а также полугодовой давности затопление галерей в нью-йоркском районе Челси, этот жест выглядит в значительной степени как злорадство. Неважно, взывает ли Хаар к стихиям, чтобы они на корню пресекли биеннальный ажиотаж, или просто намекает на необходимость радикального обновления — он вполне однозначен: процесс зашел в тупик, должно что-то случиться. В дополнение — хотя, как известно, проект начинался с этого снимка — в павильоне повешен огромный лайтбокс с фото 1946 года, на котором запечатлен итальянский художник Лучио Фонтана в своей разрушенной мастерской в Милане. Война, как и водная стихия, может вмешаться в размеренный ход событий, художнику же остается бродить среди руин.
Биеннальный приз — «Золотого льва» — получил павильон Анголы, который благодаря этому факту и сарафанному радио стал одним из лидеров по посещениям. Распечатанные на дешевой бумаге снимки ангольского фотографа Эдсона Шагаса, которые были созданы в рамках проекта «Луанда. Энциклопедический город», общего с коллективом архитекторов Beyond Entropy (они же кураторы павильона), разложены стопками в палаццо Чини. Со стен на постеры, на которых можно увидеть фрагменты стен, а также граффити, окна, двери и разные предметы на их фоне, смотрят католические святые, от Девы Марии до Фомы Аквинского. Посетители могут забрать с собой работы Шагаса — в отличие от коллекции Чини, которую составляют произведения, чей возраст насчитывает уже несколько столетий, а имена авторов всемирно известны (к примеру, Боттичелли). Забавно, но несколькими этажами выше в том же палаццо проходит еще одна ангольская выставка — организованная властями, она выглядит ужасно, художники словно в кратчайший срок отмечаются в истории искусства: это мы прошли, и вот это тоже. Тут есть и свой Дали, и свои кубисты — все создано за десять лет или около того. К выставке напечатан каталог в кричащей желтой обложке, стопками которого подпираются стены. Кому это нужно — непонятно, но как приложение к выставке Шагаса, наверное, необходимо: «Энциклопедический город» начинает звучать на контрасте не только со средневековым и возрожденческим искусством, но и с провинциальностью официального ангольского искусства.
Павильон Румынии находится на краю Джардини. Рядом с ним в павильоне Греции рассказывают о роли денег, а в бразильском павильоне в очередной раз выстраиваются связи между модернизмом и современным искусством, в шаговой доступности — «Энциклопедический дворец» Массимилиано Джони. Главные темы биеннале — это деньги, вернее, их несправедливое распределение, связь времен и внезапные разрывы, описание и каталогизация мира, и румынские художники прекрасно нашли себя в этом контексте. Люди толпятся у входа, чтобы не заполнять пространство «белого куба» с прозрачным потолком и не мешать действу. В павильоне постоянно идет перформанс, пятеро участников перемещаются по залу. Они разыгрывают пьесу — историческую хронику, где главными действующими лицами являются произведения, которые когда-либо демонстрировались на биеннале в Венеции: скульптура, показанная в 1948-м на большой выставке работ Генри Мура, «Саломея» Федерико Бельтрана Массеса (12-я биеннале), портрет Троцкого кисти Юрия Анненкова из советского павильона 1924 года, знаменитый плакат Guerrilla Girls, включенный Розой Мартинес восемь лет назад в одну из двух частей тогдашнего основного проекта, и многие другие. Пьеса-выставка Александры Пирич и Мануэля Пельмуша называется «Нематериальная ретроспектива Венецианской биеннале». Она завораживает, хотя долго вникать в происходящее все же утомительно: работает как видеоинсталляция, к которой можно подходить время от времени, а смотреть «от начала до конца» излишне. Впрочем, эта работа чревата открытиями даже в большей мере, чем основной проект.
Ирландский павильон расположен в центре города, на берегу Большого канала. Здесь на нескольких экранах показывается 40-минутный фильм Ричарда Моссе «Анклав», в котором рассказывается о неутихающей гражданской войне в Республике Конго. Подобные сюжеты всегда рискованны, поскольку они манипулятивны по отношению к зрителю и эксплуатируют жертв обстоятельств, которым, как обычно заявляют, желают помочь. Об этом в свое время говорил голландский видеохудожник Ренцо Мартенс и совсем недавно на примере фотографии — Александр Гронский. Моссе также поднимает вопрос этики, пытаясь решить его техническими способами — тщательно работая с изображением и со звуком. И хотя в конкретном случае у художника явно не получилось обойти все ловушки выбранной темы (уж слишком приторная вышла картина), направление мысли абсолютно верное: этика — это действительно набор процедур и формальностей, а не творение добра по наитию.
Грузинский проект под кураторским руководством Иоанны Варши носит имя «Камикадзе-лоджия». Он разместился в подходящем месте — на последнем этаже здания, возвышающегося над садом на краю Арсенала. Камикадзе-лоджии — это пристройки к домам, которые стали появляться в грузинских городах в постсоветские десятилетия. Как сказано в отлично сделанном и информативном каталоге проекта, такое название этому новострою дал некий российский журналист, усмотрев в подобных конструкциях риск для жизни, а в слове «камикадзе» — распространенное окончание грузинских фамилий. И каталог, и работы, как, например, «Евроремонт» Николоза Лутидзе (комната обустраивается «по западным стандартам»; там полный разгром) или музыкальная подборка Гелы Паташури, Эи Аракавы и Сергея Черепанина, — вся выставка каталогизирует способы обустроить пространство. Несмотря на привязку к очень специфическому грузинскому контексту, проект будет хорошо понятен как жителям Бразилии и Южной Африки, знакомым с полулегальным строительством целых жилых массивов, так и россиянам, для которых модернизация жилого пространства на грани фантастики — знаковое явление.
Но главным национальным павильоном биеннале стал павильон Турции — не тот, который официально представлял страну (хотя он был интересен — видеоинсталляция Али Казмы о том, что такое человеческое тело сегодня), а кочующая и оставляющая везде след манифестация в поддержку протестующих в стамбульском парке Гези и по всей стране.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials