Саша Филиппова: «В Москве энергичной движухи никогда и не было»
Вокалистка и автор текстов нижегородской группы «иллинойз» — о новом альбоме «Для никого», переезде в столицу и о том, почему они играют и поют сами по себе
Нижегородская группа «иллинойз» (теперь — по-русски, только со строчной) выпустила второй альбом «Для никого». В нем они не изменили себе ни на йоту: пение переходит в декламацию, музыка драматически мутирует из кинофанка в грузинские пляски, а баллада легко превращается в еврейский прог-рок. Все как в дебютном «Society of People Who Haven't Had Sex Since 1968», только четче и изысканнее. Вокалистка и автор текстов Саша Филиппова, недавно перебравшаяся из Нижнего в Москву, рассказывает о записи второго альбома, переезде в столицу, невозможности возрождения рок-клубов и о своем мимими-моменте.
— За последние несколько лет появились группы типа «АлоэВера», «Обе Две», поэтесса Полозкова задекламировала под ансамбль — словом, появились люди, которые позиционируют любовь к хитрой музыке и русским словам. Ты себя чувствуешь повязанной этой волной?
— Повязанности не чувствую совершенно — даже между названными тобой тремя нет ничего общего. У нас вообще нет никакой волны — ни сиэтловской, ни манчестерской, ни детройтской. Ни бристольской. В стране. При всем желании объединить что-то под одним флагом не получится. Когда для этого была почва — был Ленинградский рок-клуб, Свердловский рок-клуб. Сейчас наша почва — строго позиция «я». Даже у слушателя.
— Вот в Петербурге был (или есть?) «Рускомплект», там ведь есть волна, жутковатая, но есть.
— Я выпивала в старой нормальной питерской «Камчатке», орала там Летова, срывала себе свой же концерт в тот день. И была вот недавно в ней же: покрашенные в сиреневый цвет стенки, парапет снесли, где все сидели, все аккуратное — поэтому все телодвижения Ленинградского рок-клуба для меня строго параллельны камчатским метаморфозам. В «Камчатке» мы познакомились с «рускомплектовскими» — «вот уж где настоящий андеграунд», сказали они нам про себя. После этой встречи я, конечно, внимательно одно время за ними следила. Но по итогу — это просто непотребство. Никакого чувства собственного достоинства.
— Как и где вы записывались?
— Записывались долго, примерно как и первую пластинку. В Нижегородской области есть такое тайное, сакральное место — студия «Берлога». Она находится практически в деревне, и это такой иллюзорный оазис в пустыне — посреди пивных усратых лавочек, одноэтажного автовокзала, сплошного частного сектора стоит студия. С баней. Все это построил местный поэт Петр, по совместительству бизнесмен и дельтапланерист. Ну и помимо этого дикого бэкграунда, мимо которого пройдет только бессердечный, там отличный аппарат, на уровне топовых студий по стране. Там были прописаны гитары и ритм-секция, я и Ксюша с саксофоном писались в нижегородском трамвайном депо — там у нас тоже, как понимаешь, есть студия.
Проблем не было особых, основные проблемы всегда начинаются на стадии сведения. С обложкой было много вариантов, и всем нам нравились разные.
— А что стало с названием? Сначала я видел слово «Биполяр».
— Я вообще не уверена, что эти рабочие названия надо вытаскивать. Но «Биполяр» появился из-за 180-градусного разброса эмоций.
— В группе?
— В песнях. В группе у нас как в монастыре.
— И все это вы записали, когда ты и гитарист перебрались в Москву?
— Голос я, кажется, приезжала и переписывала из Москвы уже.
— На альбоме нет так называемых московских впечатлений?
— Я и сейчас не могу сказать, что переполнена ими. Какие угодно там впечатления — ленинградские, нижегородские, рейкьявикские, берлинские, минские. Я в Москву уехала, потому что влюбилась. И каналы у меня тут, наоборот, фонтанули ввысь.
Движуха у меня была внутри, я ее несла сюда сама в своем единственном чемодане.
— И как группа это восприняла — мол, ребята, я в Москву перебираюсь?
— Они у меня железные леди. На самом деле я часто приезжаю — между Нижним и Москвой 3 часа 50 минут ходу. Села — приехала — репетиция. Я вообще люблю дорогу. Мне так думается лучше, в движении куда-либо.
— Что-то изменилось в жизни группы в связи с этим? Вы ведь не первая группа на два города. И тех, кто приезжает, порой в итоге задалбывает ездить, потому что у них больше ответственности.
— Музыку меня не задалбывает делать, меня задалбывает все остальное. Музыка нас связала, тайною нашей стала, в общем.
— Была ли мысль: вот переехала в Москву, тут-то вся движуха?
— Движуха у меня была внутри, я ее несла сюда сама в своем единственном чемодане. И у меня, конечно, было огромное желание тут замутить попробовать, отвлечься немного от альбома, который мы в это время усиленно сводили, — ну и как на рыбалке. Стала тихо вглядываться в происходящее — и за все время нашла для себя только две-три интересные группы. Я на днях разговаривала в Москве со знакомым хорошим звукорежиссером, и в разговоре тоже прозвучало: особо энергичной движухи тут никогда и не было.
— Есть ли треки на первом альбоме, которые тебе кажутся несерьезными, типа — сейчас я бы такое не сочинила?
— Скорее — «я бы это СНОВА, СНОВА, СНОВА перепела». У меня болезнь перепевания и переделывания, пока я самой себе не поверю.
— У тебя в каждой песне обязательно какая-нибудь игра слов: это само выскакивает или ты записываешь удачные вещи?
— Например?
— Ну вот в «Московском времени»: часовой и часовая стрелка.
— Смеюсь. Это то, что тебе послышалось. И мне нравится — очень сильно нравится, — когда любой человек может услышать что-то такое новое, свое. Тогда да — действительно удачная вещь. Я кодирую, а ты декодируешь. И это работает.
— У вас есть цель прорваться куда-либо? Или у всех свой бэкграунд, семейный, бытовой, и потому группа — это просто сфера творческая? Как сказал один из участников «Есть Есть Есть», группа — страховка на случай, если жизнь покажется бессмысленной.
— Да, конечно.
— Какая у твоей группы стратегия? Нас ждет масса клипов? Или гастроли на полтора месяца?
— Мне кажется, это уже какие-то маркетинговые вопросы. У нас все будет хорошо. У нас море материала — пытаемся его переплыть. Мне осталось прописать голос для третьего — не самого однозначного — альбома. Это будет акустика. И со всеми силами ринемся в четвертый, где я наконец планирую встать за гитару.
— Послушала ли ты группу Deerhoof, с которой вас сравнивали?
— Нет. Я послушала группу «Zемфира».
— А ты могла бы делать все одна? Чтобы люди приходили в студию, а ты отбирала аранжировки?
— Как Земфира? Ржу. Гитаристы, конечно, могут выстраиваться, вдруг наш заболеет. А так у меня очень сильный коннект с ребятами, я это берегу и прячу.
— Я помню, была такая фраза про первый альбом: «сублимировали и высублимировали». С этим что?
— Ну ты же помнишь, как первый альбом назывался («Society of People Who Haven't Had Sex Since 1968». — Ред.). По-моему, точнее не скажешь.
Самое сочное играется и пишется до двадцати.
— Что характерно, и там, и тут отрицание в названии.
— Слушай, не думала об этом. Но это очень разные отрицания. Там отрицание тянущееся, тут отрицание, к себе тянущее. Я про секс не люблю говорить, это тема не для рефлексии — для действий.
— Хорошо, я полагаю, что альбом про саморефлексию. И в нем не так много нервного веселья.
— Мне кажется, ты ловишь то, что есть в тебе самом, но это, наверное, странный ответ. Любой музыкальный альбом — это центральная нервная система. От «In Utero» до «Shaking the Habitual».
— Расскажи про свой сайд-проект.
— Проект «Рыбий день» — он возник из Эльдара, режиссера многих наших видео, и меня. Это было как раз то, что мне в Москве нужно было прямо здесь и прямо сейчас, — и удивительно легко и скоропостижно мы это получили. Дебютировали на последней «Структурности» (фестиваль некоммерческой музыки. — Ред.), было дико — как и всегда на «Структурностях». В общем и целом — я считаю, отличная пластинка получилась. Очень тонкая, трепетная и юная работа. Только так можно играть на пианино до двадцати. Эльдару около того. В таком возрасте самое сочное играется и пишется.
— Был у вас за последние три года с группой такой мимими-момент, когда все хорошо, замечательно, звезды светят и все как в мультиках Диснея?
— Да, кстати — у нас новая репетиционная база, и там все мимими.
— Опиши ее.
— Огромное окно во всю стену. Солнце штурмом врывается в помещение на восходе. Когда не врывается солнце, открывается превосходный вид на старейшее нижегородское кладбище — Бугровское. По соседству, в следующей комнате, — чулочно-прядильная фабрика имени Клары Цеткин, трусы и носки по 15 рублей. Сплю теперь там, когда останавливаюсь в Нижнем. Я считаю — мимими.
22 июня «иллинойз» выступят в клубе Fish Fabrique Nouvelle (СПб.)
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials