Юрий Любимов: «В наше время надо делать спектакли не больше полутора часов»
В Большом театре приближается премьера «Князя Игоря» в редакции Владимира Мартынова и Павла Карманова и в постановке Юрия Любимова
8 июня на Исторической сцене Большого театра начинается премьерная серия «Князя Игоря» Бородина в постановке Юрия Петровича Любимова, которую ждали еще в декабре, но перенесли из-за болезни режиссера. Помимо сценографа Зиновия Марголина важными участниками постановочной команды являются композиторы Владимир Мартынов и Павел Карманов, сделавшие новую редакцию не законченной автором оперы и пополнившие таким образом внушительный список ее редакторов и реставраторов (Глазунов, Римский-Корсаков, Павел Ламм, Анна Булычева). С патриархом-режиссером встретилась ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА.
— Вы же «Кармен» мечтали поставить?
— Да. Но пока конкретного предложения нет. То есть было от Большого, когда здесь был Васильев. Но потом соседка его спросила: «Ты расстроен?» — «Чем?» Так он узнал о том, что отныне в Большом не работает.
— А как возник в вашей жизни «Князь Игорь»?
— У меня закрыли мой театр. И, видимо, высокое начальство не хотело, чтобы я был безработным. Была такая светлая личность Авдеев (сейчас он у папы римского), которому очень не хотелось, чтобы я уехал из России. А я хотел уехать. У меня же много паспортов. И устроили меня в лучшее, что у них есть, — в Большой театр и Художественный театр.
А мне вообще работать не надо — мне 96-й год. Только если как феномен меня показывать. Но я согласился. МХТ я сказал, что хочу поставить «Бесов» — что и сделал в Театре Вахтангова. Потому что Табаков тогда сказал, что его молодежь и так уже делает своих «Бесов». Впрочем, с тех пор прошло два года, и никаких «Бесов» они не показали.
— А «Князь Игорь», получается, — предложение Большого театра?
— Да. Я же вроде как командировочный. Что ж я буду им говорить — нет, давайте я «Кармен» поставлю? Тем более какая-то «Кармен» у них есть. Хотя она мне не понравилась. Почему там девки в тюрьме? Они же свободные девки. Зачем их понадобилось за решетку сажать?
— В мире в качестве оперного режиссера вы дебютировали с современным сочинением — оперой Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в 1975 году в Ла Скала, в Москве вы вроде дебютируете с хрестоматийной классикой. Тем не менее вы и тут работаете с живыми композиторами — «Князь Игорь» ставится в редакции Владимира Мартынова и Павла Карманова. В чем она заключается?
— Господа из Большого театра расстраивались, что с последнего акта оперы уходит много публики. Я поговорил с Мартыновым, он очень профессиональный человек. Я лет 15 с ним в театре работаю. Говорю, берите Карманова и делайте редакцию. Это очень трудоемкая работа. Например, там есть солнечное затмение, во время которого русских и разбили. У Бородина не очень точно это сделано. А я постарался уточнить. Второй набег половцев я убрал. Зачем? Только путает.
Нашу редакцию партитуры мы проиграли в Большом театре, утвердили, комиссия целая была. Чистой музыки у нас теперь 2:15. Я вообще считаю, что в наше время надо делать спектакли не больше полутора часов. Этого вполне достаточно. Это нынешняя публика способна переварить. А больших спектаклей сейчас не надо делать.
— Правильно ли я понимаю, что никакой специально написанной музыки нет? Просто сокращено и сшито?
— Сшито, да. Но с некоторыми вставками из других сочинений Бородина. Однако за него никто ничего не писал.
— В последнее время наша оперная сцена стала пространством бесконечных споров и скандалов, которые связаны в первую очередь со вкусами и ожиданиями публики. Вы что-нибудь про это знаете?
— Ну это так все реагируют на джинсы. «Ах, джинсы на сцене? Позор, я с таким трудом достал билеты! И на джинсы ваши должен глядеть?» Но это ерунда, не надо на это внимание обращать.
— Но вас-то, наверное, будут не столько в джинсах упрекать, сколько в том, например, что опера сокращена на час.
— Но это уже критики будут ругать. Это бог с ними. На здоровье. Критик и должен ругать.
— В советское время образ Игоря трактовался как однозначно положительный...
— Положительный-то положительный. Но он же все проиграл, всех своих уложил! И хочет еще драться, чтобы реабилитировать себя.
— Это плохо?
— Очень даже плохо. Я начал репетиции с того, что рассказал, как был в Москве в 41-м году. Москва выла — бабы не пускали мужчин на фронт. Они были не обучены, но всех замели, потому что немцы шли на Москву. И это была трагедия. Поэтому я и от хора требовал, чтобы это был не помпезный поход такой, а трагическая вещь. Есть война. И все зрители, я так думаю, понимают, что это такое. Смысл — надо поменьше воевать. Надо хранить родную землю и находить какую-то возможность для сосуществования. У нас же сейчас тоже очень опасное положение: китайцы берут русских женщин — и все, идут, надвигаются.
Когда-то ж я вместе с Виноградовым поставил в МАЛЕГОТе балет Тищенко — «Ярославну». Приказали, чтоб он назывался «Ярославна», а не «Слово о полку Игореве». Меня вызывали наверх и допрашивали — что я этим балетом хотел сказать. Я и тогда ответил — надо меньше драться и не вести беспрерывные распри.
Но теперь начальники вроде терпят некоторую свободу. Некоторую.
— Вопрос вроде глупый, но по нашим временам совсем не беспочвенный — как вы относитесь к государственной цензуре?
— Резко отрицательно. Есть над нами суд — публика. Зачем еще? Ну, может, я бы охотно выслушал того министра, который сейчас у папы римского. Он образованный человек, европейский, говорит на многих языках, умный. Почему с ним не поговорить? Может, что-то лучше понять получится. Я не то что говорю — не трогайте меня! Я охотно выдерживаю всякие дискуссии. Но все-таки художник имеет право на упрямство.
— Настоящих лошадей в спектакле не ждать?
— Нет. Но зато будут настоящие, не бутафорские, музыкальные инструменты на сцене. Изгоняю бутафорию! Гусли, посуда, даже хлыст будет настоящий. Меня в старой постановке Большого театра некоторые мелочи иногда приводили в смущение. Выходят, например, эти два шута, Скула и Ерошка, а у них в руках какой-то кусок фанеры, и там веревочки натянуты. А они изображают, что это музыкальный инструмент. Как не стыдно, это же ужас какой-то! И лошадь живую еще выпустить! И зрители только и будут думать — накакает лошадь или не накакает? Мне это смешно. Лучше уж символ лошади какой-то дать. Опера — это же самое условное искусство. И вдруг хотят натащить живых скотов всяких! Я на это говорю: все равно вы не перекроете Дзеффирелли. Он вообще живых слонов выводил!
— Вы делаете оригинальную редакцию, при этом «Половецкие танцы» пойдут в старинной версии Касьяна Голейзовского. Как это все монтируется?
— «Половецкие танцы» Голейзовского — это шедевр. А я был с Касьяном Ярославичем хорошо знаком. Я к нему все время ходил на репетиции. И мы подружились. Я и сам был человек спортивный. Маленького меня отдали — знаете, тогда модно было — в школу импровизации Айседоры Дункан. Потому что мама все время меня спрашивала: «Что ты, Юра, делаешь?» — «Я танцую». — «А что ты танцуешь?» — «Танец волосинки. Вот когда ты завиваешься, мама, если взять твою волосинку и так сделать — з-з-з-з, — она в пружинку сворачивается. Вот я и танцую пружинку». Это мне лет шесть-семь было.
Папа привез нас в Москву, когда мне было пять лет. Так что я 90 лет москвич. Еще застал газовые фонари — как старички идут, зажигают. Так мне нравилось на это смотреть. Я жил в Земледельческом, где Плющиха.
— Кто для вас самый интересный персонаж в этой опере?
— Скорее, самое интересное — это взаимоотношения хана Кончака и Игоря. Потому что у Игоря-то положение патовое. Сын влюбился в дочь хана. У них искреннее чувство.
— Тяжело работать с тремя составами?
— Тяжело. Но иначе в опере нельзя. Должен быть запас. Запланировано ведь восемь спектаклей в июне. Как к финалу кто подойдет — это уж мы разберемся с дорогим нашим маэстро, Серафимычем.
— Вы с Синайским раньше встречались?
— Да. Там, на Западе. «Пиковую даму» в Карлсруэ делали.
— Вы поставили в мире больше 30 опер. Что в вашем оперном опыте самое для вас запоминающееся?
— Мне было недавно приятно услышать от людей из Ла Скала, что период, когда там были Луиджи Ноно, Аббадо и ваш собеседник, очень живой был. Театр как-то задышал. Аббадо — замечательный человек. Но когда он поругался с оркестром, ни одна скотина за него не заступилась. Профсоюзы его довели. И он уехал в Вену. Кстати, Станиславский один раз позвонил Сталину и сказал: «Иосиф Виссарионович, извините, что я вас беспокою. Мне мешают работать профсоюзы». — «Профсоюзы? Ликвидировать! Работайте спокойно». И профсоюзов не было для Станиславского.
А Аббадо довели. Он темпераментный мужчина. Все бросил и уехал. Знаете, людям мощным и самостоятельным вообще тяжело. Казалось бы, наоборот. Но нет. Они вводят новые вещи, а все сопротивляются, не любят нового. Человек привыкает к тому, что есть, ему так удобно.
Помню, был упрямый голландец — Хайтинк. Но дирижер с именем. О! Я мучился неделю, делал пьяную деревню в «Енуфе». Все фигуры были уже сделаны. Он начал репетировать и говорит артистам: «Не надо этого ничего делать, все идите сюда, стойте и пойте». Я тогда сказал: «Стоп, пойдемте к директору театра. Я ж вам все, как будет у меня в спектакле, рассказывал, вы головой кивали, все утвердили, а теперь взяли и зачеркнули недельную работу». И пошли. Но директор взял мою сторону.
— А вообще конфликты часто происходили?
— Бывали, бывали. В Ковент-Гардене, помню, как-то во время репетиции все начали бросать партитуры, кричать, что не допустят и все такое. А я партитуры спокойно поднимал и клал на место. Говорил: «Ведите себя прилично». Потом директор Ковент-Гардена сказал, что один только джентльмен есть — и тот русский. В такие минуты я спокоен, не завожусь.
Был конфликт с Груберовой. Репетировали «Риголетто». Голос у нее хороший, но она выламывалась и хулиганила. Она не хочет! Она не может! А чего там не мочь-то? На качелях качаясь, арию спеть и улететь на высокой ноте. Потом пришел Риголетто, говорит: сейчас-сейчас, все сделаю. Он ее отвез в ресторан, напоил и все урегулировал. Добился, что она сядет на качели и будет качаться.
— Чем отличаются наши певцы от западных?
— Нет, ну со мной они вежливы, ничего не могу сказать. Да еще праздники были. 9 Мая. Шепчут: «Две войны прошел». Цветочки подарили. Так что у меня тут очень симпатичные отношения, никто меня пока ни из каких склянок не обдает.
Прежде всего я борюсь за хорошую дикцию. Так как у русских певцов каша во рту, вообще ничего не поймешь. Это от лени все. Все согласные надо пропевать. И букву «ч» выговаривать. Последних букв не слышно. Я их тут довожу просто. Ну вежливо так. «Не понял, — говорю, — повторите еще раз».
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials