pic-7
Артем Липатов

Контрабас, который как ветвь, растущая из него самого

Контрабас, который как ветвь, растущая из него самого

Памяти уличного музыканта


В ночь с 21 на 22 апреля не стало московского контрабасиста Рустама Абдуллаева.

Руст погиб нелепо, да еще и так, что об этом узнали не сразу. «Спохватились о нем только в среду», на самом деле — в субботу, 27-го, в день его рождения; страница на Фейсбуке пестрела поздравлениями, а когда оказалось, что он, никогда не оставлявший без ответа личные сообщения, не отреагировал ни на одно из них, многие всерьез обеспокоились. Начались поиски, с каждым днем все более нервные, поскольку и паспорт, и мобильный телефон Руста остались у него дома. В канун майских его нашли, оказалось — сбил мотоциклист. Сразу после Дня Победы Рустама Абдуллаева отпели в маленьком храме на Таганке.

© facebook.com/virado

Удивительный он был человек, этот худощавый, высокий тип с резным, почти рельефным, но не суровым, а напротив, открытым и добрым лицом, хвостом на затылке, в свободной перуанской кофте с капюшоном и штанах цвета хаки. Он появился у меня, как и у многих, в ЖЖ-ленте, откуда — не помню. Но помню, что стал выделять его посты. Руст (в ЖЖ — virado) писал о музыке так, как не писал никто до него и, наверное, не будет никто после. Он, практикующий музыкант, был еще и отчаянным, невероятно увлеченным меломаном, влюбленным в музыку совершенно не по-музыкантски. Поэтому его восприятие музыки было не как у большинства из нас, двумерным, а объемным.

«...пялился я полконцерта на барабанщика. Вы представляете, как дрожит холодец в кастрюльке, потревоженной выниманием из холодильника? вот он двигал телом точно так же. Он не игралон ОТДЫХАЛ. Для черного барабанщика играть рок было бы, может (как я представляю), чересчур сковывающе (что понятнолишней синкопы не сделай, шаг в сторонурасстрел). НО ОН И ТАМ ОТРЫВАЛСЯ».

«Полтора года назад я официально перраз пошел на Вежливый отказ и толком его до того не слышал (ну, кроме пяти с половиной отрывков случайно краем уха; ну, и в 13 лет краем уха слушал, как брат ставил их пластинкугод 90).
Песни были незнакомые (но не все, что странно).
Сегодня то, что он делает, эти песниони почти так же незнакомы, но... какие-то уже родные.
То есть слушаешь незнакомое, но уже ЗНАЕШЬ, что это для тебя, и тебе будет зашибись и типа fit like a glove.
Это как если слушаешь НОВЫЙ диск Фрэнка Заппы. Всем известно, что послушать новый диск ФЗ очень легкосколько бы ты ни слушал его ранее, у него ВСЕ РАВНО БОЛЬШЕ неофициальных бутлегов; “вы хочете песен? их есть у меня”. А к тому, что он повторяет и т.п.он вот как раз такой, что его перепевки уже воспринимаются как новое, потому что и разница, и остальное... Ну, люблю я его. И рад, что не наизусть знаю.
Так же и Отказ».

Он закончил торезовский Лингвистический университет, но посвятил себя музыке (правда, время от времени работал в области полиграфии). Около года работал в Южной Корее в «прикладном» струнном ансамбле, а в Москве в основном играл с разными составами в клубах и чаще — на улице, на открытом пространстве. Его прекрасно знают на Арбате, который повидал Рустама в самых разнообразных комбинациях — с академическими, джазовыми музыкантами, рокерами (и прежде всего с Алексом Карлином, американским гитаристом, частым гостем в наших палестинах). Был у него даже опыт работы с гусляром Максимом Гавриленко в музее Коломенское. Но, пожалуй, главным его занятием было изучение музыки — такое, какого нет ни в одном музыкальном вузе: Руст не только постоянно практиковался (и брал дистанционные уроки у одного из людей, которых считал в профессии безупречными, — Рината Ибрагимова из Лондонского симфонического оркестра), он еще и переживал музыку, фактически поверяя алгебру гармонией и наоборот.

© facebook.com/virado

«Задают вопрос“для чего ты занимаешься? потому что когда к чему-то готовятсявсегда стремятся к чему-то дальнейшему. Ну, играть в Венской филармонии, грубо говоря, вершить идею о спасении Африки или чего еще”... А я хочу заниматься; и чтобы присутствовал тот инструмент, на котором я в данный момент хочу играть (бас ли, бас-гитара, конги...). Этонастоящий отрыв. Там можно себе все позволить. Свобода, где даже предпосылок к психологическим ограничениям каким-то нет. (Вот поэтому я люблю играть на природе, к слову.) Всегда это. И играть живоеневажно что (если об играх с хорошими музыкантами для живой публики). Главноечтобы делать красиво. Себе и по возможности тому, если рядом кто-то придется».

Он был из редкой породы людей, от которых не коробит, когда они произносят слово «свобода», — потому что оно для них, в отличие от большинства, имеет конкретное и даже физическое наполнение. Поэтому для него было так просто, ухватив свой контрабас, отправиться, например, в Крым, Питер, Саратов или любое другое место, обещавшее ему эту самую свободу, о которой он однажды написал так пронзительно и искренне. Но оборотной стороной такой свободы, по-видимому, является одиночество. Руст был со всеми — и один; по крайней мере, в ту ночь с 21-го на 22-е.

Скверно, когда некому крикнуть вслед: куда ты намылился на ночь глядя, возьми хотя бы телефон! Да и вообще — останься дома. Никто не крикнул. Он не остался.


P.S.
В прошлом году Рустам был одним из участников музыкальной арт-резиденции великого фри-джазового контрабасиста и композитора Уильяма Паркера в Никола-Ленивце — а потом написал об этом прекрасный текст, опубликованный на Jazz.ru. Несколько дней назад Паркер почтил его память стихотворением, которое переслал организатору той резиденции Ольге Дуке; она вывесила его в фейсбуке Руста, а я перевел на русский. Вот несколько строк оттуда.

Уильям Паркер
РИТУАЛ ДЛЯ РУСТА

<...> Рустфигура магическая, один из братьев в клане шаманов, мне все еще видится его образон танцует в грязи босиком, но он не ходил по грязи, он был частью Земли. Словно дерево с ногами и руками, он держит свой контрабас, который как ветвь, растущая из него самого, его окружают ангелы, великие, высокие, как и прочие крылатые деревья
<...>
Никогда не видел, чтобы кто-то любил музыку так сильно.
Никогда не видел никого настолько любопытного, настолько скромного, настолько серьезного.
<...>
Теперь смерть переступила черту.
Смерть перешла черту.
Смерть зашла слишком далеко.
Я выписываю ордер на арест смерти.


P.P.S.
Поставив точку, я вдруг подумал о том, что занимаюсь музыкальной журналистикой вот уже 25 лет — и только теперь понимаю, что существование таких людей, как уличный контрабасист Рустам Абдуллаев, ЖЖ-юзер virado, Руст, — это очень мощный и сильный камертон, с которым только и стоит соотносить то, чем занимаешься. Потому что он звучал — и продолжает звучать — так сильно и уверенно, так прекрасно и самозабвенно, что, в общем, чувствуешь всю мелочность и суетность всех своих четвертьвековых потуг.

новости

ещё