За вашу и нашу духовность
АНДРЕЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ предлагает отвоевывать у власти замусоленные ею понятия
Путинское время останется в истории как эпоха симуляции смыслов. Ряды языковых подмен, тавтологий и загораживающих понятий. Гектары идейных пустот, которые выдавали себя за нечто животворящее и питающее. При этом, в отличие от советской власти, не было произведено ничего собственного, уникального; мы имеем дело с грабительской приватизацией и рейдерским захватом символических понятий. Наша вина в том, что мы это позволили сделать.
Возьмем одно из фундаментальных понятий — «духовность». Слово совершенно выхолощенное, ни о чем уже не сообщающее и вместе с тем обозначающее сразу все.
С его происхождением не все ясно. Гегель, например, презирал духовность, считал ее подменой, суррогатом духа — центрального понятия немецкого идеализма. Дух — это движитель истории, а духовность — как бы разжижение духа, подмена, компромисс. То, что в России предикат (духовность) стал субъектом, а субъект исчез вообще (вы никогда в официальном языке не услышите слово «дух», это, видимо, такой мутабор), тоже говорит о многом. Но мы о другом.
Духовность с точки зрения продвинутого пользователя — синоним чего-то монструозного, застывшего, остекленевшего. Она же одновременно производит впечатление такой укорененности и монументальности, что с ней все вынуждены мириться: она как бы здесь всегда была. Однако вот стоит только задуматься — и вся укорененность рассыпается. Что такое духовность? Набор практик? Качество? Состояние? Консистенция? Она вообще ускользает от определения; она — ничто. Именно потому, что она сама боится определить себя точнее. Духовность неуловима потому, что ей настрого запретили вспоминать о своем происхождении — от слова «дух». Духовность недаром совпала со стабильностью: мало того что оба понятия констатируют нечто неопределенно-застывшее, так еще и имеют наглость выдавать это за особенное достижение.
Мы имеем дело с грабительской приватизацией и рейдерским захватом символических понятий.
Это суть нынешнего режима: лишать основные понятия внутреннего динамизма, движения. Путинская эпоха мастерски научилась вышибать дух из слов. Обесточивать понятия. Замыливать, забалтывать. Умертвлять бесконечным повторением и внесением гробиков в учебники. И тормозить прогресс еще на уровне языка, на подступах к смыслу. Собственно, философия стабильности — если слово это вообще применимо к нынешней деинтеллектуализованной власти — убеждать в том, что отсутствие развития, движения, прогресса есть высшее благо.
Между тем духовность (если понимать ее как производное от слова «дух») означает прежде всего активный процесс — брожения, бурления и кипения, — а не застывшую раз и навсегда форму. Духовность в этом смысле — насыщенность духом, озаренность и напитанность им; понятие прогрессистское, оно больше для индивидуумов, чем для масс. Одухотворенность вообще — удел одиночек. Творцов, стоиков, борцов. Дух рождается в борьбе противоположностей, там же закаляется. То есть духовность живет в пространстве конфликта, столкновения мнений, внутренней борьбы, а не в морозильной камере. Если угодно, духовность скорее на митинге, чем на уроке духовности.
Духовность сегодня — в сопротивлении государственной машине подавления, тоталитарному ренессансу. Духовность — в борьбе с насилием, невежеством и мракобесием. Духовность там, где человек готов пожертвовать работой и благополучием ради собственных принципов; где готов за свои убеждения сесть в тюрьму. Собственно, в основе прогресса всегда лежит духовное усилие, и поначалу только духом и сильно меньшинство, которое хочет перемен. Духом только и сильны те, кто сегодня в России пытается бороться за свои гражданские и политические права, осознавая практически нулевую эффективность своих усилий.
Философия стабильности — убеждать в том, что отсутствие развития, движения, прогресса есть высшее благо.
Близко к духовности стоит еще одно важное понятие, также приватизированное государством, — вера. Она ассоциируется в основном с религией; хотя вообще-то вера — более широкое понятие, в ней нуждается всякий — не только верующий, но и агностик, и атеист. Таким образом, официально неверующие сегодня лишаются возможности верить. Довольно ловкий фокус, надо признать. Религиозная же вера представляется чем-то застывшим, статичным, неизменным — поскольку используется государственной идеологией в качестве охранника, а не в качестве проводника. Хотя вера — это также процесс, движение, а не статика. Парадокс веры в том, что она рождается в преодолении, в сопротивлении косному большинству; она — вызов, прыжок в неведомое. Каждый нынешний святой, по выражению Бердяева, в свое время был «модернистом». Не говоря уже о Христе, чей пример, так сказать, наиболее впечатляющий. В этом смысле протестующее меньшинство, выступающее за обновление и модернизацию общества, скорее напоминает первых христиан, чем равнодушное большинство.
Вера и духовность — синонимы индивидуального движения, поиска, вопрошания, внутренней борьбы — но никак не коллективной «стабильности». Что движет теми, кто выходит сегодня на площадь, сознавая, что они составляют в государстве всего один-два процента населения?.. Только крепкая вера, в конечном итоге.
К чему я все это? Вера, духовность и прочие ключевые понятия наполняются смыслом и содержанием не благодаря, а вопреки государственной пропаганде. На вопрос, чем заняться сегодня гуманитарию, ответ такой: деконструировать громогласные, мертворожденные и пустые символические понятия. Лишить власть права распоряжаться ими как своей собственностью. Пора вернуть и эту веру, и эту духовность себе. Такая вот программа-минимум на ближайшую путинскую пятилетку: освобождать слова для подлинной жизни. Возвращать их в частные руки. Выпускать их на свободу. Бог, кстати, тоже за свободу — но это тема нашей следующей, как говорится, передачи.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials