Илья Лагутенко: «Коачелла или Гластонбери — вот на что мы замахиваемся!»
Зачем лидер «Мумий Тролля» запускает во Владивостоке азиатско-тихоокеанский музыкальный фестиваль-конференцию V-ROX?
С 22 по 25 августа во Владивостоке пройдет первый в России шоукейс-фестиваль Vladivostok Rocks, сокращенно V-ROX, инициированный лидером «Мумий Тролля» Ильей Лагутенко. Шоукейс — это значит, что выступления музыкантов на нем будут совмещены с конференцией о проблемах музыкальной индустрии и культурного менеджмента. На нее соберутся профессионалы из разных стран мира, заинтересованных в развитии поп-индустрии Тихоокеанского региона, и у групп, принимающих участие в фестивале, будет возможность продемонстрировать им свои таланты. Илья Лагутенко рассказал COLTA.RU о своих больших планах и дерзких амбициях V-ROX с палубы корабля, находящегося у берегов Южной Африки, — «Мумий Тролль» заканчивает кругосветное путешествие, в котором они записывают свой новый альбом.
— Фестиваль точно состоится? Уже все решено?
— Фестиваль наверняка состоится. Официальное заявление мы сделали вчера. Но для себя я еще зимой решил, что так или иначе мы сделаем городской фестиваль. Если до большой крови не доберемся, то обязательно начнем с малой (смеется).
— Как давно у вас возникла эта идея?
— Еще в 1990-х во Владивостоке пытались что-то такое делать — были примеры одноразовых фестивалей и концертов «Мумий Тролля», с кем-то объединенных. Но не хватало общей идеи. Только после того, как группа «Мумий Тролль» поездила по свету, принимая участие в подобных мероприятиях по миру, я поднабрался знаний и понимания, как это устроено. Разговаривал с организаторами и изучал истории подобных городских фестивалей. Пришел к выводу, что если и делать такой фестиваль на территории России, то удачнее Владивостока в нынешней декаде места нет. По простейшим причинам. Во-первых, компактный город. Во-вторых, город со своей уникальностью. В-третьих, географическое положение. В-четвертых, последствия Азиатско-Тихоокеанского саммита, который сыграл все-таки положительную роль. Хотя его обсуждают исключительно с позиций, кто сколько украл (смеется). На что я обычно отвечаю: что украли, того уже нет, а люди и город остаются. Новый университет во Владивостоке построили — он ждет своих молодых студентов, причем не только с Дальнего Востока, из России, но и со всей Азии. У меня сразу возникает вопрос: а чем они там все будут заниматься?
Честно скажу, пару лет я обивал пороги — не на уровне разговоров, а уже с готовыми предложениями. Доходил даже до Белого дома в Москве. Объяснял, разговаривал — не встречал особого энтузиазма. Говорили — давайте подождем. Вот — дождались: саммит прошел, губернатора уволили. Пришла новая власть — более понимающая. В том числе и городская. Мы наконец-то встретили одобрение. После всех хождений вокруг да около я говорил мэру города прямо в лоб: скажите «да» или «нет». Сказали «да» — и это огромный плюс: перекрытия, полиция, туалеты и прочее. Каждый, кто делал грандиозные мероприятия, знает, о чем я говорю.
— В чем суть фестиваля? Это ведь не просто концерты групп.
— Основная идея мероприятия — шоукейс действительно существующей молодой сцены для Азиатско-Тихоокеанского региона, который на данный момент является развивающимся и перспективным не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения поп-культуры. Если 15 лет назад мы не могли говорить всерьез о рок-н-ролле и шоу-индустрии в Китае или Корее, то сегодня всем легко приводить пример: вы добавляете своим кликом миллиардный просмотр корейскому певцу, сами даже не понимая почему. Есть и обратный процесс — азиатские страны, в которых еще не установился рынок инди-групп и электроники, тоже ищут пути, как со всем этим разобраться.
Раньше на карте поп-индустрии была одна Япония — теперь есть Сингапур, Гонконг, Китай, Малайзия и Индонезия. Все эти страны сейчас стоят на гастрольных маршрутах западных групп, пытающихся одолеть Азию. Владивосток с открытием нового аэропорта международных рейсов тоже попадает в эти маршруты: до Токио один час, как из Москвы до Петербурга, до Сеула два часа, до Пекина два часа, до Гонконга четыре часа. Может быть, я бы так уверенно об этом не говорил, если бы не побывал в этих странах и не разговаривал лично с фестивальными промоутерами и менеджерами артистов — как местных, так и западных. Мы нашли взаимопонимание — музыканты и их менеджмент сами выказывают инициативу приехать, показать себя, поговорить, встретиться и посмотреть на коллег. Мы приглашаем также людей из западной звукозаписывающей индустрии и с технической стороны — инженеров студий, создателей софтверов, менеджеров онлайн-лейблов и независимых агентств. Приедет около 100 человек — в том числе президент лос-анджелесской музыкальной конференции Musexpo, где наш фестиваль был недавно официально презентован, Скип Пейдж — основатель главного американского фестиваля Coachella, продюсер Guns N' Roses и Metallica Майк Клинк и другие.
Вот — дождались: саммит прошел, губернатора уволили.
Я считаю, что сделай-сам-фестивали — это примета времени. По большому счету, то, что происходит в России с музыкой, и то, что происходит во всем мире, — сейчас абсолютно идентичные процессы. Нет никаких конкретных ответов. Любой молодой музыкант задается вопросом: как сделать так, чтобы обо мне узнали? Следующий вопрос — как же сделать так, чтобы я с этим всем выжил? Как нам сделать мир таким, чтобы музыка в нем была не только неотъемлемой развлекательной частью, но еще и частью какого-то эффективного бизнес-процесса? Как строить музыкальный рынок будущего, смогут понять люди, которые не только оперируют вчерашними понятиями и знаниями, но и общаются друг с другом сегодня.
Конечно, на первые два-три года фестиваля список участвующих артистов и спикеров, участников дискуссионных панелей, будет сводиться к общим знакомствам. По простой причине — у нас не будет большого бюджета. Мы не берем вступительных взносов с коллективов, как это делают укрепившиеся фестивали, и мы не собираемся продавать билеты на массовые выступления. Хотя наш лайнап уже произведет впечатление на молодых музыкантов.
— Тогда раскройте лайнап — сколько групп примет участие в фестивале, кто хедлайнеры и по каким принципам они подбирались?
— На данный момент я представляю себе, что фестивальная активность будет проходить в десятке клубов и общественных мест в центре Владивостока, которые за уикенд смогут принять до сотни различных групп и артистов. Плюс у нас будут хедлайнерская сцена на главной площади, где собирается до 60 тысяч человек, и пара сцен на набережной, где будут проходить шоукейсы электроники и партнеров фестиваля.
Принцип отбора участников — географический. На главную сцену с российской стороны я жертвую себя и группу «Мумий Тролль», которая представит свой новый альбом. Из Японии будет группа Ego Wrappin, довольно известная, хоть и не относящаяся к стилю visual key. Мне она очень нравится, мы с ней переговоры вели несколько лет и одно время хотели привезти на Пикник «Афиши», но не позволяли расстояния. Корейская группа Galaxy Express — психоделический постпанк, как они себя характеризуют, это опять же не k-pop, а жесткая и яркая альтернатива. Китайская группа P.K.14 — монстры китайского андеграунда, главные идеологи тамошнего рок-подполья, которое даже по музыке мне очень напоминает нашу рок-культуру 80-х. Американцы Of Montreal — честно признаюсь, пока по рукам еще не ударили, но надеюсь, что ударим: они ребята, не лишенные авантюризма. Штаты также будут представлять группа Julien-K и камбоджийско-американские рокеры Dengue Fever. С австралийской певицей Кимброй у нас тоже идут переговоры. Всех этих артистов объединяет то, что они почему-то думают, будто Владивосток находится гораздо ближе к Москве, чем к Токио. Это первое, что приходится объяснять (смеется).
Мы хотим показать, что очень много интересного сейчас происходит на географической карте рок-н-ролла в нашем Дальневосточном регионе. Есть над чем задуматься, есть о чем поговорить, есть какую музыку друг другу поиграть.
Если и делать такой фестиваль на территории России, то удачнее Владивостока в нынешней декаде места нет.
— Еще вы объявили, что в фестивале примут участие «50 молодых групп и исполнителей рока-инди-электроники на конкурсной основе». Почему 50?
— У нас есть ограничения собственного ресурса, сколько мы сможем пригласить гостей фестиваля — все упирается хотя бы в перелеты и проживание артистов. При том что мы ведем успешные переговоры с авиаперевозчиками, я понимаю, что даже количество рейсов на Дальний Восток ограниченно, поэтому 50 — это довольно реалистичная цифра. С другой стороны, мне видится, что этот культурный десант должен измеряться тысячами. Я говорю не голословно, опыт фестиваля South by Southwest в Остине доказывает, что такой музыкальный туризм возможен. Если тысячи людей в Сочи едут за шаурмой и покупаться, то во Владивосток хочется, чтобы ехали за музыкой и… тоже покупаться, что греха таить, август—сентябрь во Владивостоке — уникальный бархатный сезон.
Изначально была идея сделать фестиваль в сентябре, но школьники и студенты выходят на учебу, поэтому сошлись во мнении, что для первого раза попробуем в конце августа. Опять же университет согласился предоставить свой кампус для проживания всего культурного десанта, а в настоящее время у университетского кампуса, который был построен для делегатов саммита АТЭС, на одну звезду больше, чем у самой лучшей гостиницы Владивостока. Пусть послужит для людей.
«Мумий Тролль» — «Четвертый троллейбус»: Илья Лагутенко прославляет Владивосток не только новым фестивалем, но и новой песней
— Какое количество людей сейчас задействовано в организационной команде фестиваля?
— Инициативная группа состоит из «Мумий Тролля», команды заведения «Мумий Тролль Music Bar», открытого нами во Владивостоке, и пары владивостокских рекламных агентств. Плюс есть определенная поддержка со стороны административного ресурса мэрии Владивостока. Надеемся, что от Дальневосточного федерального университета тоже поступят силы, потому что дело довольно человекоемкое и требующее определенных волонтерских настроений.
— Поддержка от мэрии только административная, не финансовая?
— Мы подняли вопрос о помощи фестивалю со стороны города, и мэрия нас поддержала. Игорь Пушкарев (мэр города) считает, что сегодня во Владивостоке проходят самые масштабные мероприятия, люди в нем растут, добиваются успеха и выходят на всероссийский и международный уровень — и столица Приморья, имея такой мощный потенциал и хорошие площадки, может позволить себе и самый громкий музыкальный фестиваль V-ROX. Мы стараемся финансовые вопросы решать с помощью партнеров. Сегодня V-ROX уже помогают авиакомпания S7, которая будет обеспечивать внутренние и международные авиаперевозки, и компания «Ростелеком», которая несет ответственность за мобильную связь и интернет-трансляции конференции. Партнерами фестиваля являются владивостокская арт-галерея «Артэтаж», где пройдет в рамках конференции грандиозная выставка бельгийских художников, и компания VVO Project, которая будет заниматься всеми участвующими в проекте барами и ресторанами Владивостока. Информировать многочисленную зарубежную аудиторию об этапах прохождения проекта будет международный проект Russia Beyond the Headlines «Российской газеты».
Я всегда привожу пример опыта Австралии или скандинавских стран, которые в свое время благодаря усилиям музыкантов, их менеджмента и юристов пролоббировали в правительстве грант на поп-группы, имеющие экспортный потенциал. Те же австралийцы понимают: чтобы показать свою современную культуру другим странам, нужно хотя бы вылететь со своего континента. Учитывая происходящее в нашей стране, сложно надеяться, что у групп будут собственные ресурсы для того, чтобы гордо нести по всему миру флаг российской рок-инди-электронной сцены. Неплохо было бы попросить в этом помочь каких-то газ-нефть-товарищей, но я понимаю, что это не приоритет в нашей стране, поэтому пытаюсь мыслить реалистично. Хотя на данный момент грех жаловаться — мэрия Владивостока вызвалась помочь нам решить городские вопросы, а это уже очень немало!
Я считаю, что сделай-сам-фестивали — это примета времени.
— Вы же знаете, что у вашего фестиваля в некотором роде уже есть конкуренты — во Владивостоке 23 июня заявлена сессия фестиваля Red Rocks?
— «Мумий Тролль», кстати, принимает в нем участие. Я не вижу здесь конкуренции. Мне хочется, чтобы во Владивостоке подобные вещи происходили если не каждый день, то каждый уикенд. Потому что только приток событий и людей сдвинет жизнь в городе в положительном направлении.
Дело в том, что наш фестиваль — это изначально не коммерческая затея, не фестиваль «Нашествие» и даже не Пикник «Афиши», где условно присутствует бренд. Мы заявляем его как «городской фестиваль городских активностей». На данный момент мне очень-очень хочется, чтобы больше людей приехало во Владивосток, чтобы они поиграли и чтобы местные люди поняли, в каком удобном положении они действительно находятся. Потому что потенциал у Владивостока был всегда. Только всегда «был», а хочется, чтобы он стал «есть» и как-то воплотился. Факт в том, что мне бы хотелось выстраивать этот фестиваль на долгие годы — и то, что сейчас происходит в городе и в регионе, добавляет мне веры, что это возможно.
К сожалению, фестиваль Red Rocks — это все-таки такая рекламная акция Олимпийских игр в Сочи. Очень здравая и положительная идея, но где она будет после 2014 года? Что там Red Rocks; Коачелла или Гластонбери — вот на что мы замахиваемся! Потому что в Азии по большому счету нет похожего по масштабам фестиваля. Например, японские промоутеры заверили меня, что ситуация в Японии такая: японской молодежи очень дорого путешествовать внутри собственной страны, им дешевле слетать на Тайвань или в Корею. Когда Владивосток в часе лета и паром может за ночь дойти, то у нас действительно есть возможность составить конкуренцию большим фестивальным брендам. Хозяева Коачеллы всерьез разговаривают со мной о том, что нам следует найти пути сотрудничества и сделать какое-то мероприятие на острове Русском — это тоже показатель. Они собираются приехать и исследовать город. Нам будет интересно вернуться к этой беседе через 10 лет — посмотреть, удалось или не удалось.
— На Vladivostok Rocks вы собираетесь презентовать новый альбом «Мумий Тролля». Каким он будет?
— Черт его знает, каким он будет! Потому что он у нас еще не в той фазе, чтобы говорить о законченных вариантах. Он принимает очертания. Есть определенное количество песен, некоторые мы играем уже на наших концертах, некоторые просто записываем, какие-то из них и составят этот новый альбом. Глядя на собственные планы, я понимаю, что где-то к лету мы его и закончим. Так что на фестивале мы его презентуем еще и самим себе (смеется).
Наверняка вам могу сказать только про оформление альбома. Идея уже созрела. Обложка новой пластинки, которая скорее всего выйдет только в электронном и в винильном виде, будет создана интерактивно. Каждый желающий сможет поучаствовать в создании обложки новой пластинки «Мумий Тролля». Мы делаем этот проект совместно с моими друзьями — трио художников из Leroy Brothers. В свое время в узких кругах они стали известны благодаря своему манифесту «Как стать успешным contemporary artist в современном мире», и они много времени уделяют так называемому онлайн-искусству.
Вкратце: каждый желающий может отправить нам свое изображение, к которому мы даже не предъявляем особых технических требований относительно разрешения и пикселей, и некое количество букв в виде фраз. Название и какие-то тексты: тексты наших песен для этого альбома или ваши собственные слова — не имеет значения. Затем публика сама определяет, что ей нравится или не нравится. В конце концов худсовет, состоящий из меня и братьев Лерой, приходит к мнению, как всех победителей свести воедино. Мы печатаем большие картины размером два на два метра, делаем выставку из где-то десяти картин — открытие ее пройдет опять же во Владивостоке во время нашего фестиваля. Увидим их в таком внушительном размере и выберем победителя. Те люди, чьи работы оказались на финальной картине, признаются художниками нового альбома «Мумий Тролля».
— Коллективное онлайн-творчество — хорошая идея.
— Опять же — знак времени!
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials