Крайняя воспитательная мера
ЕВГЕНИЯ ПИЩИКОВА считает, что легализация короткоствольного оружия в стране сильно способствовала бы исправлению нравов
Как только случается преступная стрельба (я имею в виду дело Помазуна), сразу завязывается разговор об оружии, о «народном пистолете» — продавать или не продавать, иметь или не иметь, изымать или пусть. Разговоры прохладные и пустые, все аргументы идут не по первому разу.
Течет, как река, вялая дискуссия, и всякий раз по этой реке плывет какой-нибудь топор до села Кукуево, а именно — особо веское и острое суждение человека при должности, гражданина по найму: на сей раз депутат Овсянников (ЛДПР) говорил о срочной необходимости легализовать короткостволы. «Если бы в это время в Белгороде (имеется в виду день, когда Помазун принялся стрелять в прохожих. — Е.П.) в этом месте проходили двое-трое мужчин, вооруженных короткоствольным нарезным оружием с целью самообороны и защиты окружающих, я уверен, они бы применили оружие, чтобы этот мерзавец не стрелял по людям», — говорил Овсянников. Кинематографической силы воображаемая картинка. Но тут же депутатской мечте о честном пистолете, пистолете — уравнителе шансов, пришел конец, г-н Путин высказался мельком в интервью в том смысле, что на руках у населения и так много оружия, поэтому стимулировать процесс опасно. В общем, действительно много. Желающий пострелять, как известно, всегда найдет из чего. Помнится, в краеведческом музее города Буй мне довелось осмотреть экспонат — кожанку ходока Налетова, в которой он ворвался в кабинет к Владимиру Ильичу Ленину с революционной просьбой: «Велите отгрузить Буйской республике оружия!» Ленин ласково принял энтузиаста и посоветовал оружие изыскать на местах. По слухам, выход нашелся — революционная ячейка города Буй ограбила железнодорожный состав, который вез боеприпасы революционной ячейке города Кострома.
В общем, никто и не сомневался, что оружие частным лицам продавать в России никогда не будут. Разговоры эти всегда были бесплотными — так, трепетанье гражданских притязаний на ветру. В стране, где имелся хотя бы намек на некие народные волнения, хотя бы тень того, что можно было бы назвать предреволюционной ситуацией, кто ж будет раздавать населению хоть короткоствольное, хоть длинноствольное нарезное? Это ж учебник истории для девятого класса не помнить.
Так что твердо зная, что легализации оружия не будет, не затрудняя себя аргументами, можно позволить приступ воображения: а что все-таки было бы, кабы оно стало доступно филистеру — оружие? Как изменилась бы общественная атмосфера?
Это, думаю, было бы обаятельное изменение. И ведь многие думают так же. Вот глядите — в популярной фейсбуковской гостиной, хозяин которой — противник легализации (видит в мужской любви к коротко- и особенно длинностволам лжемужество и дурную чувственную подкладку; не доверяет чумазым), один из гостей-комментаторов пишет: «Когда народу раздадут оружие, все сразу станут вежливыми на дорогах, вернутся обращения “сударь”, “сударыня”, приятней станет жить!»
Самое интересное, что так бы оно и случилось. И действительно, началось бы с автомобильных дорог — тут правильно угадано. Неоднократно я видела, как новинки поведенческой нормы рождались и обкатывались именно на дороге. Видела, как выстраивалась иерархия, смягчались или, напротив того, ужесточались нравы. Всю историю общественной нравственной гигиены (гигиенны огненной) можно написать по видеосюжетам, снятым с помощью автомобильных регистраторов, — кстати, в сети есть несколько сообществ, размещающих эти записи. Даже самое домашнее, жежешное из них («Чрезвычайное происшествие») имеет более четырех миллионов просмотров в месяц. В этих группах собраны тысячи записей дорожных происшествий: казусов, случаев, счастливых поворотов руля, маленьких подвигов опытных автомобилистов, драк, наездов, запугивания, бряцания травматикой и бейсбольными битами, обмана, ругани, божбы — и так до видеозаписей самых серьезных аварий. Дорога — до сих пор мощная метафора «реальной России»; значение автомобиля в жизни русского человека недооценено. Отчего автомобиль так важен? Единственное реальное имущество, субститут недоступной квартиры, витрина, понт, символ какой-никакой независимости. Но еще и броня, защита. Дорога — ристалище, машина — доспехи современного воина, боевое облачение, конь и броня одновременно. Выстраивается иерархия странствующих латников. «Жигули» — «маловата кольчужка»; десятитысячная бюджетная иномарка — ландскнехты, рабочие лошадки войны, дальше идут тяжеловесы с тонированным забралом, великие германцы «Мерседес» и «БМВ», псы-рыцари, и спецсигналы на крыше иной машины — как плюмаж на золоченом шлеме. И есть еще былинные персонажи. Скажем, ветеран на «Оке», поседелый богатырь, обязательный герой девятомайской доброй сказки, в которой обиженный пенсионер таранит «Мерседес», приговаривая: «Я и на танки вот так же ходил». «Ока» или «Запорожец» («твой ржав доспех, усталый воин») как символ победительной слабости — обязательная часть сказочного фольклора, отдушина, утешение, поскольку дорожная этика выстраивалась страхом, осторожностью, опаской, нежеланием связываться с тем, «кто право имеет», с тем, кто страха не знает и оттого внутренне оторван от «благочестивого мира». Что ж, страх — действительно могучий воспитательный метод.
«Когда народу раздадут оружие, все сразу станут вежливыми на дорогах, вернутся обращения “сударь”, “сударыня”».
С этой точки зрения «доброе оружие», «честный пистолет», вдруг ставший бы доступным добропорядочному обывателю, законопослушному филистеру, сыграл бы свою волшебную роль. В конце концов, не мы ж первые: «Бог создал людей слабых и сильных, а полковник Кольт уравнял их шансы».
Да, и насчет не ведающих страха персонажей — позвольте в абсолютное бесстрашие не поверить. Как известно, до 1953 года в психиатрических лечебницах не было ни одного больного, называющего себя Сталиным и считающего себя вождем народа. Можно предположить, что оцепеневшие от страха врачи такого рода параноиков тотчас сдавали в холодную, но есть свидетельство Константина Николаевича Корнилова, директора Института психологии АН СССР. В 1957 году он упоминал об этом своеобразном феномене: больных именно со сталиноманией было ничтожно мало. Страх побеждает даже безумие; что ж говорить о разбалованности.
Так что прекрасным средством смягчения нравов и освежения атмосферы был бы обывательский короткоствол. Какие чудесные разговоры, действительно, могли бы мы услышать на улице!
«Не соблаговолите ли, милостивый государь, чуть отъехать в сторону»; «Голубчик в кожаном картузике, вам не кажется — вы уж простите, милый мой человечек, — что вы меня подрезали?»; «Ай-яй-яй, что ж это у нас такие славные собачевские без намордничка бегают?»
Но — российским реформаторам никогда не хватает смелости предположить, что вольности, позволенные населению, могут привести к смягчению, а не ожесточению. Это я не к тому, разумеется, чтобы обсуждать причину, по которой народный пистолет не будет и не может быть легализован именно сейчас. Я ж так хотела — вообразить. А сейчас даже пафоса особенного не поддашь — общество расколото, фейсбучек полнится страхами; свой же брат разночинец боится народа-оруженосца. Вчера только прочла чудесную фразу у какого-то взволнованного комментатора: «Что ж это будет, если у каждого за обшлагом зипуна будет спрятан обрез?» Действительно — что? Страшно будет.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials