В поисках интерлокера
ДМИТРИЙ КУЗЬМИН рад, пусть и с оговорками, появлению статьи Михаила Ямпольского о современной поэзии
Прекрасно и правильно, когда философ и культуролог заинтересованно и с пониманием пишет о поэзии. Но те, кто занимается непосредственно и даже исключительно поэзией, не могут не воспринимать такое высказывание пристрастно: не заедают ли посланцы смежных рядов наш маленький кусок хлеба? Не хотят ли мимоходом ниспровергнуть наших домашних богов и понаставить своих на их место? По моим скромным представлениям, домашний бог сегодняшнего стиховедения в его вменяемых проявлениях — Юрий Тынянов. Поэтому без ответной реплики я пройти мимо статьи Михаила Ямпольского никак не могу.
«Когда-то Тынянов писал о “тесноте и единстве стихового ряда”, обеспечиваемых метрическим и ритмическим строением стиха. Эти “теснота и единство” вели, по мнению Тынянова, к внутреннему перераспределению смысловых акцентов, то есть прямо влияли на семантику стиха. Сегодня, впрочем, “теснота и единство”, как и сопровождающая их рифма, перестают определять стих. Сама идея тесноты ряда относится к поэтике линеарности, для которой “ряд” — основополагающий порядок текста, внутри которого складываются и перераспределяются смыслы», — пишет Ямпольский, далее цитирует некоторый стихотворный текст и резюмирует: «Стихотворение описывает невозможность линеаризации, перехода от знака к письму. Оно построено на принципиальном отрицании тесноты ряда. В нем вообще нет строки, в которой ряд мог бы реализоваться».
Не глядя на стихотворную цитату, думаешь, что имеется в виду, к примеру, что-нибудь из «Железобетонных поэм» Василия Каменского, или какие-нибудь конкретисты с леттристами, или кто-нибудь из тех, кто взялся выполнять завет Чарлза Олсона о стихотворении, обживающем всю поверхность страницы. Но ничего подобного: Ямпольский говорит о стихах Анны Глазовой.
Я знаю знак.
Протяни руку —
здесь мел.
Этот знак мне знаком.
Мел готов;
стена ждет:
рука дрогнула.
Я, конечно, прошу прощения — но как бы ни уговаривал меня Михаил Ямпольский, что в этом стихотворении «вообще нет строки», лично я вижу в нем целых семь. А где есть строка, ряд, сегментированная речь — там есть и «теснота ряда», никак не связанная с метром и рифмой. «Знак, мел, стена не соединены вместе, но разведены неким неуловимым зиянием, выливающимся в ожидание стеной мела и знака, которые не могут соединиться. Стихотворение написано не как горизонтальное развитие, но как падение разъятых частей по вертикали», — полагает Михаил Ямпольский, и это, конечно, очень поэтично, но зачем-то все-таки автору понадобился ведь и горизонтальный элемент, ведь не то чтобы просто записаны в столбик слова — сперва они внутри строки сведены в синтагмы. И не просто так. Когда в третьей строке сведены два односложных полноударных слова — это они не просто так сошлись (после пяти слогов второй строки), а в порядке интонационно-эмоционального акцента: в этом месте лирический субъект сталкивается с наиболее сильным вызовом и стрессом. При этом ритмический импульс, сформированный первым строфоидом, первыми тремя стихами, настраивает читателя на сугубо верлибрический лад. Но во втором строфоиде положение меняется: в нем просматривается отчетливая анапестическая основа — знакомый знак стихотворности, поскольку и речь в этих трех строчках о том, что «все идет по плану». И вот наступает финал, вынесенный в изолированный стих: ритмическая структура этого стиха начинается как точная копия бакхия в предыдущей строке (—UU: стена ждет, рука дрог-), но вместо твердого мужского окончания следует неожиданное дактилическое: рука дрогнула, запланированная, принужденная твердость не состоялась — и этот ритмический жест парадоксальным образом прочитывается как победный: слабость торжествует над твердостью (что для лирики последнего столетия — важная сквозная тема).
Смысл поэтического текста создается зияющими в нем разрывами.
Таким образом, вертикальные ритмические структуры существуют в новейшей поэзии точно так же, как и в классической, — на основе горизонтальных. И основой для их понимания по-прежнему является тыняновский принцип «тесноты ряда», то есть ритмически обусловленных семантических трансформаций. Кстати сказать, в другом месте в той же статье, когда речь заходит о стихотворении Андрея Сен-Сенькова, Михаил Ямпольский подходит к пониманию этого обстоятельства очень близко, хотя и с оборотной стороны: «В непрерывность внесен разрыв, он и создает весь смысловой эффект текста. Эти разрывы — основные носители аффектов в современной поэзии, которая “означает” именно там, где зияет провал, где непрерывность и линейность дают трещину». Да, согласен, смысл поэтического текста создается зияющими в нем разрывами. Но дело в том, что разрывы эти зияют в конце каждой строки — это-то и заставляет нас прочитывать каждую как полную собственной, особой жизни, наделенную единством и теснотой.
При всем том я очень рад появлению этой статьи: то, ради чего мы возьмемся читать размышления Михаила Ямпольского о современной поэзии, в ней сполна реализовано, и чрезвычайно важно, что эта поэзия — в лице цитируемых в статье Глазовой и Сен-Сенькова — актуальна для культурологов и философов. (Тут можно было бы вставить цитату из Бадью про поэзию, которая берет на себя обязанности философии, — но это, кажется, уже не процитировал только ленивый.) Однако мне хотелось бы напомнить Глебу Мореву, редактору отдела литературы на COLTA.RU, опубликовавшему статью Ямпольского, что на эту тему мы с ним уже беседовали. И я рассматриваю эту публикацию, помимо прочего, как взятие Моревым назад его слов, сказанных в 2004 году по поводу ситуации «Михаил Ямпольский пишет об Андрее Сен-Сенькове»: «Куратор проекта совершает сильный жест, отдавая текст Сен-Сенькова на разбор Михаилу Ямпольскому, высокий статус которого, в отличие от статуса Сен-Сенькова, очевиден. И результат получается комическим, потому что Ямпольский не занимается текстом Сен-Сенькова. Он использует его как повод для философской — не филологической, а, подчеркну, философской — рефлексии над неким, для него вполне анонимным, текстом. Знающему работы и методику Ямпольского ясно, что автор ему безразличен: Бабель ли, Хармс, Сен-Сеньков — это интересует его в последнюю очередь. И поэтому от данного конкретного текста остается, простите меня, мокрое место». Надеюсь, что после нынешней статьи Глеб Морев так больше не думает, — но мне кажется, что как редактор он мог бы намекнуть автору статьи, что в рамках философской рефлексии над текстами современной поэзии стоило бы удержаться от вторжения на территорию смежной дисциплины.
Это важно по причинам, далеко выходящим за рамки спора о том, жива тыняновская «теснота стихового ряда» или умерла вместе с рифмованным метрическим стихом (забавно, что понятие «тесноты ряда» было введено Тыняновым в той же книге, в какой он выдвинул тезис о свободном стихе как стихе наиболее типичном, в наиболее отчетливой форме проявляющем основы действия поэзии). Мы живем в мире специализированных дискурсов, каждый из которых воспринимает себя как привилегированный. Чем глубже погружение в собственную специфику, тем меньше остается силы и воли на понимание других подходов (между тем как они совсем не исключают твой собственный — напротив, способны его дополнить и обогатить). Мечта Петра Щедровицкого об интерлокерах — носителях особого профессионального навыка по наведению мостов между разными дискурсами, похоже, не сбылась. Значит, навык интерлокера нам придется воспитать каждому в себе, хотя бы немножечко. А основа этого навыка — в том, чтобы к представителю другого дискурса, как и вообще к Другому, обращаться не с утверждением, а с вопрошанием. Современная поэзия, в том числе в лице Анны Глазовой и Андрея Сен-Сенькова, учит в том числе этому.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials