Дайджест новой русской музыки: апрель
SunSay, Баста, Noize MC, «Петля Пристрастия», «Рок-н-ролльный фронт» и еще 15 любопытных альбомов месяца
1.
SunSay
«Благодари»
Kroogi.com
Стараниями белоруса Макса Коржа фанк и регги на русском языке стали снова собирать многотысячные площадки — как оказалось, слабой доле отчаянно не хватало бойкого бита, дропа и цепких припевов. Ту же формулу использует и Андрей Запорожец, бывший голос 5'Nizza, давно строящий сольную карьеру. Звук его четвертого альбома заигрывает с дансхоллом, клезмером, языческим фольклором, а тексты («Ты такой же плавленый сырок, как и я») по-прежнему светятся простоватой хипповской благостью.
Зачем слушать. Оценить аранжировки, ради которых продюсер альбома Константин Чалых даже разбил пару фарфоровых чашек — для сэмплов.
2.
Сергей Бабкин
«Сергевна»
Lavina Music
Вторая половина 5'Nizza не гонится за модным звуком и большими залами, предпочитая им камерные подмостки и «простое русское счастье». Новый альбом, написанный под впечатлением от рождения дочери, ситуацию только усугубляет. Бабкин с бардовской сноровкой щиплет за самые очевидные эмоции, берет самые незамысловатые ноты и как будто совершенно отказывается от амбиций рок-музыканта. Зато среди публики с томиком Ахматовой в сумке такие приемы никогда не устаревают.
Сергей Бабкин — «Я пойду с тобой»
Зачем слушать. Если других вечных адептов радости вроде Олега Митяева и Трофима вам уже не хватает.
3.
Баста
«Баста 4»
«Газгольдер»
Наблюдать за тем, как Василий Вакуленко из нахрапистой ростовской лимиты превращается в черного лебедя отечественного хип-хопа, оказалось ужасно увлекательно — попутно Вакуленко открыл в себе аж три ипостаси, поиграв в гопника (Ноггано), заправского диджея («Братья Стерео») и бандита из компьютерной стрелялки (N1NT3ND0). «Баста 4» суть апофеоз пути: эта большая (на 17 песен!) красивая сага о том, что любовь победит зло, вполне себе тянет на «Imagine» от русского рэпа. И совсем не важно, о какой любви идет речь — к женщине, рэпу или самому себе: главное, что месседж этот, в пику безысходности и тлену, как-то очень пришелся ко двору.
Зачем слушать. Чтобы вспомнить, как убедителен Вакуленко в лирическом образе.
4.
«Вагоновожатые»
«Сгруппироваться»
Kroogi.com
На трехпесенном сингле новой украинской группы «Вагоновожатые» много слов и много звуков. За первые отвечает Антон Слепаков («И друг мой грузовик»), и потому получается усталая взрослая рефлексия, за вторые — Валентин Панюта («Lюк»), и потому выходит многослойная синтетическая электроника. Эта музыка вправду похожа на старый трамвай: в ней неудобно, тряско и что-то все время лязгает некстати — но так все равно интереснее, чем пешком.
Зачем слушать. Потому что ужасно любопытно, куда эти рельсы выведут музыкантов.
5.
Sherlock Blonde
«Love Is Safe»
С сексом в российской поп-музыке, по инерции с советских времен, дела обстоят плохо — потому в нише эротического инди-попа, где прописался влюбленный дуэт актрисы Натальи Анисимовой и режиссера Павла Руминова (она поет, он пишет песни и продюсирует музыку), конкурентов мало. Прежде себя на этой территории пробовала разве что группа «Обе Две» — тоже, кстати, с семейной парой в составе. Sherlock Blonde борются с ханжеством в головах радикально: водевильными аранжировками со скрипками, фортепиано и фанковыми гитарами, лирикой про член Джеймса Бонда и постельным видеорядом; последнее по понятным причинам выходит лучше всего.
Зачем слушать. Потому что март в этом году подзадержался.
6.
Noize MC
«Protivo Gunz»
«Мистерия звука»
Рэпер Noize MC, как Бенджамин Баттон, молодеет с каждым днем: его новый альбом — привет из тех времен, когда контракт с Universal был еще мечтой, а реальностью оставались студенческая общага, «Наше радио», «Евротур» и группа Blink-182. Впрочем, в сегодняшний день «Protivo Gunz», чуть менее чем полностью собранный из песен десятилетней давности, тоже вписывается неплохо — особенно на волне возвращения громкой гитарной музыки.
Зачем слушать. Ради сэмплов «Ленинграда», Дельфина, Бритни Спирс и прочих артефактов ушедшей эпохи.
7.
«Петля Пристрастия»
«Фобос»
Kroogi.com
Белорусская «Петля Пристрастия», казалось, могла открыть второе дыхание у русского рока. Горькие песни с резкими ритмами способны были прокачивать залы, а лирический герой — спившийся интеллигент, который не может найти себя в «новой стране», — затронуть достаточно сердечных струн, чтобы публика его полюбила. Вышло совсем не так. Ни успеха, ни денег своим авторам «Петля» толком не принесла, так и оставшись абстинентным дневником Ильи Черепко-Самохвалова. Дневником, надо сказать, выдающейся ценности: тексты на «Фобосе» просятся под твердую обложку, а в гитарном дисторшне чудится призрак The Jesus and Mary Chain.
Скачать альбом по официальной ссылке
Зачем слушать. Так буднично, но точно говорить про боль и страдание на постсоветском пространстве больше не умеет никто.
8.
Animal ДжаZ
«Фаза быстрого сна»
«Капкан Records»
В обойме питерской альтернативы Animal ДжаZ всегда стояли немного в стороне: они были чуть взрослее, профессиональнее и лучше дружили с радио. Отчего, наверное, их и не стеснялись слушать не только школьницы с розовыми челками, но и менеджеры среднего звена. Новая пластинка, с беспокойными барабанами и порывистыми гитарами, посвящается как раз последним — фразами вроде «мир сошел с ума, ему к врачу» Александр «Михалыч» Красовицкий явно апеллирует к расшатанным нервам и больному сердцу, а не к былым «трем полоскам на кедах».
Animal ДжаZ & MакSим — «Живи»
Зачем слушать. Чтобы понять, как звучит музыка для эмо-кидов в кризисе среднего возраста.
9.
Стереочувак
«В мире животных», «Тупой и стильный»
Мозг и тело экспериментальной формации «Солнцецветы» Антон Кривуля («Мох», «Волшебная одноклеточная музыка») записал сразу два альбома, которые, как обычно, слушать не столько приятно, сколько интересно. И если «Тупой и стильный» — вещь сравнительно доступная, с волнами теплой гипнагогии и обэриутскими историями в корне пластинки, то «В мире животных» — чистый авангард: в здешних джунглях из выцветших звуков, слоев и щелчков заблудился бы даже Джеймс Ферраро.
«В мире животных»
«Тупой и стильный»
Зачем слушать. Хотя бы из любопытства к музыканту, попавшему в этом году в шорт-лист Премии Сергея Курехина.
10.
Sonic Death
«Первая кровь»
Музыку Арсения Морозова всегда было трудно назвать сложной — кочевал ли он по вирусным роликам с укулеле наперевес, играл ли витч-хаус в задымленных клубах или притворялся великим панк-деятелем. Сейчас стремление к простоте наконец-то обрело финальную форму: Sonic Death берет в оборот репитативный бит краут-рока, в котором можно часами напролет сидеть на одном и том же ритмическом квадрате, одалживает эстетику и обертоны у Suicide — и выглядит в этой роли не менее убедительно, чем, скажем, группа Moon Duo.
Зачем слушать. У Морозова, известного хипстера, мыслителя и пофигиста, есть все шансы стать если не нашим Игги Попом, то нашим Аланом Вегой.
11.
Al Coholic
«Bass Story»
Ultra Vague Recordings
Битмейкер из Северодонецка Альберт Ященко «выстрелил» два года назад, когда записал редкого изящества пластинку «Good News», накрепко спаявшую классический академизм, IDM и драм-энд-бейс. На втором альбоме эксперименты продолжаются: под нож идут сэмплы из Дэмиена Марли, евродэнс, брейк-бит, «воббл», трели флейт и щемящие соло на виолончели. Выходит веселая легконогая катавасия, лучшее место для которой — раскаленные крымские опенэйры.
Зачем слушать. Подготовиться к пляжному сезону.
12.
Леонид Федоров, Владимир Волков
«Если его нет»
Ulitka Records
В последнее время Леонид Федоров успокоился — осадил свои поиски первичных звуко- и словоформ ради стройных, дружественных уху песен. Если принимать этот факт во внимание, новый альбом кажется викториански целомудренным и строгим: тут правят бал осторожные модерн-джазовые аранжировки, плавные мелодические линии и вокал, полный скотт-хероновской невозмутимости.
Зачем слушать. Потому что Федоров снова пишет песни, которые можно напевать под нос.
13.
Everything Is Made in China
«Amber»
«Снегири»
Стартовой площадкой для EIMIC был благочестивый построк. Второй взятой высотой стал хрустальной чистоты дрим-поп. Теперь в ход с благословения тяжелой артиллерии лейбла 4AD — продюсера Ричарда Формби пошло спейс-диско. Все это очень похоже на путь с Земли на космическую орбиту — выше, дальше, ближе к неизведанному. На «Amber» музыканты и вправду поднимают ноги как можно выше: не привыкшая удивлять группа вдруг дает бойкого синтезаторного фанка, роботизирует ударные и звучит в целом увереннее, чем обычно. Впрочем, робких музыкальных номеров, спетых и сыгранных как будто в вакууме, тут тоже хватает.
Зачем слушать. Хотя бы из-за качества звука — EIMIC, страдающие синдромом отличника, всегда шлифуют его до блеска.
14.
Oomkah Dee
«Collage»
Петербуржец Дмитрий Комеда, отметившийся на одной из «Электромеханик», записывает музыку претенциозную, некомфортную и во всех смыслах грандиозную. Его двухчасовая микстейп-трилогия «Collage», которая недавно обзавелась впечатляющим финалом, сплетена из эмбиентного морока, минимализма, монументальных хоров и построковых страстей — словом, Комеда уверенно и точно бьет в пространство между Ефремом Менуком и Филипом Глассом.
Зачем слушать. Чтобы с удивлением обнаружить, что микстейп — форма, дружественная новому академизму.
15.
«Мутафория Лили»
«Хобот Флезивия Циркус»
Пластинку эксцентричного украинца Алексея Конопелько уместнее всего было бы обозвать «хоррор-авангардом» или «сюр-шапито» — тут, как в цирке с акробатами или на записях Курехина, одновременно и страшно, и жутко волнительно. «Мутафория Лили» раскачивает условные звуковые качели так, что слушатель с них почти слетает: тут много издерганного, горячечного пианино, обитающего в основном в верхнем регистре, суетливого хроматизма, каких-то грозных скрежетов и душевнобольного шепота, которому хочется прописать ксанакс для успокоения нервов.
Зачем слушать. Конопелько явно играет авангард не для того, чтобы повыделываться, а потому что душа просит; такая честность дорогого стоит.
16.
Полина Орбах
«Jazz Flavour»
Ivanov Project
Певица Полина Орбах проделывает, в общем-то, типичный путь выпускницы консерватории по классу «джазовый вокал»: поет в кабаках и ресторанах, ищет способы подзаработать с помощью большой эстрады (в данном случае — на бэках у Сати Казановой), зачем-то записывает альбом пустотелого латино-лаунжа, под который подразумевается жевать и разговаривать. Хотя Орбах, у которой среди прочего есть композиторские амбиции и не самый плохой ментор в лице контрабасиста Андрея Иванова, явно могла бы претендовать на что-то большее — уж больно хорош ее бархатистый голос.
Зачем слушать. По случайности в ресторане с живой музыкой.
17.
Various Artists
«DiG! Store Compilation I. Рок-н-ролльный фронт»
DiG! Store
Московский магазин виниловых пластинок превратился в независимое издательство и выпустил сборник дружественной музыки — крикливого подвально-гаражного панк-рока, который никогда не поставят на радио. Знаменосцами армии тестостерона, сквернословия и кутежа выступают Sonic Death и The Cavestompers! — причем они, сознательно задвинутые под занавес компиляции, дают дорогу куда менее известным талантам вроде The Bluebirds и Rocket Reducer.
Зачем слушать. Отличный способ бегло окунуться в околостоличную сцену андеграундного рока — и почувствовать себя году этак в 1969-м.
18.
Alpha-Beta
«Alpha-Beta» EP
UPUPUP Music
Короткометражка от новой группы ветеранов танцплощадок Виталия Тетерина (7he Myriads) и Ивана Жбанова (DJ Imago) привлекает главным образом «фитами» вокалистки «Обе Две» Кати Павловой, от которой так и не дождались второго альбома — и которая чувствует себя в роли дискотечной дивы едва ли не лучше, чем в собственных девочковых песнях. С эстрадной отпускной романтикой она справляется на ура, мурлыкая строчки про чаек, платья и шум прибоя. Новый русский чиллвейв подоспел аккурат к сезону.
Зачем слушать. «Катя Павлова» — в качестве аргумента этого обычно бывает достаточно.
19.
The Decomposers
«Bearded Chicks Cost Cheaper»
Насупленный мясистый рок москвичей The Decomposers принято ассоциировать с ранним Ником Кейвом, но на третьем альбоме они явственно взывают совсем к другому гению — Майку Паттону. Об этом сообщает все: рев вокалиста, ощутимый градус шизофрении в гитарных риффах, сбивки ритма и дешевая цирковая эстетика; будь в этой музыке чуть больше оригинальности, прямая дорога бы ей на лейбл Ipecac.
Скачать альбом по официальной ссылке
Зачем слушать. Еще один повод поверить в то, что рок жив — и в России тоже.
20.
«Барто»
«Прекрасная эпоха»
«Союз Мьюзик»
Мария Любичева снискала славу, копируя методы мастериц провокации Miss Kittin и Peaches — оголенный электропоп в музыке, поющие трусы на сцене, точеная злоба на языке. За несколько лет группа «Барто» не по одному разу объездила всю страну, перескакала в обнимку со всеми поклонниками и обсосала в текстах все сколько-нибудь громкие общественные темы, как вдруг оказалась уместной и актуальной, причем с музыкальной точки зрения. Группе Любичевой удалось вписаться в территорию между NRKTK и, что особенно удивительно, The Knife — квартет лупит по ядовитым синтезаторам с отмороженным сердцем и сочиняет хитовые песни чудовищного драйва.
Скачать альбом по официальной ссылке
Зачем слушать. Эпоха, в которой приключаются подобные метаморфозы, и вправду прекрасна.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials