Иван Вырыпаев: «Нам надо лечиться»
Гомосексуализм, интегральная философия и йога: новый худрук театра «Практика» в беседе с ЕЛЕНОЙ КОВАЛЬСКОЙ
На уходящей неделе основатель столичного театра «Практика» Эдуард Бояков официально сложил с себя полномочия художественного руководителя, передав этот пост драматургу и режиссеру Ивану Вырыпаеву. Своей эстетической программой новый худрук «Практики» поделился с ЕЛЕНОЙ КОВАЛЬСКОЙ.
— Когда-то ты уже был арт-директором «Практики», но ушел на вольные хлеба. Что привело тебя назад?
— Мы с Эдуардом (Бояковым. — Ред.) вели об этом разговор уже несколько лет. Он решил для себя, что после определенного срока должен будет уйти. Срок наступил. Честно говоря, я принимаю эту должность, понимая, что теряю свободу. Мне было удобнее приходить в «Практику», чтобы поставить спектакль. Зарплата маленькая — нужно зарабатывать где-то еще, чтобы позволить себе руководить театром. Но я пошел на это, потому что мне очень дорог этот театр, сама его идея. И мне кажется, что на сегодняшний день я — самая подходящая кандидатура. Потому что я в «Практике» с самого открытия, меня здесь все знают, я не разрушу то, что людям этого театра дорого. Поэтому я вроде как заступил на дежурство.
— На каких условиях Эдуард Бояков вновь пригласил тебя в «Практику»? Что ты должен сохранить, а что можешь изменить?
— Есть условие формата: мы играем только современную пьесу — не старше 20 лет; отсутствие труппы — мы можем себе позволить труппу, но не будем собирать; это позиция Эдуарда, и я ее абсолютно разделяю. Мне предлагали возглавить театр в Польше, но я отказался, потому что не знаю, как строить театр с труппой. У меня в Польше с этим были огромные проблемы. Постоянно звали на постановки, но мне, чтобы поставить пьесу, нужны определенные актеры, а ставить предлагалось с теми, кто состоит в труппе. У «Практики» есть очень хорошая традиция. С одной стороны, здесь делают авангардное искусство, а с другой стороны, здесь хорошо продаются билеты. То есть мы делаем авангардное, но доступное искусство. Вообще самый мой любимый в мире театральный проект — это «Театр.doc». Добавить бы ему менеджмент как у «Практики»…
— Твое дежурство рассчитано на какой срок?
— Три года. У меня есть программа. Сначала возникла идея сезона, потом я стал искать под нее пьесы. Главное — это материал, а кто его поставит — второй вопрос. Я учитываю, что появился «Гоголь-центр», я ведь должен найти свою собственную нишу. Я формулирую ее так: «Практика» будет знакомить горожан с тем, что на земле существуют сознания разного рода. Есть американское — а есть грузинское. Есть гетеросексуалы — а есть гомосексуалисты. Ты можешь не любить и не принимать каких-то явлений, но они существуют. Мне кажется, что наша задача — открывать мир.
— Сезон толерантности?
— Не толерантности, а открытий. Например, мы сделаем спектакль про девочку-бурятку, которая живет в Польше. Красивая история: она — гражданка Польши, при этом происходит из древнего рода Чингисхана. Интересно, как в одном человеке все сочетается. А белорусскую пьесу поставит поляк Войтек Урбаньский — восходящая звезда польской режиссуры, владеющий при этом русской школой (он учился у Фильштинского в Петербурге). Я открыл для себя драматурга Пашу Рассолько. У него очень интересные тексты. Он друг Павла Пряжко, и Пряжко оказал на него влияние. Но Рассолько, на мой взгляд, пошел дальше. Он нашел способ, как сделать текст легко воспринимаемым для зрителя. У Пряжко в последнее время много экспериментов, и нужно сильно потрудиться, чтобы понять его мысль. А Рассолько придумал захватывающую, интересную историю. При этом он сделал очень классный текст — «Красная птица». Надеюсь, что благодаря нам его заметят. Очень хочется, чтобы на него обратили внимание Угаров, фестиваль «Любимовка». В общем, у меня есть план. И маленький бюджет. Фактически его хватает только на два спектакля. А нужно сделать хотя бы четыре.
— Будут ли поддерживать «Практику» прежние партнеры — например, Александр Мамут?
— Да, причем Саша ведь и главный зритель «Практики». Кстати говоря, наш театр один из немногих, тьфу-тьфу-тьфу, получает госдотацию и столько же зарабатывает. Но если доходы потратить на новые постановки, не останется денег на нормальные зарплаты. Те, что полагаются согласно штату, — крохотные. У нас всегда дефицит, хотя все билеты продаются. Потому что у нас маленький зал.
— Ты приходишь в театр с командой?
— Я все свои фильмы и спектакли делаю с Машей Горшковой, есть у меня такой друг и помощник. Она будет у нас завтруппой, согласно штатному расписанию. Но в нашем театре завтруппой — это человек, планирующий репертуар таким образом, чтобы он хорошо продавался. Нужны театральные реформы. Сегодня нужно по-новому организовывать театр. У «Практики» бюджет на 90 работников. А мне нужно 40 человек. Но если я скажу об этом государству, то мне дадут денег на 40 человек. Было бы лучше, если бы нам давался бюджет, а мы бы его осваивали так, как считаем более полезным и нужным. Разумеется, в этом случае должна быть продумана система контроля со стороны государства. Но все-таки при сегодняшнем положении вещей получается, что я вроде бы как продюсер, но полномочия у меня совсем не продюсерские.
Современное леволиберальное сознание утратило связь с космической энергией.
— Полгода назад в интервью журналу Vogue ты говорил, что в своем театре не позволишь актерам бегать по сцене голыми. Я посмотрела афишу «Практики» и прикинула, сколько спектаклей будет закрыто.
— Ох. В современном искусстве есть такая тенденция: режиссер хочет каким-то образом зацепить зрителя, но театральные средства очень ограниченны, чувствительность зрителя притуплена — и тогда режиссер пытается зрителя шокировать. Шок превратился в целое направление. Перебираю в памяти спектакли в Польше, которую хорошо знаю, и с трудом могу вспомнить, в каком из них не снимают трусы. По этой же причине наши старики не любят современный театр: им кажется, будто мы занимаемся мракобесием. Материмся, без трусов бегаем. Я хочу показать людям, что современность — это не обязательно пошлость и грубость. А с другой стороны, я ужасаюсь законам, которые сегодня принимают в России. Чудовищное отношение к гомосексуализму, например. О нем нужно говорить, а теперь нельзя говорить, потому что сочтут пропагандой. Гомосексуализм нужно изучать. Изучать, например, полезно ли ребенку расти без мамы. Сегодня в отношении гомосексуализма борются две крайние позиции, а истина — она посередине. Я исхожу из того, что каждому человеку можно иметь собственное мнение. Я, например, считаю, что важны такие ценности, как семья, гендерные отношения, воспитание ребенка.
— В театральном сообществе раскол, в этом смысле театр — модель общества. Начал раскол Путин, когда во время президентской кампании воспользовался дедовским методом «разделяй и властвуй», попросив о поддержке людей из нашего мира, вокруг которых привыкли объединяться, — Табакова, Миронова, Хаматову. Он получил эту поддержку, скомпрометировав их для части сообщества. Потом был суд над Pussy Riot, и все у нас окончательно переругались, по пути много узнав друг о друге. Вы с Эдуардом Бояковым, например, совершенно неожиданно выступили как ревнители фундаментальных ценностей. Был у Боякова такой лозунг: мы, люди искусства, должны отнять истинные ценности у уродов, которые их приватизировали, мы должны вернуть в область культуры ценности семьи и брака.
— Ответы на эти вопросы лежат в области интегральной философии, которая мне близка. Происходит мультикультурализация мира, это факт. И сознание людей может находиться на разных уровнях развития. Есть уровень этноцентрический, на котором человек держится своих традиционных национальных ценностей — моя семья, моя религия. Фундаментализм — это крайнее проявление этноцентризма. Но в целом это выглядит так: «я русский, живущий в России, православный». А есть мироцентрическое сознание: «я житель планеты, живущий в России, православный». Здесь впереди ощущение себя жителем планеты. Конечно же, нужно принимать людей такими, какие они есть; я оставляю право проявляться всему, что есть. Сейчас существует мощный конфликт между духовным консерватизмом и левым либерализмом — бездуховным, оторванным от реальности. Люди этноцентрического сознания стараются удержать свои ценности, которые разваливаются леволибералами. А подход интегральный — это сохранение и того и другого на равных правах. Это невозможно вменить людям приказом, можно только развивать их сознание, искусство может этому способствовать. Способствуют этому йога и медитация. Нужно расширять свой взгляд на мир.
— Считаешь, занятия йогой разовьют православных?
— Современное леволиберальное сознание утратило связь с космической энергией. Если нас раздражают звуки, несущиеся из церкви, мы разрушаем саму церковь. А между тем в ней есть много важного. Институт семьи — очень важная вещь. Для всех. И семья не отменяет, допустим, демократии. Либерализм у нас оголтелый, он отвергает иерархии, авторитеты, необходимость учиться. Чтобы иметь способность учиться, нужно предположить для начала, что мой учитель выше меня по развитию; это никак не унижает ученика.
— Помню историю, как десять лет назад на встрече деятелей искусства с министром культуры Швыдким тебя спросили, чем власть может помочь вам, молодым деятелям искусства. Ты сказал, чтобы власть отстала от культуры. Ведущий, Федя Павлов-Андреевич, крикнул: «Ваня, побойся бога». А ты ответил с высокой трибуны: «Бога нет». Что с тобой с тех пор произошло? Не ты ли пел богохульные частушки в «Бытии № 2»
— Я надеюсь, что я меняюсь. Потому что я изучаю жизнь. Стараюсь изучать себя и жизнь. И еще я знаю про нас, россиян, что мы рабы. У нас рабское сознание. Так исторически сложилось. И во мне ментальность рабская очень сильна. В какой-то момент я стал ее в себе отчетливо различать. Может быть, потому что стал жить в Европе и увидел себя со стороны. Благодаря жене своей (она полька), благодаря ее родителям. Оно во всем проявляется у нас — ну вот хотя бы в том, что мы говорим официанту «эй, иди сюда». Жванецкий про это очень жестокий текст написал, все на него обиделись, но текст-то по сути очень верный. Мы агрессивны по отношению к окружающим и сами этого не замечаем. Плюс вина, которая прочно в нас живет.
— Как ты выдавливаешь из себя раба? Поделись собственным методом.
— Для начала — не нужно стараться поскорее урвать себе все, нужно еще и отдавать. Мы живем словно бы в страхе, что у нас сейчас все отберут. Надо отдавать, хотя бы понемногу. Например, улыбаться соседям в автобусе. Нас сковывает внутренний страх. Нас вечно этим пугали — внешним врагом. У нас даже бог — завистливый, злой и карающий. На Сталина похож наш бог. Мы очень закрыты к внешним проявлениям других людей, проявлениям внешнего мира в целом. Это и есть главный признак рабства. И я с ним работаю, с внутренним своим рабом. Надеюсь, что я становлюсь чуть-чуть свободнее. Нам очень и очень сложно открыться чужим. Я вот как-то в гостинице одной хорошей ночевал. Портье сказали: ты должен улыбаться. А он не может, но улыбается — очень фальшиво. Я его понимаю и то же самое замечаю в себе. Нам надо лечиться — узнавая мир вокруг и становясь более осознанными. Искусство в этом очень помогает. Смотреть на себя и развязывать внутренние узлы.
— Вот еще одна перемена, которая с тобой произошла. Несколько лет назад ты связывал свое будущее с польским театром. Теперь ты самый яростный его противник.
— В Польше есть чему поучиться. В польском театре все для молодых. Ты можешь быть дебютантом, но тебе дадут ставить в национальном театре. И ты сможешь позвать в постановку любую звезду. Но в Польше сейчас большой кризис, прежде всего финансовый. Наполовину сократили дотации. Театр умирает. Власти как будто хотят посмотреть, кто умрет, а кто останется. Налицо и кризис театральной системы: она советская, репертуарная, при отсутствии советского строя. И, конечно, отсутствует как таковая театральная школа. Режиссеры не владеют ремеслом.
Я не люблю, когда на сцене метафоры. Мне кажется, это так глупо, так устарело.
— Ты сейчас не оригинальничаешь? Среди самых интересных и сильных режиссеров в мире масса поляков.
— Я тебя не понимаю. Я польские спектакли смотреть не могу. Когда я смотрю Варликовского, то вижу одно: как это плохо сделано. И как плохо играют актеры — фальшивят, кричат, кривляются. Стыдно смотреть. Я думаю, что русская критика так хорошо принимает спектакли Варликовского, потому что у нас тоже кризис — кризис эстетики.
— Театр в Польше — публичное место, где дискутируется польская идентичность, заново переживаются национальные травмы. В этом смысле нашему театру у польского учиться и учиться. А ты о каком профессионализме ведешь речь? О способах звукоизвлечения?
— Я по-другому отношусь к искусству. Для меня искусство — это прежде всего чувственная вещь, в нем важна возможность настоящего и глубокого переживания, а не интеллектуальная, концептуальная позиция автора. Западное искусство концептуально. Но мне как зрителю в нем не хватает чувственности. Я, моя жена, наши друзья, не театральные друзья, друзья-поляки — мы вообще не можем ходить в польский театр. Я не в состоянии это смотреть. Я смотрю и думаю: все это выдумано, энергия, на которой играют актеры, невыносима, потому что они кривляются. И чаще всего все это такое пафосное — режиссура, метафоры. Я не люблю, когда на сцене метафоры. Мне кажется, это так глупо, так устарело. Но я не утверждаю, что я прав. Просто мне как зрителю это не подходит.
— А что тебе подходит?
— Я очень люблю спектакли Гришковца. В Москве есть много интересных студенческих работ, например, на курсе Кудряшова в ГИТИСе. Мне нравятся некоторые спектакли «Театра.doc». Мне вообще московский театр больше подходит.
— Помню, ты рассказывал, как придумал такой способ существования для актера, при котором он будет на сцене ежесекундно испытывать непосредственное переживание. Ты проанализировал, почему актеры во время читки просто читают текст, а когда доходит до спектакля, из них начинает лезть фальшь. Тогда ты решил, что в самом тексте должна быть заложена такая дистанция между исполнителем и персонажем, что у актера просто не останется шанса имитировать: aктер будет переживать не чувства своего персонажа, а свое к нему отношение. И это чувство будет всегда свежим и непосредственным, потому что это чувство самого актера. Это и есть твой метод?
— Да. Я этим очень много занимаюсь. Я даже собираюсь открыть школу в Польше, чтобы учить актеров этому методу. Есть много людей, которых это заинтересовало.
— Но это метод драматургический.
— Нет. Это способ игры. И ему достаточно быстро можно научить. Как правило, за один проект. Классика подходит для этого лучше всего. Это наш классический театр Островского: ты исполняешь роль и как актер все равно переживаешь подлинные чувства. Только ты переживаешь свои, исполнителя, настоящие эмоции.
— Если взять старинную русскую антиномию — театр переживания против театра представления, ты занимаешься скорее театром представления?
— Нет, мы под театром представления в какой-то момент стали понимать холодное отстранение. Я говорю о театре исполнения. Например, у скрипача есть своя скрипка. Он же не выдает себя за скрипку. Он выражает свои чувства по отношению к Моцарту, когда играет. И эти чувства нам передаются. Так же и мы в театре можем сделать по отношению к тексту или к роли. А еще этот метод очень полезен для здоровья. Он освобождает энергию в человеке. Актер не получает невроз, а скорее занимается йогой. Я хочу обучать этому методу не только актеров, но и людей других профессий.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials