Славой Жижек: «Идеология — пустое слово, именно поэтому она и работает»
Самый популярный философ современности — о своем новом фильме «Гид киноизвращенца. Идеология», а также о классовой борьбе в хоррорах, детской сексуальности, «Оскаре» и своем будущем гиде по опере
— Для наглядной деконструкции идеологического аппарата — и в фильме, и в ваших книгах — вы используете психоанализ. Но не является ли анализ сам по себе идеологией?
— Смотря что вы называете идеологией. Для меня идеология — не просто система идей. Идеология для меня, на самом элементарном уровне, — это что-то интимное, спонтанное, она — в том, как вы ощущаете окружающий вас мир, как вы организуете свою жизнь, в чем вы видите ее смысл. Поэтому я считаю, что сегодня мир идеологизирован более, чем когда-либо раньше. Для меня идеология — это вовсе не Большая Система типа коммунизма, капитализма и так далее, идеология проявляется в самых интимных отношениях. Идеология — в том, почему вы что-то принимаете, а что-то нет, в манере вашей речи, в том, как вы готовите ужин, как вы развлекаетесь и так далее. Я не думаю, что психоанализ можно назвать идеологией в этом смысле. Другое определение идеологии — и его я готов принять (здесь я остаюсь старомодным марксистом): система, которая легитимизирует существующие отношения господства. Она не обязательно при этом врет, разумеется. И в противоположность таким людям, как Мишель Фуко, который ставил психоанализ в один ряд с христианской исповедью и прочими практиками господства (хотя, конечно, анализ может превратиться в идеологию, как это произошло с его американизированной версией), я думаю, что психоанализ — вещь еще более радикальная, чем мог помыслить сам Фрейд, он обладает достоинством философии. Более того — он подрывает саму философию изнутри. Психоанализ не есть специфическая техника или наука о безумии и так далее. Он куда более радикален, и он до сих пор остается подрывным учением. Как? Почему? Ну вот пример: вы замечаете, как сегодня со всеми этими разговорами о вседозволенности, с параллельно растущей вседозволенностью в области сексуальности рождается некая новая невинность? Самым тяжким грехом сегодня считается педофилия. Одним из главных открытий Фрейда, на секундочку, было открытие детской сексуальности, но за последние два-три десятилетия дети снова — и очень агрессивно — назначены невинными. А невинность должна быть защищена. Вот прекрасный пример идеологии в действии! Но когда я был молод — и не то чтобы мы все тогда были педофилами, — было нормально считать, что дети не так уж чисты, что у них есть свои извращенные игры. Вот эта сексуализация детей сейчас полностью исчезла.
— А вот в хоррорах часто используется образ ребенка-монстра...
— Да, мне даже нравятся некоторые из этих фильмов! Но мне кажется, это все-таки не сексуализация, наоборот, это часть все того же процесса. Появляется новая фигура, которая даже хуже злого ребенка, — непобедимый ребенок. Как в «Один дома». Как он всех делает, этот малыш! Я утверждаю, что это очень важная фигура современной поп-идеологии. Вот здесь она и сидит, идеология!
— Давайте тогда, чтоб уж прояснить все окончательно, поставим вопрос так: идеология — это упаковка для какого-то политического, религиозного или философского послания, типа наживки, — или она и есть само это послание?
— Я думаю, она и есть месседж. В смысле — базовое утверждение. Когда мы ведем политическую, религиозную и т.п. активность, идеология всегда находится в бэкграунде. Это набор верований, в существовании которых мы даже можем не отдавать себе отчета. Потому что, как вы, возможно, знаете, я просто одержим тем, как идеи могут действовать в социальном поле, даже если в них никто на самом деле не верит. Я думаю, даже религия сегодня работает именно таким образом. Когда я встречаю религиозных людей, я всегда спрашиваю их... к примеру, кто-то говорит: «Я — христианин». А я ему: «Слушай, ну ведь быть христианином значит верить в то, что 2000 лет назад по Палестине ходил человек, который был не только сыном Бога, но и сам в каком-то смысле Богом. Ты веришь в это?» И они начинают отступать, говорить: «О, возможно, нам не стоит к этому так серьезно относиться, это ведь просто символ того, как мы, люди, можем обрести божественность, ведь есть другая, высшая духовная реальность» — и так далее. Видите, религия сегодня работает точно так же! Я пойду даже дальше и буду утверждать, что она всегда так и работала. Вы знаете такого французского историка — Поля Вена? Я не помню, упоминал я его в фильме или нет; он написал прекрасную книгу, которая называется «Верили ли древние греки в своих богов?»
Идеи могут действовать в социальном поле, даже если в них никто на самом деле не верит.
— Ну разумеется, не верили!
— Неправильно говорить: «Мы стали циниками, а вот древние были наивны». Они не были циниками. Но они и не были наивны. Они очень хорошо знали, что, хотя в мифах утверждается, что боги живут на Олимпе, если залезть на Олимп, ты не встретишь там Зевса. Что же такое вера? Для меня это что-то загадочное, гораздо более сложное, чем «я действительно верю в то, что это правда». Один приятель-еврей рассказал мне отличный анекдот. Ученик спрашивает ребе, который только что рассказал ему какую-то старинную сказку: «Это правда? Все так и было?» А ребе отвечает: «Так не было, но это правда». Вот так все это и работает.
— Вы, наверное, знаете о политических протестах, которые проходили в Москве в прошлом году. Их отличительной особенностью было отсутствие какой-либо общей внятной политической или социальной программы даже на уровне лозунгов, это был такой протест против всего плохого за все хорошее. И тем не менее, несмотря на это кажущееся отсутствие идеологии, многие участники митингов и маршей отмечали странное чувство, как будто ими манипулируют...
— Да, я понял. Я бы не использовал слово «манипулируют», но в общем это правда: когда знакомишься поближе с сегодняшними протестными, оппозиционными движениями — не важно, как их называть, — как правило, сталкиваешься с невозможной коалицией. Они, эти разнообразные силы, все там, на площади, — но само движение может существовать только до тех пор, пока они остаются неназванными, не определенными. В молодости я наблюдал то же самое в Югославии — все эти диссидентские круги, протест, который вспыхивал против коммунизма... И в тот момент, когда начался коллапс власти, оппозиция тут же распалась, всем пришлось определиться со своей программой. Но политика именно так и работает! Вот, скажем, мы используем одни и те же слова, «свобода» и «демократия», к примеру. Но вы смотрите на это одним образом, а я, допустим, — чистый либерал, для меня «свобода» — это просто свободный рынок. Однако это не значит, что мы не можем работать вместе. Мы можем на время забыть о наших различиях и зацепиться за то слово, которое нас мобилизует. Такое присутствует в любой политике — ты вбрасываешь в обращение слоган, Большое Слово. Конечно, это слово имеет разные значения для разных групп, но все же, как Означающее, оно может организовать движение. Вот это и есть, кстати, базовый механизм идеологии. Идеология — это вообще пустое слово, то, как она функционирует, подразумевает, что вы никогда не даете точного определения используемым терминам. Люди, которые говорят — нет, это какая-то неправильная идеология, ошибаются. Да, неправильная — но именно поэтому она и работает. Как только вы докручиваете ее до каких-то точных определений, она работать перестает. Все популистские движения заигрывали именно с этим ее свойством. К примеру, вся суть фашизма, правого популизма, в том, что он говорит одно бедным, другое богатым, третье военным и так далее. Но если вы хороший политик, это работает.
— О'кей, то есть если мы сохраняем критическое отношение к идеологии, мы все рано находимся в ней? Есть ли выход?
— Просто высмеивать ее, к чему все мы склонны, недостаточно. Но я верю, что мы можем освободиться от идеологии, открыто признав и продекларировав не только ее существование, но и свое место под ее гнетом. Дело в том, что мы не должны забывать: природа любой идеологии такова, что та может действовать только подспудно. Никогда — напрямую. Стоит провозгласить идеологию, ее истинный смысл и цели, как ты уже подрываешь ее силу. Об этом много писала Джудит Батлер — подлинное подавление возможно только при соблюдении видимости всеобщей свободы. Приведу пример. Не знаю, как в России, но на Западе во всех современных мегакорпорациях самый главный босс, главный эксплуататор, никогда не ведет себя как начальник или тем более тиран. Он подойдет, приобнимет тебя за плечи, пошутит, справится, как дела, — в общем, будет вести себя так, словно начальник — ты. Но ведь хозяин здесь все равно он. Поэтому открыто признать этот факт — уже первый шаг на пути к освобождению от идеологии. Сказать: «Хватит притворяться и играть в этот союз равных. Ты хозяин». Таким образом, ты уже лишаешь его части силы.
— И снова о психоанализе. На чем основана возможность применения психоаналитического аппарата к происходящему на экране? Как анализ рассматривает фильм — как образ, как речь?
— Я думаю (и эта точка зрения уже, в общем, принимается теорией кино), что фильмы, которые непосредственно обращаются к теме психоанализа, обычно не только плохи как фильмы, но и не представляют большого интереса для того, кто ищет настоящего, аутентичного психоаналитического прочтения. Для меня психоанализ кино состоит не в том, что вы рассматриваете персонажей как аналитические случаи, пытаетесь определить симптомы и поставить диагноз. Здесь я — формалистический марксист, и настоящий анализ для меня — формалистический. Вы должны обнаружить, скажем, либидинальные напряжения — формально, в движениях камеры (это классический пример). Именно поэтому я обожаю поздние фильмы Эйзенштейна, «Иван Грозный», например. Здесь меня с фрейдистской точки зрения интересует не то, что Иван был психопатом и монстром, а все эти визуальные моменты, жесты и так далее. Месседж здесь содержится в самой форме. Я согласен с моим другом Фредриком Джеймисоном, который говорит, что «все настоящие марксисты — формалисты». Вы начинаете с формального анализа, а вся эта психологическая херня уже вторична. Джеймисон приводит прекрасный пример с Хемингуэем. Хемингуэй писал свои рассказы характерным языком: короткие предложения, мало наречий. Обычно это считают стилистическим отражением героя, от имени которого Хемингуэй писал, — крутого парня, индивидуалиста, такого исчезающего в наших сложных бюрократических обществах вида. Джеймисон говорит — нет, все ровно наоборот! Хемингуэй хотел писать в определенном стиле, и поэтому ему пришлось придумать определенный тип героя, который оправдывал бы такой стиль письма. Если почитать о том, как Хичкок делал свои фильмы, вы столкнетесь с тем же — он редко когда начинал с истории, он начинал с придумывания движений камеры, отдельных сцен вроде той архетипической, где один человек висит на руке другого. И после он придумывал историю, в которую мог ввести все эти визуальные элементы.
В советские времена был только один настоящий философ — Эвальд Ильенков.
— А применим ли психоаналитический подход к азиатским или, скажем, африканским фильмам?
— Это спорный вопрос, но я думаю, да. Конечно, в таком кино есть специфические вещи. Но здесь я гегельянец — в том смысле, что я верю: даже в каких-то специфических обстоятельствах, в их глубине коренится нечто истинное, то, что может служить ключом ко всем прочим феноменам. Ведь то, что определяет все феномены, обычно постигается через специфический анализ конкретной эпохи. Вот пример — очень примитивный, конечно: искусство. Имеем ли мы право утверждать, что классическая греческая трагедия не являлась искусством в современном понимании? Ведь искусство в ней было смешано со священными, секретными, ритуальными перформансами. И все же я утверждаю, что искусство в том смысле, в каком мы сегодня, после романтизма, используем этот термин, дает нам представление, которое, несмотря ни на что, будет легитимно и при анализе наскальной живописи Ласко. Я отлично отдаю себе отчет в существовании исторической специфики, но я — не дешевый историцист с их «мы не имеем права применять наши концепции к другим культурам» и так далее. Нет, имеем! Универсальность возможна, просто нужно уметь извлекать специфические особенности, которые действительно обеспечивают... О, у меня есть смешная отсылка к России. Насколько я знаю, в советские времена — ну, во всяком случае, после 30-х — был только один настоящий философ, у которого действительно был философский дар: Эвальд Ильенков, трагически покончивший с собой. Он написал прекрасную книгу «Диалектика абстрактного и конкретного», где он развивает именно эту мысль — доступ к универсальному может быть осуществлен только через специфическую, исключительную частность.
— А как вы думаете, почему в этом году «Оскар» дали «Арго», а не плакатному, откровенно идеологизированному «Линкольну»? Или в «Арго» тоже есть скрытый идеологический месседж?
— Меня, честно говоря, больше бы устроил «Оскар» фильму Кэтрин Бигелоу «Zero Dark Thirty», он хотя бы работает с определенными травматическими темами. А «Арго» — это, знаете, такая feel good ЦРУ-пропаганда: все миленько, немного опасности и так далее. Вы упомянули «Линкольна»... вы знаете, что у меня есть определенные проблемы с этим фильмом? Один мой американский друг, левый, предложил его замечательное прочтение. Вот вы знаете, что в прошлом году вышел еще один фильм про Линкольна?
— «Авраам Линкольн — охотник на вампиров» Бекмамбетова?
— Да, точно!!! Вы его видели?! Правда ведь он гораздо лучше? В «Линкольне» Спилберга борьба с рабством ведется путем кабинетных интриг, заседаний в Конгрессе, но все, что оттуда вытеснено, — реальная борьба, кровь — все это возвращается, пусть и в таком галлюцинаторном виде, в «Линкольне — охотнике на вампиров». Я бы хотел развить эту тему даже дальше; как появляется классовая борьба в фильмах ужасов? Вампиры против зомби. Вампиры — аристократы, обычно они имеют благородное происхождение, манеры, в то время как зомби примитивны, они просто слепо движутся. Я бы даже хотел написать текст об этом. Есть невероятный хоррор 1932 года — «Белый зомби», где Бела Лугоши играет плантатора, владеющего сахарным заводиком, на котором работают зомби. И вот этот плантатор говорит своим гостям: «Смотрите, это прекрасно, они не жалуются на продолжительность рабочего дня, они не создают профсоюзов». Конечно, все это можно было говорить, потому что это был 1932 год, прямо накануне введения Кодекса Хейса.
В конце концов, кто сегодня верит в «Оскар»?
Но вернемся к вопросу — почему не «Линкольн». Тут не следует недооценивать то, до какой степени вся эта тема — Линкольн, отмена рабства, гражданская война — разделяет американцев. На Юге до сих пор невероятно сильна обида на Север, они считают, что война не была так уж необходима, что Линкольн перегнул палку. Но в «Арго», вы правы, показан совсем уж идеализированный мир, где вообще нет проблем. Однако разве это вас на самом деле расстраивает? В конце концов, кто сегодня верит в «Оскар»? Как вообще настолько дерьмовый фильм может быть лучшей картиной года? Я бы предпочел ему даже последнего «Бэтмена».
— Но это же запредельно правое кино!
— Именно! Из-за него у меня были настоящие ссоры с друзьями, которым нравится этот «Бэтмен», хотя они сами — леваки. Они говорят: нет-нет, то, что делает Бейн, — это плохо, это фашистская революция. А я согласен с вами. Но «Бэтмен» хотя бы сделан хорошо. По той же причине мне нравится и «Zero Dark Thirty» — эти фильмы хотя бы касаются травматичных тем. А вот что меня бесит в «Арго» — это то, как они пытаются показать, что никто не пострадал — кроме иранцев, конечно, но кому дело до этих иранцев (смеется). Но знаете, что самое смешное в «Арго»? Я видел по CNN передачу, в которой репортеры встречались с этими шестерыми — или их семь было? — бывшими заложниками. И они там рассказывают, что все было гораздо проще: они постоянно выходили в город поесть или погулять, никто за ними не шел по следу, и потом они просто прошли пограничный контроль и покинули страну. Все напряжение в фильме — это фейк!
— Ходят слухи, что теперь вы намерены сделать гид по опере...
— Да, а то мы подустали от этого большого политико-идеологического контекста. Сперва мы планировали сделать с «Наукой логики» Гегеля примерно то же, что Эйзенштейн хотел сделать с «Капиталом», но я слишком часто иллюстрирую гегельянскую диалектику сценами из фильмов, шутками — мне это уже наскучило, я делаю это в каждой книге и каждой лекции. Так что теперь я хочу сделать фильм contra — в том смысле, что не растекаться в стороны, не касаться политики, не делать его слишком уж попсовым. Мы с Софи хотим изменить формат. Это будет нечто более традиционное, более умеренное, не дольше часа. Сюжета, который будет положен в основу фильма, я уже касался в нашей с Младеном Доларом книжке об опере: в оперных ариях присутствует фигура Господина, обычно это божество, король или дама; герой просит Господина об одолжении, а Господин выказывает милосердие. Начнем мы с «Орфея», а потом перейдем к Моцарту, к финалу «Фигаро», где все немного усложняется: Господин не отвечает на мольбы. Потом мы пройдемся по тем же моментам у Вагнера и закончим, как я предполагаю, «Моисеем и Аароном» Шенберга.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials