Возрождение «Ноэмы»
АРТЕМ ЛИПАТОВ и АНДРЕЙ СУЧИЛИН рассказывают историю главного забытого альбома отечественного арт-рока, который наконец-то выпущен в полном виде
Track 1. Intro
Я не помню, какими путями ко мне попала кассета с «Ноэмой». Скорее всего от Гурьева (музыкальный журналист. — Ред.). Сергей тогда очень носился с «До мажором», группой, о которой я узнал только в начале 1990-го, когда она то ли сыграла на странном концерте «Рок против рока», то ли вступила в «Построк-ассоциацию» Алексея Семеновича Козлова, то ли совершила оба действия сразу. Андрей Сучилин, гитарист и лидер «До мажора», человек с беспокойным взглядом из-под очков, показался музыкантом совершенно не моего тогдашнего калибра. Несмотря на то что как грибы из-под асфальта наружу полезли отличные авангардные ансамбли, несмотря на знакомство с Летовым-старшим, несмотря на, вопреки тому, что — ну никак не вмещалось все это в мое музыкальное сознание, подавленное русским роком. Но на съемной даче, где проходило странное лето 1990-го, было два медиаприбора: старый черно-белый телевизор и стереокассетник «Весна». Из первого сообщали о войне в Заливе и смерти Виктора Цоя, из второго, перемежаясь почему-то записями Jive Bunny & The Mastermixers, плыла «Ноэма» — и это поразительным образом рифмовалось между собой.
Андрей Сучилин: «Физиологически “До мажор” был основан в 1980-м, хотя в то время там было всего два человека из тех, кто потом все время был в группе. Я и покойный Воронин. Потом появились Саша Соколов, который и до сих пор есть, Плотников и другие люди. То есть в “До мажоре”, который сейчас очень редко бывает, потому что я играю с другим составом, присутствуют два, а иной раз три человека из оригинального состава. Я, Соколов и иногда — Плотников. Есть преемственность, но не более того...»
Track 2. Я все пропустил
Это теперь я с удивлением понимаю, что, невзирая на строй, идеологию, штампы и прочие ограничительные устройства — ментального, культурного, политического ли характера, — рядом со мной существовала формация абсолютно иного, отличного от всего, что я любил и понимал, свойства. В которой могли одновременно играть совсем еще юный Леша Айги и уже тогда матерый саксофонист / секретный химик Сергей Летов, а также, что уж совсем невероятно, виолончелист Петр Акимов, ныне — участник арефьевского «Ковчега» и муж певицы Теуниковой. Ну да, еще — трубач Андрей Соловьев, перкуссионист Михаил Жуков, клавишник Игорь Лень. Еще много кто. Я все пропустил.
Сучилин: «У нас был период экспериментов со струнными — то квартет, то трио, то квинтет... Или, скажем, два-три перкуссиониста. Да, ты прав, фактически это была лаборатория музыкальных исследований. Эх, жаль, концертных записей того времени не осталось. Некоторые концерты были очень недурны. Летов? Он появился тогда же, когда и Соловьев. Играл радикально, не всегда хорошо, но жестко. Кстати говоря, несмотря на то, что всем партии я расписывал по нотам, ни ему, ни Айги никогда не писал. Потому что бессмысленно...»
Track 3. Philosophy/Psychology
Сучилин — философ, психолог, историк искусства. Как правило, с таким багажом в практики не идут. Но он пошел — и оказался, как пишут сейчас, первопроходцем прогрессив-рока в России. Думается, нынешние адепты этой довольно закостенелой, хоть и симпатичной музыки с этой тезой не согласятся — и зря, поскольку она верна, вернее не придумать.
Сучилин: «Как музыка и философия коррелируют во мне — не понимаю. Впрочем, подбор людей на психфаке был крайне любопытный. Архиерей Андрей Лоргус, ныне ректор Института христианской психологии, был у нас комсоргом, но из-за того, что он общался с отцом Дмитрием Дудко, его выгнали из комсомола. С нами учился Дима Леонтьев, сейчас доктор наук и профессор, сын Алексея Алексеевича и внук Алексея Николаевича Леонтьевых — корифеев нашей психологии. Там же, в университете, я познакомился с Олегом Мочаловым, которого считал и считаю одним из лучших гитаристов мира. Нет, правда! Понятно, есть Маклафлин, Стив Вай, Ингви Мальмстин, в конце концов, — но он из лучших. Он очень сильно на меня повлиял. Вот только жизнь у него не сложилась... В ДАСе (Дом аспиранта и студента, одно из общежитий МГУ. — Ред.) был электриком покойный Боря Раскольников. А еще с нами учился Олег Филимонов, саксофонист Сили. Компания, в общем, хорошая была».
Track 4. Предметное содержание мысли
«До мажор» почему-то сравнивали с «Поп-механикой» Курехина — но эдак в ту же телегу можно впрячь и «Пекин-Роу-Роу», и забытую московскую группу «Порт-Артур», да и кого угодно еще из тогдашних немейнстримовых коллективов. Вообще в главной до недавнего времени статье, касавшейся альбома «Ноэма», много странного — так, назвать Сучилина «порывистым» и уж тем более «неистовым» мог бы разве только свежеразмороженный питекантроп с замедленными в тысячи раз реакциями. Но возвращаясь к сравнениям: «До мажор» и проект Курехина имели нечто общее, конечно, — они и впрямь были лабораториями, в которых велись поиски возможности сопряжения музыки и реальности. Вот только цели и средства были совершенно разными. Если Курехин пытался создавать разнообразные — воображаемые ли, нет ли — миры, в которых сводил заведомо противоположные друг другу компоненты и смотрел, аннигилируют они при столкновении или нет (думаю, отсутствие такового явления при встрече Кола Бельды и Олега Гаркуши его сильно расстраивало), то Сучилин, как человек с фундаментальной научной — пусть и гуманитарной — подоплекой, занимался именно что музыкой как продуктом мышления, а прочее происходило попутно. Собственно говоря, само название альбома, ставшего парадоксальным образом его opus magnum (надеюсь, все-таки до поры, поскольку Андрею и теперь есть что сказать), есть термин философский, пришедший из феноменологии Эдмунда Гуссерля и обозначающий, согласно определению, «мысленное представление о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли». Вот с этим-то предметным содержанием у «До мажора» было все более чем в порядке.
«Почему бы Колтрейну не поучиться у меня, а?» — думал он, идя по коридору студии...
Сучилин: «Почему “Ноэма” получила такой резонанс, я не знаю. Я ведь намеревался записать песенный альбом. Некоторые песни той поры я даже собираюсь сейчас заново сыграть... Мне казалось, что песни встретят более дружелюбный прием; меня к этому и Гурьев подталкивал, и его приятель Артур Гильдебрандт, я их иногда пел на квартирниках, но на концертах не играл. А “Ноэму” мы делали просто из желания высказаться, безо всякой идеи получить хоть какой-то отклик. ...Это была история совершенно герметичная. Я к тому же в то время морочился разными построениями — соотношениями планет, например, то есть герметичность была даже не только в замкнутости на себе, но и в отношении к самому материалу. Я хотел, чтобы все играли то, что хотели».
Track 5. Avant-garde / Non-avant-garde
Это был волшебный, ни на что не похожий альбом. Поражало и приковывало в нем то, что полистилистичность не была эклектикой — все элементы, которые сейчас так легко считываются, базировались на четкой и достаточно строгой основе. Поверхностный абсурдизм, легкая атональность, латиноамериканский налет, африканская полиритмия, минималистичная монотонность — ничто не превалирует, ничто не довлеет над другим. Переходы из одного в другое агрегатное состояние у стихии «Ноэмы» происходят легко, почти незаметно; и женский вокализ, и мужские бэки, и едва понятное бормотание полевой записи не выделяются, но вплетаются в общую картину — совершенно не свойственную, даже чуждую лету 1990 года. Самое странное тогда для меня было то, что я не мог отчетливо оформить для себя вербально эту музыку. Это точно не было джазом, скорее роком — но что это был за рок, я не понимал вовсе. Это было слишком строго для авангарда. В общем, я ничего не понимал, но мне безумно нравилось.
Сучилин: «По какому-то движению души я всегда лучше понимал рокеров, хотя очень сильно расходился с ними по форме, — и при этом мне очень близок был джаз, причем вполне традиционный, он мне нравился и нравится больше, чем рок. Но душевно-бытовое начало мне было ближе роковое, мы всегда с ними легко дружили, общались, выпивали... А Коля Дмитриев (музыковед, пропагандист свободной музыки, организатор концертов, основатель КЦ “ДОМ”. — Ред.), который на паре концертов наших не только конферировал, но и играл на бонго, кажется, говорил мне: “Ваша музыка не экспериментальная и не андеграундная, потому что в вас очень силен физиологизм”. Ну, я обижался, конечно».
Track 6. Лукин и «Лукин»
Той же весной я купил в газетном киоске журнал «Эхо планеты». Он, по-моему, существует и теперь, но тогда это был только-только вышедший тассовский еженедельник о жизни за границей, и писали там люди с хорошим стилем и свежим, незатертым, почти несоветским языком. Один из материалов номера был посвящен бывшему советскому художнику Виктору Лукину, оказавшемуся в Непале и посаженному в тюрьму по обвинению в убийстве товарища, сорвавшегося в пропасть. А пару месяцев спустя я услышал примерно ту же историю от Гурьева — вот только из нее следовало, что на деле Лукин был чуть ли не первым фри-джазовым саксофонистом в Москве. Вот история, которую в своей англоязычной статье о фри-джазе в России приводит трубач Андрей Соловьев; я взял на себя смелость изложить ее по-русски. Однажды Лукину в студии «Москворечье» предложили сыграть Колтрейна или Паркера. Лукин не понимал, зачем. «Почему бы Колтрейну не поучиться у меня, а?» — думал он, идя по коридору студии... Свобода выражения для него была абсолютной ценностью, и он пошел на хитрость: взяв у приятеля пиджак и галстук, пришел в деканат, где пообещал сыграть на отчетном концерте парафраз на тему песни «Во поле береза стояла». И сыграл. Он ревел на своем саксофоне в течение двадцати минут. Один. Где-то в середине импровизации он встал на колени, потом лег на спину и закончил, стоя на голове. «Я просто превратился в эту березу», — пояснил он потом, покручивая ус и ухмыляясь. Деканат в полном составе, как говорят, имел бледный вид в райкоме КПСС, а Лукина из «Москворечья» выперли.
На «Ноэме» моим любимым треком был как раз «Лукин» — тот самый, в который была включена запись разговора саксофониста с британскими журналистами в непальской тюрьме. Удивительным образом ни Гурьев, ни Сучилин не были в курсе относительно материала в «Эхе планеты».
Сучилин: «Лукин был дико волосатый. Меня привел к нему Боря Лабковский (он же Борс, мультиинструменталист и мастер рэйки, один из участников трио Лукина в 70-е, игравший в составе “Рады и Терновника”. — Ред.), и это знакомство оказалось важной для меня вещью. Он был по советским временам совершеннейший музыкальный отморозок с какими-то невероятными идеями. Потом он эмигрировал, увез с собой картины и больную жену. Жена в США умерла, картины Лукин выгодно продал, а потом поехал в Непал с приятелем; тот упал в пропасть. Лукин пошел в полицию, там прознали про его деньги, отобрали их, а самого посадили. Кассету с голосом Лукина я получил, кстати, тоже от Бори. Потом он вышел, какое-то время жил в Индии, а потом вернулся в Россию. Где-то в 1995-м я его потерял, о чем, в общем, не слишком жалел: он неожиданно стал каким-то невероятным антисемитом и все время говорил о еврейском заговоре».
Остается добавить, что, судя по всему, еще в 2001 году Лукин был в Москве и играл концерт с Лабковским и Михаилом Жуковым в «ДОМе». Теперь, судя по одному из туристических порталов, он вернулся в Индию, живет в Манали, играет с местными музыкантами. Кстати говоря, «Лукин» был одной из композиций, вылетевших из «Ноэмы» при издании альбома на виниловой пластинке фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1992-м.
Track 7. From «Мелодия» to Objective Music
Сучилин: «Мы исходно сделали двойной альбом. Но тут неожиданно возникла редактор “Мелодии” Ольга Глушкова. Мне ее телефон дал Артемий Троицкий и сказал — позвони. Я позвонил, а она сразу: неси материал. Я причем тогда то ли куда-то уезжал, то ли еще что, но материал передал с другим человеком. Несколько дублей. И ни на что не надеялся, никаких надежд не возлагал. Меня и в стране-то не было, когда все это издалось. Фактически они там сами выбирали треки. Я в процесс не вмешивался... Приехал — и тут пластинка. Ну, хорошо хоть так, подумал я».
После «Ноэмы», как известно, Сучилин уехал в Германию — учиться у Роберта Фриппа в Guitar Craft; эта история довольно полно отражена в андеграундных медиа, как и удивление прог-гуру по поводу того, что альбом был записан на банальный четырехдорожечник. Вернувшись, Андрей создал лейбл Objective Music и начал издавать на нем свою и чужую музыку.
Сучилин: «Формально лейбл существует и по сей день, он зарегистрирован и в Голландии, и в США. Мы издали пять сборников “Суп с котом”, издали пластинок десять разных групп, иногда интересных, иногда — не очень... Такое было джазовое трио... называлось поразительно пошло — “Эстамп”, но группа была хорошая. Был еще оркестр сумасшедших баянистов, они играли джаз, какую-то тирольскую музыку... не помню, как они назывались и куда делись».
Track 8. «Ноэма» — релиз
Теперь вот, спустя более чем 20 лет, «Ноэма» вышла в том виде, в котором, судя по всему, задумывалась. Прекрасный двойник, по обыкновению «богато» выпущенный «Геометрией», реставрирован и отмастерен Евгением Гапеевым. Судя по всему, этим изданием закрыта важная лакуна в музыкальной истории страны. Несмотря на то что про «Ноэму» должны помнить: она много лет назад попала в «Сто лучших альбомов русского рока» по версии Саши Кушнира — и это при том, что никакого отношения к русскому року не имела. Однако и сам Сучилин недоумевает, отчего вдруг возник интерес к его старой работе.
Сучилин: «Я невероятно удивлен самим фактом издания. Конечно, я очень этому рад, потому что тогда мы сделали очень хорошую работу, но я вовсе не ожидал, что она снова окажется востребована. Однако теперь я просто обязан записать те песни, вместо которых записалась “Ноэма”, потому что у нее должно быть продолжение. Вот, например, у меня записаны два альбома — “Пальма мира” и “Maina Vira”, а третий должен был называться “Alma Mater”; он не вышел. Надо выпустить. Я вообще, судя по всему, мыслю трилогиями».
Переиздание альбома «Ноэма» группы «До мажор» вышло на лейбле «Геометрия». 24 апреля состоится презентация переиздания «Ноэмы» в Клубе Алексея Козлова.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials