Аттестат зрелости

На примере «Легенды № 17», байопика хоккеиста Харламова, ДЕНИС РУЗАЕВ объясняет, чем на самом деле вреден спорт
В сущности, трудный карьерный и жизненный путь Валерия Харламова — а с ним и сюжет — в «Легенде № 17» строится всего на двух эпизодах.
Эпизод первый. Чебаркуль, похмелье. Воспитанники ЦСКА Харламов (Данила Козловский) и Гусев (Александр Лобанов), сосланные Анатолием Тарасовым (Олег Меньшиков) набираться опыта в местную «Звезду» из второй лиги, в качестве утренней тренировки поднимаются на доменную печь. Настроение у обоих отвратное: мечтали о ЦСКА и сборной, а попали в команду, где царят дедовщина и безволие. Зависнув на кабелях, протянутых между двумя трубами, Харламов произносит пламенную речь — о том, что выбираться из спортивного забытья надо любыми силами; если понадобится — пойти против всех, что бы ни сказали чебаркульские ветераны. Это странная, поражающая своей нарочитой вымышленностью сцена, но после этого триумфа воли дела у героя и правда пойдут на лад. Вот только по возвращении в Москву Харламов все равно попадет в жернова тарасовской тирании. Неправдоподобие сцены с печным альпинизмом будет оправданно — откровение, основанное на воле индивида и ведущее к индивидуальному же успеху, в координатах советского спорта оказывается фальшивым (тут напрашиваются очевидные параллели со сталинистским «Аттестатом зрелости», где скалолазание, кстати, тоже играло важную роль в раскрытии антисоветских черт характера персонажа Ланового).
Эпизод второй. Москва, травма. Харламов, уже завоевавший талантом доверие Тарасова и место в составе клуба и сборной, восстанавливается после автокатастрофы. В его возвращение в спорт не верит никто — особенно он сам. Лучший хоккеист страны с отчаяния пьет горькую в больничном сквере и мокнет под дождем. Из темноты вдруг выходит уже уволенный из сборной (за дерзость) Тарасов — и ведет воспитанника в морг, чтобы произнести пламенную речь о жизни, смерти и командной игре и исчезнуть так же неожиданно, как появился. Сцена в морге оказывается не менее сюрреальной, чем та, с домной: мертвецы с бирками на ногах, гром за окном, общее ощущение галлюцинации, сна, после которого просыпаешься, но уже не можешь быть прежним. Это откровение, в отличие от чебаркульского, уже получается подлинным — оно приводит к самоотречению героя, тот растворяется в командной игре и оказывается способен пожертвовать собой ради общей победы.
Собственно, только эти два эпизода и выбиваются из в остальном реалистического хода традиционного спортивного фильма, которым, в общем, и является «Легенда № 17». Ход этот трудно назвать мерным — «Легенду» уже успели назвать прорывом в отечественном зрелищном кино, но, по правде, смотреть ее хоть и интересно, но нелегко: у фильма дерганый, в чем-то истеричный ритм, он то буксует, то, напротив, торопится. Причем этот сбой темпа, «игровую аритмию» в терминах Валерия Лобановского, здесь удивительным образом задают как раз не романтически-галлюцинозные, а реалистические элементы — более того, именно фантазии и видения оправдывают здесь существование материальной реальности, а не наоборот. Чтобы понять почему, придется ненадолго отвлечься на законы жанра, в котором работает фильм.
Добавить к спортивному залу и клюшкам с шайбой домну, морг и прутик.
Спортивная драма — жанр, строящийся не на внешнем, а на внутреннем («центральном», говоря языком голливудской сценарной школы) конфликте, грубо говоря, на преодолении героем самого себя. Чтобы это преодоление изобразить и отработать конфликт, недостаточно просто показывать сам соревновательный триумф, победу на площадке: собственно спортивные сцены в спортивных фильмах почти всегда выглядят, а главное, ощущаются копией, фейком — они по своей природе лишены саспенса сопереживания зрелищу, разворачивающемуся вживую, на твоих глазах. Решением этой проблемы может быть, например, отказ от демонстрации самих соревнований (как в «Большом фанате» Роберта Сигела, «Человеке, который знал все» Беннетта Миллера или картине «Мой парень — псих» Дэвида О. Расселла). Самый распространенный, впрочем, прием заключается в уводе самого спорта на периферию сюжета, подмене спортивной интриги мотивами, характерными для других жанров — мелодрамы, комедии, триллера. Единственным жанром, в котором трудности изнурительных тренировок не оттесняются на периферию саморефлексией и т.п., является роман воспитания — также немыслимый без преодоления внутреннего конфликта («Али» Майкла Манна, «Рокки» Джона Г. Эвилдсена).
Как раз романом воспитания, похоже, и пытается быть «Легенда № 17». На перевоспитание Харламова, поначалу абсолютно искреннего в своем индивидуализме, здесь, по идее, должно работать сразу несколько сюжетных линий — романтическая (с героиней Светланы Ивановой, возмущающейся тем, что Харламов зациклен на хоккее), условно политическая (с интриганом-чиновником, которого играет Владимир Меньшов) и семейная (герой постоянно ссорится с матерью-испанкой). Каждая из них, впрочем, притормаживает фильм — и логичным образом затухает, не достигнув полноценного катарсиса. Должным образом работает лишь мотив сложных взаимоотношений учителя и ученика, Тарасова и Харламова, — но не вполне так, как можно было бы предположить.
Уже сказано довольно много слов об эффектности Меньшикова в роли Тарасова — что ж, заслуженный артист действительно притягивает к себе внимание, играет лицом и голосом, мощно водит бровями. Тем удивительнее, что Тарасов в «Легенде № 17» оказывается интереснее своим отсутствием в кадре — и возможностью этаким мефистофелем выскочить на экран в любую минуту. Здесь все время ждут его появления («Будет Тарасов?», «Ну где же Тарасов?», «Вот Тарасов придет, и...») или его внимания; решающим поступком тренера становится здесь... увод команды со льда в бессмысленном, показушном матче, следствием которого становится отстранение Тарасова от сборной и соответственно его отсутствие на финальной игре Суперсерии с Канадой. Это отсутствие вдруг придает изображающей этот матч кульминации фильма (первый полноценный спортивный эпизод в картине, до этого обходившейся стремительными нарезками харламовских голов) тот же сюрреальный характер. Оставшийся в Москве тренер вместо того, чтобы смотреть игру, о которой мечтал всю жизнь, выходит на улицу и бродит по коробке во дворе, водя прутиком по асфальту. В далеком Монреале клюшки советских спортсменов при этом буквально повторяют движения тарасовского прутика.
Именно эта мистика, откровенно фантастическая метафора, и оживляет вдруг параллельные сцены на монреальском льду, давно девальвированные архивной хроникой. Именно иррациональные элементы оказываются в «Легенде № 17» определяющими — откровение на доменной печи, откровение в морге, финальное откровение на льду. По ходу последнего Харламов успевает получить травму — но так как прутик в руках его тренера цел, он через боль возвращается на лед, чтобы забросить победную шайбу. Тут самое время заметить, что в немецком языке слова «травма» и «сон», «мечта» практически омонимичны. Травма — обычно ключевое для спортивного жанра происшествие, повод для героя переосмыслить собственное бытие и трансформироваться. И если приглядеться, то в лучших спортивных фильмах те самые спортивные, соревновательные эпизоды выполнены если не в сновидческом, то как минимум в спиритуальном ключе. Вот Роберт Олдрич буквально расписывается в невозможности нарратива в «Самом длинном ярде» — и превращает историю матча между заключенными и надзирателями в тюрьме в комическую фантасмагорию. Вот гонка в «Двухполосном шоссе» Монте Хеллмана оказывается бесконечной петлей — и режиссеру не остается ничего, кроме как в последнем кадре сжечь саму пленку. Вот герой «Он сказал: “Поехали”» Джека Николсона просто уходит с баскетбольной площадки и из спорта вообще. Вот 90 минут безотрывного наблюдения за Зинедином Зиданом в «Зидане: портрете ХХI века» оборачиваются трансом. Благодаря дополнительному измерению сна, зазеркалья, фантазма через все эти картины отчаянно — куда лучше, чем через фильмы других, менее проблемных жанров, — сквозит цайтгайст, будь то тотальная невозможность мотивированного действия в Америке времен Вьетнама или посттравматический морок нулевых.
«Легенда № 17», конечно, не так радикальна — хотя и все ее попытки притворяться нормальным, реалистическим фильмом действуют не очень хорошо. Но отказ от полного реализма, готовность приукрасить и поэтизировать, грубо говоря, добавить к спортивному залу и клюшкам с шайбой домну, морг и прутик позволяют этому несовершенному фильму отражать именно свое время — быть не ретро об эпохе брежневского застоя, а высказыванием (очень может быть, что и невольным) о застое путинском. Было бы ошибочно — и, пожалуй, даже опасно — увидеть в картине Лебедева мысль об антисоветском подтексте успехов советских спортсменов, что уже поспешили сделать некоторые рецензенты. Сама материя жизни при авторитарном режиме соткана из подавленных воспоминаний, застарелых психотравм, ночных кошмаров и снов о несбыточном. Ровно на том же материале, на немотивированных откровениях и детских страхах (Лебедев упорно рифмует канадских хоккеистов с быком, от которого еще маленький Харламов увернулся, навещая родственников матери в Испании начала 50-х), строится и спортивный успех. Физкультура — плоть от плоти советской идеологии, и неудивительно, что из легенд советского спорта (Третьяк, Фетисов, Роднина, многие другие) получаются самые консервативные и зашоренные чиновники. Дело не в убеждениях или верности режиму — эти люди просто лучше прочих знают, что такое играть по правилам. И в этом смысле выходящая в предолимпийский год «Легенда» — кино не духоподъемное, а предостерегающее. Пример Харламова — который в финале катается по уже пустому льду зачарованным странником, а спустя несколько лет разобьется насмерть вскоре после отчисления из команды (уже оправданного возрастом и травмами), — при всей своей кардинальности доказывает: сон, каким бы сладостным он ни был, не может быть вечным.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials