Питер Хук: «Я знаю Виктора и группу “Кино”»
Басист Joy Division и New Order рассказывает всю правду о легендарном манчестерском концерте Sex Pistols, конце настоящих New Order и о том, почему он посвящает песни Цою
Питера Хука, басиста Joy Division, New Order и своего нового проекта The Light, народ в России уже любя окрестил на свой лад — «Петя Крюков и Свет»: в Москве он появляется не в первый раз и уже кажется настолько «своим в доску», что даже удивительно, как эти брюзги из New Order умудрились с ним что-то не поделить. Питер Хук на запальчивом капслоке рассказал COLTA.RU практически все о предстоящих российских гастролях групп, которые остались от великих Joy Division.
— Автор книги о группе The Fall, которую я недавно читал, настаивает на том, что влияние концерта Sex Pistols на всю манчестерскую постпанковскую тусовку — это миф. Его значение преувеличено. Также он заявил, что никакого дружелюбия и духа товарищества, какой наблюдается в фильме «Круглосуточные тусовщики» (24 Hour Party People), не было. Что это тоже миф. Какой на самом деле была манчестерская музыкальная сцена до и после концертов Sex Pistols во Free Trade Lesser Hall, было ли это действительно наступлением новой эпохи?
— Прежде всего нужно сказать: я действительно считаю, что концерт Sex Pistols стал поворотной точкой для музыкальной истории Манчестера. Например, мы с Барни (Бернардом Самнером, гитаристом Joy Division и вокалистом New Order. — Ред.) пришли туда как обычные парни с нормальными работами, а вышли с концерта панками, у которых была своя группа! Мы уже ничем другим больше в жизни заниматься не хотели после того, как сходили на Sex Pistols. Посмотрев на них, мы на самом деле почувствовали, что можем так же, и должен признаться: другие группы того времени, типа Led Zeppelin и Deep Purple, такого чувства у нас не вызывали. А у Sex Pistols это получилось. Думаю, что в фильме «Круглосуточные тусовщики» все действительно немного приукрашено, но так было нужно, потому что первоочередной целью там все-таки было снять интересный фильм. Во времена панка большой дружеской тусовки, конечно же, не было, все ведь только начинали. Но со временем все стало именно так. И самое удивительное, что на одном том концерте собралось столько людей, которые стали в дальнейшем важными фигурами в музыкальной истории Манчестера… Так что я бы действительно назвал это пришествием новой эпохи.
— Каково вообще играть для аудитории, в большинстве своем состоящей из людей молодых, которые вряд ли даже родились к тому моменту, как Joy Division распались? Помогает ли эта ретромания музыке продвигаться дальше или же, наоборот, способствует регрессу и застою?
— Когда во время концертов смотришь на зрителей и видишь людей из самых разных поколений, это просто замечательно. Здорово видеть представителей старшего поколения, которые, наверное, были фанатами Joy Division еще в конце 1970-х. Но есть и огромное количество молодых людей, открывших для себя эту музыку гораздо позже. Думаю, что это доказывает, насколько великие на самом деле эти песни и как сильна была духовная связь между всеми участниками Joy Division, если даже спустя тридцать лет их песни любят люди по всему миру, самого разного происхождения и возраста. Я бы не стал называть это ретроманией. Смысл наших концертов — в том, чтобы просто дать возможность людям услышать эти песни в живом исполнении, представленные участником оригинального состава. По вполне очевидным причинам это самое близкое к концерту группы, что люди могут получить теперь. Главное, что необходимо помнить о нашем концерте, — это что мы не пытаемся быть Joy Division. Мы просто стараемся представить эти песни как можно лучше, чтобы люди получили шанс послушать их живьем. И пока что все реагируют на них просто фантастически. Например, в прошлый раз в России зрители меня просто поразили.
Мне запомнилась группа, которая исполняла кавер-версии песен Joy Division в стиле регги, они назывались Jah Division!
— Тем не менее все эти реюнионы, например вот возвращение Stone Roses, конечно же, радуют зрителей и помогают группам в финансовом плане, но не очень подходят к изначальной установке панка: стереть с лица земли престарелых динозавров рока.
— Да, реюнионы последних лет не очень порадуют старых моралистов от панка. Но я смотрю на это так: если у аудитории есть на это спрос, то почему бы группам не вернуться и не попробовать еще раз тряхнуть стариной? Возвращение Stone Roses доказало, что по всему миру существуют миллионы людей, которые хотели сходить на их концерт, и эти люди теперь счастливы, потому что могут сказать, что были на концерте любимой группы. Я тут не вижу ничего плохого, даже наоборот, думаю, что это круто. Опять же это доказывает, что их музыка, так же как и наша, прошла проверку временем.
— Существует ли сейчас вероятность того, что молодая гитарная группа, вместо того чтобы копировать героев прошлого, создаст что-то новое и проникнет на неизведанную музыкальную территорию?
— Такая возможность всегда есть: придут новые люди и сделают что-то свежее, новое, свое. В данный момент работает много групп, которые мне очень нравятся и которые стараются расширять границы музыки. Например, мне очень нравится группа Everything Everything, это парни из Манчестера, они становятся все более и более популярными, у них очень интересная музыка. Еще в Манчестере есть группа Delphic, она наращивает авторитет. Еще есть много совсем молодых групп, которые ездили с нами в турне в прошлом году, — Modern Blonde, Tiny Phillips и Shinies. Или группы с нашего лейбла Hacienda Records — Super White Assassin или Humanizer. Так что мне кажется, что будущее выглядит довольно неплохо — находятся люди, которые могут предложить что-то новое и интересное.
— На прошлом концерте в России вы посвятили песню «Atmosphere» Виктору Цою из культовой советской постпанк-группы «Кино». Вы знакомы с ним или его творчеством? И в курсе ли, что Joy Division во многом повлияли на него?
— Да, я знаю Виктора и группу «Кино». Впервые о нем я услышал, когда мне начали рассказывать, что у него было много схожего с Йеном Кертисом как в плане музыки, так и в личной жизни, и решил узнать о нем побольше. А так как мы выступали в Москве и в Петербурге, то я решил, что таким образом почтить его память будет вполне уместно. Я знаю, что мы повлияли на группу «Кино», и очень рад этому. То, что твоя музыка может влиять на людей, родившихся так далеко от Манчестера, — это просто фантастика.
— Вряд ли можно найти более экзотический пример вашего влияния, чем советский постпанк, но вдруг вам удалось столкнуться с чем-нибудь еще более диковинным?
— Сложно сказать. Вот правда — каждый раз, когда мы приезжаем куда-нибудь с гастролями, ко мне приходят люди с дисками своих групп и просят меня их послушать, потому что они черпали вдохновение либо из Joy Division, либо из New Order. Это происходит в самых далеких странах — в Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Мексике и, конечно, России... Просто поразительно. Мне запомнилась группа, которая исполняла кавер-версии песен Joy Division в стиле регги, они назывались Jah Division! Вот пример того, как далеко твоя музыка может путешествовать и как она может влиять на умы.
— Послушали ли вы альбом New Order «Lost Sirens» и как он вам?
— Естественно, я слушал «Lost Sirens», я же там играл на бас-гитаре, ха-ха-ха... Ощущение на самом деле довольно странное, потому что «Lost Sirens» был выпущен после того, как New Order «воссоединились» без меня, и люди думают, что это их новый альбом, но это не так — на самом деле это последние песни, которые мы записали в качестве настоящих New Order в 2005 году, но которые не попали на альбом. Мне альбом нравится. Было приятно услышать снова эти песни, я их уже лет семь не слышал. И несмотря на то, что мы сейчас в ссоре и не работаем вместе, мы делали отличную музыку вплоть до самого конца. Также мне слушать его было немного печально, потому что, судя по всему, это официальное подведение черты под моим вкладом в группу New Order, и для меня это конец настоящих New Order. Я знаю, что остальные теперь «воссоединились», но я их не считаю за New Order, и они никогда не станут им. New Order, каким мы знаем его теперь, собран лишь для того, чтобы играть подборку из greatest hits каждый вечер на том фестивале, который сделает самое выгодное предложение. Это позор, конечно!
— Недавно, кстати, объявили, что New Order в июне впервые выступит в России.
— Я слышал, что они будут играть в России, да. Мне это кажется очень странным, на самом деле, потому что мы получали массу предложений выступить в России в 80-х, 90-х и даже 2000-х, но Бернард всегда отказывался. Особенно ближе к финальному этапу для группы, впрочем, на тот момент он отказывался практически от всего. Поэтому мне кажется немного причудливым, что теперь он полностью поменял свои взгляды и готов играть здесь концерты. Наверное, всему виной глобальный экономический кризис, и он чувствует потребность явить миру версию New Order («нового порядка» (англ.). — Ред.)... А может быть, подобным образом он решил восстановиться от своих экспериментов под вывеской Bad Lieutenant, которые не снискали успеха. Как бы там ни было, я очень рад за русских фанатов, что они наконец-то к ним приедут, потому что я всех этих людей уговаривал ехать в Россию на протяжении двадцати лет!!! Достаточно умный ход, на самом деле, что эта новая версия New Order отправляется в страны, где до этого не выступали: Перу, Чили, Россию... Могу предположить: это делается для того, чтобы скрыть тот факт, что группа не в оригинальном составе, потому что фанаты будут все равно рады их видеть в первый раз. В любом случае на наших концертах на этой неделе мы сыграем несколько вещей New Order — просто ради того, чтобы я потом мог сказать, что сыграл New Order в России раньше, чем они!
Питер Хук играет песню New Order в Манчестере (запись с концерта в январе 2013-го):
Peter Hook and The Light выступят 17 апреля в клубе «Москва Hall», 18 апреля — в Tele-Club (Екатеринбург) и 19 апреля — в клубе «Космонавт» (Санкт-Петербург).
-
23 августаРоман Геббельса изъяли из продажи за экстремизм Уэнтуорт Миллер не приедет в Петербург
-
22 августа«Архипелаг ГУЛАГ» не пустили в Гуантанамо В Фонде кино нашли нарушений на 277 млн Совет Федерации пожалуется на Twitter? Прима Большого перешла в канадский балет
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials