Престарелая девушка на выданье
АННА ГОЛУБКОВА продолжает учить сотрудников «Литературной газеты» уму-разуму. Первая попытка оказалась неудачной
Главным методом литературной полемики эпохи развитого социализма было замалчивание. В какой-то степени одним из основных методов оно остается и сейчас, поэтому меня изрядно удивил эмоциональный накал высказываний по поводу моей небольшой и, в сущности, совершенно спокойной, никого не задевающей персонально заметки. Личная скромность мешает мне отнести эту поразительную реакцию на счет собственного неповторимого стиля. Видимо, в статье были невольно затронуты какие-то болевые точки редакции и близкой к ней группы людей. И у меня по этому поводу есть даже некоторые мысли, но сначала о другом. В ответ на мою маленькую заметку «Литературная газета» предъявила целый блок обличающих меня материалов. К сожалению, стремление сразить у них оказалось гораздо больше умения выразить, поэтому я так и не поняла, что они всем этим хотели сказать, кроме того что «автор — плохой» и «либералы — еще хуже». Полагаю, и никто другой не поймет, не говоря уже о том, что вести полемику на уровне «сам дурак» у меня нет никакого желания. И потому оставляю все инсинуации на совести неведомого мне автора статьи и его вдохновителей, кроме одной — намека на низкое качество моей кандидатской диссертации. Все-таки этот вопрос — дело уже не личное, он затрагивает честь всей научной корпорации. Ведь, обвиняя меня в халтуре и научной недобросовестности, «Литературная газета» одновременно обвиняет и кафедру истории литературы ХХ века филологического факультета МГУ, где эта работа была выполнена, и ведущего отечественного розанововеда (между прочим, еще и издателя трудов М.Н. Каткова) Александра Николаевича Николюкина, который был на моей защите главным оппонентом, и даже Литературный институт, который — вот случилось же такое — выступал на защите в качестве ведущей организации. Особенно в этой ситуации, естественно, жалко Литинститут. И вот на них всех «Литературная газета» ничтоже сумняшеся красивым широким жестом навешивает ярлык халтурщиков! И еще смешнее то, что это темпераментное выступление прямо реализует метафору из заголовка моей прошлой заметки. Хоть и открещивается «Литературная газета» от слова «охотнорядцы», но по сути же прямо так и поступает: чуть что, радостно бежит громить студентов Московского университета (в данном случае — меня).
Впрочем, ладно, чтобы придать этому тексту более конструктивный характер, сообщаю, что после защиты диссертации научная работа была мною продолжена и ее результаты представлены в книге «Литературная критика В.В. Розанова: опыт системного анализа», которая в мае выйдет в серии «Библиотека журнала “Энтелехия”» (журнал издается в Костроме Центром по изучению наследия В.В. Розанова и П.А. Флоренского). В этой книге я на материале статей Розанова о литературе последовательно доказываю, что считать Василия Васильевича консерватором можно лишь с очень большими оговорками. А уж причислять его к черносотенцам может только человек с полным отсутствием умения понимать прочитанное. Например, в «Мимолетном» (1914) Розанов писал: «Я слишком люблю людей, чтобы думать о человечестве. Т.е. люблю некоторых и потому ненавижу “вообще”. Не ненавижу, а чужд. Мир страшный, и я в нем скорее прячусь, чем живу. И семью я люблю по 1000 причин, но из них есть та одна, что семья — в стенах, за стенами, что в ней есть свой центр и абсолютно можно жить “в своей семье” без человечества. Лет 15 назад мое “противоположение человечеству” дошло до того, что я бродил в мыслях “извести из себя особый народ”, который бы никогда ни с кем не смешивался и жил совершенно обособленно и уединенно. Стать “Адамом” для своего потомства, повторить “историю Адама” в лице своем и своей семьи. Конечно, без ужасного Каина. Это ведь очень возможно, имея сыновей и дочерей». Разумеется, если и можно идею переписать Библию и начать заново всю мировую историю считать консервативной, то в любом случае это особый такой род консерватизма, который без преувеличения следует назвать революционным. Так что тут есть о чем поговорить и поспорить, и потому приглашаю всех желающих к спокойному научному обсуждению представленных в книге результатов многолетнего исследования.
Доносом кому может являться простое и даже банальное утверждение, что творчество Владимира Набокова — это русское культурное достояние?
Ну а теперь вернемся к «Литературной газете», проявившей такой пристальный интерес к моим личным качествам и научным достижениям, а также почему-то к мотивам моего выступления. Мотивы эти крайне просты: я считаю, что русская культура непоправимо обеднеет без Владимира Набокова (и Марии Галиной, кстати, тоже), которого «Литературная газета» комично пытается сбросить с парохода современности. А так как у нас сейчас нет другой точки национальной идентичности, кроме как в культуре, то и выходит, что в своей заметке я выступаю в первую очередь с патриотических и даже в чем-то охранительных позиций. И тогда получается, что именно «Литературная газета» с хорошо подзабытой советской бескомпромиссностью пытается произвести реваншистский пересмотр установившейся для ХХ века литературной иерархии, которая является нашим общим культурным достоянием. Но разве можно промолчать, когда у тебя собираются отнять что-то родное и любимое, например, произведения Владимира Набокова (и Марии Галиной)?! Конечно, нет.
Еще в обсуждении почему-то мелькало весьма меня озадачившее слово «донос». Доносом кому может являться простое и даже банальное утверждение, что творчество Владимира Набокова — это русское культурное достояние? Или же взятая из учебника для младшей школы фраза о том, что Россия — это многонациональное государство? Нет, простая линейная логика здесь не работает. Попробуем по-другому. Представим себе престарелую девушку на выданье (девушка эта почему-то завышает себе возраст и утверждает, что ей 183 года, но на самом деле ей всего лишь 84), у которой есть два верных ухажера — гопник с арматурой и оказавшийся не у дел бывший партработник. Ухажеры эти ей не слишком симпатичны, но что поделать — чем больше возраст, тем меньше выбор. Но вдруг на горизонте нашей пропахшей нафталином прелестницы появляется отлично одетый чиновник новой формации — эффективный менеджер государственного образца с очевидными имперскими амбициями. Конечно, барышня тут же начинает совершать разнообразные телодвижения, чтобы показать и доказать, что она-то еще ого-го, по-прежнему молода и прекрасна, что она еще как может пригодиться в процессе государственного строительства. И если в самом разгаре этого ритуального брачного танца кто-то вдруг скажет, что красавица побита молью и у нее нет переднего зуба, то это, безусловно, покажется доносом, несмотря на то что зуба у барышни действительно нет, в чем каждый вполне может убедиться собственными глазами безо всякой дополнительной помощи со стороны.
К чему я это? А к тому, что главные враги «Литературной газеты» — это вовсе не либерально настроенная интеллигенция, не современные западники, не новые левые, не сайт COLTA.RU и даже не ваша покорная, главный враг «Литературной газеты» — это она сама, вернее, ее бравые сотрудники, которые за все 20 лет существования в постсоветской России так и не удосужились (не смогли?) сформулировать внятную идеологическую платформу, способную хоть как-то заинтересовать нынешнюю российскую власть. И если уж я — человек, привыкший к неоднозначным логическим ходам Василия Васильевича Розанова, — так и не смогла понять, о чем идет речь в ответной статье «Литературной газеты», то чего ж вы, драгоценные литгазетовцы, хотите от государственных чиновников?! В общем, пора наконец начинать основательную работу над собой — вставить отсутствующий зуб, вытравить моль, а также просто и понятно изложить собственную позицию. Может быть, тогда у «Литературной газеты» и появится хоть какой-то шанс вновь стать сколько-нибудь заметным явлением современной русской культуры.
P.S. И кстати, дорогие ревнители научной нравственности из «ЛГ», хочу еще заметить, что согласия на перепечатку моей заметки не давали ни я, ни редакция сайта COLTA.RU. Вам следовало бы не хорохориться своей псевдосмелостью, а принести публичные извинения за самовольное распоряжение чужой интеллектуальной собственностью.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials