Пелевин и его одиночный пикет
Виктор Пелевин честно предупреждал, о чем его новый роман — о протесте, но ему никто не поверил. Почему — пытается понять АНТОН ДОЛИН
От обвинений в подлости до искренних претензий к, представьте, дурацким заголовкам и неэстетичному оформлению обложек — то бишь даже открывать было противно, не то что дочитывать до конца: в чем только не обвиняли Виктора Пелевина за новый его роман «Бэтман Аполло»! И скучно показалось — всем сразу, будто договорились, и не смешно ничуть. В то, что Пелевин не пытался кого-то смешить, верить отказались. По умолчанию предполагалось, что и издательская аннотация могла быть только хохмой и ничем иным: если Пелевин обещает, что книга будет о протестном движении, наверняка берет на понт. Не поддадимся. Какова же была радость разоблачения! Попутно указав на гнусную натуру писателя, позволившего себе пошутить про Мохнаткина и Pussy Riot, все поторопились констатировать: «А книга-то не про то, книга-то — опять болтология с метафизическим душком».
Позвольте, если писатель повторяется, опять бубнит свое, буддистское, то из-за чего столько злости и негодования, откуда торжествующий тон — «я всегда говорил: гроша ломаного не стоит ваш Пелевин»? Или всех так бесит несуразно гигантский по нашим временам тираж в 150 000 экземпляров? Ну так пошли устроим митинг у стен издательства «Эксмо» — полагаю, и оформление обложки, и тираж все-таки на их совести. Хотя если цифры реальны, то чуть-чуть интереснее было бы разобраться, почему заунывное барахло издается таким тиражом, да еще издательством, явно настроенным на получение прибыли.
Может, не такое уж барахло? Может, будь оно настолько никчемным, и не злился бы никто?
А может, Пелевин опять добился именно того, чего хотел, — вызвал в читателе тот самый протест, который обещал в аннотации?
А может, и книга на самом деле именно о протесте?
И что же такое о нем сказал раздражающе популярный писатель, что всем не понравилось?
Не понравилось настолько, что пошли на прямые подтасовки. Рецензии пестрят цитатами, вырванными из контекста. Обвинять Пелевина в публицистичности (или хвалить за нее) — давнее клише, но все-таки он написал fiction, про графа Дракулу и других вампиров. Как в любом fiction'е, там есть персонажи, и вряд ли хоть один из них идентичен автору. Уж точно Пелевин никак не может испытывать хоть малейшую симпатию к карикатурным политтехнологам, специалистам по гламуру и дискурсу, в уста которых вложена вся ересь об организованном сверху «протесте». Но и главный герой, молодой вампир Рама, вряд ли может считаться полноценным альтер эго писателя. С какой, собственно, стати? Только потому, что книга написана от первого лица? О безграмотности и глуповатости Рамы (без этих качеств невозможно духовное или интеллектуальное перерождение, к которому непременно двигаются все пелевинские герои) кричит едва ли не каждая страница романа. Он с трудом припоминает, что Иван Денисович «кажется, из Чехова», признается, что не смотрел «Солярис», а также дает искаженную цитату из Маяковского, выдавая его за Есенина, на основании чего один из критиков торжествующе обвинил Пелевина в нехватке образования.
Звучали и более серьезные обвинения. Дескать, Пелевин всегда был на шаг впереди нашего отсталого общества, предсказывая грозящие ему потрясения, а тут вдруг сам отстал. Пока героические граждане идут на Болотную даже лютой зимой, даже под угрозой тюрьмы или сумы, этот писателишка ерничает. По какому праву?
Право писателя одно, важнейшее: стоять в стороне — но смотреть с этой стороны на то, что творится вокруг. И описывать, опять же со стороны. Именно этим Пелевин занимается в «Бэтмане Аполло». Возможно, эта книга не предсказывает будущего, хотя в ней Пелевин ужасно смешно описывает сам процесс жульнического предсказательства, но о настоящем говорит точнее и умнее, чем миллионы колонок, написанных за последний год как апологетами режима, так и идеологами протеста.
Чем, вероятно, объясняется сам факт сиквела. Это тоже аргумент против Пелевина: исписался настолько, что взялся за продолжения! Но если уж паразитировать на собственной славе, почему возвращаться именно к «Empire V», а не «Чапаеву и Пустоте» или недавно прогремевшему вновь, из-за экранизации, «Generation П»? Кажется, дело в другом. Реальность действительно догнала писателя. Осмотревшись вокруг, он обнаружил Империю В. — грех было в нее не вернуться.
Так решилась обычная проблема любого фантаста: если в каждом романе изобретаешь новый мир, полкниги неминуемо придется посвятить описанию его законов, и только потом можно «завязывать» сюжет (так, как правило, у Пелевина и бывало). Но стоит вернуться в одну из собственных вселенных, и к фабуле можно будет приступать сразу, с первой главы. Что и случилось в «Бэтмане Аполло».
Ужасно хочется верить, что оковы вот-вот падут. И тут приходит умник и говорит эдак спокойно, не срываясь на крик: «Не-а, не падут».
Рама проходит стажировку в мистическом Замке Дракулы, где у него завязывается роман с иностранкой Софи. Влюбленность в недоступную красотку (которая не только «Мудрость» в переводе с греческого, но и воплощение западной свободы) контрастирует с обреченной позицией Кавалера Ночи (то есть любовника-фаворита) при Великой Мыши, воплощающей в данном контексте неизбежную, ненавистную и вместе с тем нежно любимую Родину. Проникая в измерение Лимбо, Рама учится путешествовать по загробному миру, где встречает вампирического Диониса — мистика и гуманиста Дракулу, а также вампирического Аполлона — императора-Бэтмана, насаждающего в мире тоталитарный порядок. Сюжет с протестами, которые вампиры России устраивают для получения максимальной дозы «баблоса», таинственной наркотической субстанции, до поры до времени кажется параллельным основному действию, третьестепенным.
Но это, разумеется, обманчиво. Индивидуальная эволюция интересует Пелевина — как всегда — куда больше, чем движения масс. По ходу действия Рама постепенно, сам того не замечая, начинает перевоплощаться в стихийного революционера. Его начинает тошнить от откровенной эксплуататорской политики братьев-кровососов, но и назад к людям, еще могущим питать иллюзии насчет собственной способности что-то изменить, ему путь заказан. В схоластических диалогах с Дракулой, Софи, Императором и своим ментором, умирающим вампиром Озирисом, он проделывает тот путь, который за последние полтора года проделали многие из нас: начинает осознавать, что им тоже пользуются, что из него тоже пьют кровь и что продолжаться это будет вечно — до тех пор, пока он сам, преодолев лень и инерцию, не скажет «хватит». Одиночка, мажор, самовлюбленный бездельник, мучимый умозрительными вопросами (стереотипный взгляд путинского социума на неведомого зверя «креакла»), в финале выходит на площадь с одиночным пикетом, предварительно напялив на голову балаклаву. Был сверхчеловеком, стал человеком.
Не случайно глава, где это происходит, называется «Подвиг». В одноименном романе Набокова, который Рама (в отличие от Пелевина) не читал, не менее нелепый герой совершал столь же отчаянный жест — который точно так же был жестом любви к ненавидевшей его родине. Никто не мог его оценить, он ни на что не мог повлиять, никакого прагматического смысла в нем не было. Только отчаяние и — да, именно он: протест. Пока одни самонадеянно надувают протестное движение, а другие глубокомысленно констатируют, что оно сдулось, кто-то в одиночку выходит на площадь, на время забыв, что по своей природе он вампир. А вечно подозреваемый в оголтелом цинизме Пелевин в одночасье преображается в завзятого идеалиста.
В такую трансформацию кто ж поверит? Одиночных акций у нас не любят, всегда видя за ними корыстный интерес: помните недавний демарш Михаила Шишкина и дружное «фи» профессионального круга? Пелевин — из таких же, живет неизвестно где, и на Болотной его давненько никто не видел. А ну как вампир? Но подождите проверять состав крови. Подумайте вот о чем: именно этот человек на протяжении целого — путинского — десятилетия дает огромному количеству читателей не усыпляюще-наркотическое чтиво, а настоящую пищу для ума, практически не отягощенную саспенсом, приключениями, эротикой и прочей развлекательной белибердой. Вы можете не соглашаться с Пелевиным, раздражаться на него, злиться, но если вы его читаете, то буквально вынуждены интерпретировать — то есть мыслить, побеждая привычный сон разума. Не хочу впадать в ложный пафос, но подозреваю, что если и есть что-то общее у людей, собиравшихся на Болотной, Сахарова и Якиманке, то это вовсе не модель айфона, одинаковые зарплаты или дипломы, а простой факт: все они — читатели Пелевина. Или почти все. В этом смысле для протестного движения он сделал гораздо больше, чем любой Навальный.
Логично спросить: отчего ж он не выйдет тогда на протестную «прогулку писателей», почто отсиживается в своей башне из известного белого материала? Ответ очевиден и неприятен. Главные враги Пелевина — не Путин и не Шмутин, не Госдума с Чуровым (казалось бы, прирожденный пелевинский персонаж, о нем бы шутить не перешутить, но его в книге нет в помине) и, разумеется, не оппозиционеры, а иллюзии, которым традиционно так любит предаваться человечество. Та же его часть, что проживает в России, — особенно. Сегодня, в момент затухания любой протестной деятельности и очередного воцарения загнивающей реакции, иллюзии еще востребованнее, чем обычно. Ужасно хочется верить, что оковы вот-вот падут. И тут приходит умник и говорит эдак спокойно, не срываясь на крик: «Не-а, не падут». И нет никакого Верховного Вампира, на которого так удобно пенять, Верховный Вампир — это мы сами.
Роман «Бэтман Аполло» действительно не лучший роман писателя. Но это, бесспорно, одиночная акция протеста Виктора Олеговича Пелевина. Подождите тащить его в автозак, пока не прочитали толком того, что написано на плакате.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials