Пустое место
КАТЕРИНА ГОРДЕЕВА о том, как просто стать бездомным. И о том, как непросто помогать бездомным. И даже уголовно наказуемо
Ну вот, скажем, вы приехали в Москву из, допустим, Тюмени. Обалдели от красоты и насыщенной жизни столицы. И потеряли паспорт. Беда одна не ходит, так что предположим, что вы потеряли еще и деньги.
Допустим, в Тюмени у вас есть сердобольные родственники, которые готовы прийти на помощь и деньги вам прислать. Но как их получить? Вопрос.
Хорошо, вы идете в полицию. Представляетесь по форме. Полицейский, например, вежливый, пишет с ваших слов, как да что. И дает справку. Победа. Но получить деньги, которые вам, будем верить, уже выслали из Тюмени, без паспорта или по той справке, что дали в полиции, никак нельзя. Вопрос.
Ну ладно. Вы же грамотный. Вы, конечно, знаете, что в соответствии с пунктом 13 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 28 декабря 2006 г. № 1105, «выдача и замена паспортов производятся структурными подразделениями территориальных органов ФМС России по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина». То есть, говоря простыми словами, паспорт вам обязаны восстановить в любом ФМС любого района любого города страны, где бы ни настигла беда. Значит, идете в ФМС, что поближе. Просите, требуете, ссылаетесь на закон, в конце концов. Вы еще, конечно, не выглядите как бомж, и с вами пока что говорят очень вежливо. «Да-да, — говорят. — Есть такой закон. Мы знаем. Принесите, пожалуйста, свидетельство о рождении (оригинал), копию лицевого счета и выписку из домовой книги». «Но они же в Тюмени, — изумляетесь вы. — А я здесь. И никак в Тюмень теперь не могу: деньги опять же, паспорт». В ФМС вздыхают: «Дела…» Вот, в общем, и все. Конец истории.
Или не так. Вы живете в Воронеже. И у вас нет никакой работы. Друг зовет поехать на большую стройку в столицу, все ведь большие стройки теперь — в столице, а в Воронеже ничего. Друг, допустим, говорит: платить будут тысяч по 60 в месяц. Ехать надо месяца на два, на три. У вас от подсчетов кружится голова. Вы рассказываете жене. Она в восторге. Вместе вы представляете, как на заработанное купите велик мелкому и платье старшей, поклеите наконец в спальне обои, еще, может, икры красной купите к тещиному дню рождения, а еще — конечно, к морю, на отдых, всей семьей, ол инклюзив… Елки, да мало ли на что можно потратить такие большие деньги! В общем, два месяца разлуки того стоят. Вы едете в столицу. Пашете, как конь. И через шестьдесят дней оказываетесь на улице с полутора тысячами рублей на сигареты. Вас кинули. Так часто бывает на столичных стройках. Ну, вы же мужик. Вы — к ларьку. Пиво. Пива мало. Дальше. «Яга», водка. Еще дальше. Ехать домой стыдно. Как им в глаза-то посмотреть? Где шлялся столько времени, отчего карманы пустые, ты мужик или не мужик, черт возьми. Мужик. Наливай. Через неделю, пошарив по карманам в поисках соточки на опохмел, обнаруживаете, что в этом головокружительном пьяном залете был утерян паспорт. Да что паспорт, вся жизнь — на помойку. Наливай. Через три недели хочется домой. А потом — выть. Потому что домой в таком виде и с таким послужным списком уже никак. На улице — осточертело. А паспорта, денег и, конечно, свидетельства о рождении (оригинал), копии лицевого счета и выписки из домовой книги — тоже нет. И, судя по тому, как развиваются события, не будет. Вот, в общем-то, и все. Конец истории.
Или не так. Да мало ли как бывает. Бывает, конечно, по-разному. Конец истории всегда приблизительно одинаковый.
По некоторым данным, в Москве не меньше пятидесяти тысяч бездомных. Сколько точно — не знает никто. Или, быть может, знает Андрей Владимирович Пентюхов, начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента социальной защиты населения г. Москвы. Но ему особая точность не нужна. В мире бездомных, как и в остальной России, действует жесткий закон: Москва — для москвичей. Так вот, для бездомных москвичей существуют ночлежки. В них разом может вместиться 1500 человек. 48 500 остальных бездомных должны решить свою судьбу самостоятельно. Бог, как говорится, в помощь. Ну или не только Бог, а еще и «Справочник бездомного человека», который ежегодно обновляет и издает департамент, возглавляемый Андреем Пентюховым. Впрочем, мало кому удавалось застать начинающего бездомного за чтением этого интересного даже местами руководства, в котором, например, есть адреса мест, где бесплатно кормят и лечат.
Хорошо, пойдем с другого конца. Дмитровское шоссе. 10 км от Москвы. Элитный поселок. Большой серый дом за раздвижными воротами. За воротами — несколько ящиков кваса на снегу и смешной мужик в рукавицах, улыбается, просит пройти вовнутрь, мешая русские слова с украинскими. Внутри ничем страшным не пахнет. Хотя я совершенно точно знаю, что здесь живут бездомные. И, накручивая себя, опасаюсь, что будет зловоние, антисанитария и «как же я там сниму сапоги». Сапоги надо снять: все кругом в тапочках.
Мало кому удавалось застать начинающего бездомного за чтением «Справочника бездомного человека».
«44-й размер подойдет?» — спрашивает старший по дому. «Подойдет, подойдет», — киваю обреченно. Но уже не так страшно. Антисанитарии не наблюдается. Слева от входа наблюдается гостиная, она же комната для собраний, она же молельная. Там небольшие иконы и красивая люстра. Справа от входа — спальня. Там матрасы, свернутые к стене, и тоже большая и красивая люстра. Прямо — кухня. На плите кастрюля размером с детский велосипед. В ней — пельмени. Скоро ужин. «Ужинать, ужинать», — кричит маленькая Дашка. Ей два года. Ее мама Ляля 16 лет прожила в Москве со своим мужем. Но год назад муж погиб, неработающей Ляле платить за съемную квартиру стало нечем, мама с годовалым ребенком оказались на улице. Христарадничала, пила, мыкалась. Однажды протрезвев, сообразила: они же теперь бездомные, совсем бездомные. Дашка, кажется, заболела. В общем, Ляля пошла просить еды в храм Космы и Дамиана, там ей рассказали, что некто Емельян, который раньше при храме кормил бездомных, теперь придумал давать этим бездомным кров, еду, а главное — работу. Так, без всякого справочника, Ляля оказалась на Дмитровском шоссе, стала работать бухгалтером, то есть по профессии, а спустя четыре месяца заработала себе денег на поездку в родные места, чтобы выправить документы. Так что сегодня Ляли нет. А маленькую Дашку с удовольствием нянькают пятьдесят человек, жизнь которых сложилась так, что все они теперь — бездомные. И этот большой серый дом в элитном поселке на Дмитровском шоссе — единственный теперь дом в их жизни. А Дашка — один из немногих поводов улыбнуться. Большие мужские и поменьше женские руки Дашку тискают, поднимают вверх, щекочут. И Дашка смеется. От этого улыбаются все вокруг. Улыбаются трудно: никакой мышечной памяти на улыбки. Но улыбаются же. Это хорошо.
За окном темнеет. В доме включают свет. Пялюсь на люстру: большая, красивая, с претензией. «Это хозяйская», — говорит Юра, он здесь ответственный за связи с общественностью. Раньше Юра был журналистом, потом — пиарщиком в Орле. Потом — контракт в Москве. Все вроде классно: друзья, тусовки, немного алкоголя, немного наркотиков. А потом как-то — раз! — и вот он бомж. Полгода на улице. Дошел до дна. «Однажды проснулся, — говорит, — у метро. Чудом протрезвел. Понял, больше не могу. Нашел Емельяна». Я разглядываю Юру: прическа, манеры, телефон... Ну да, действительно, пиарщик.
«Домой не собираетесь?» — спрашиваю. «Я там никому не нужен». — «Но можно же прощения попросить…» — «Чтобы через полторы недели все повторилось?» Я задумываюсь. И опять пялюсь на люстру. Юра опять повторяет: «Это хозяйская». Это, конечно, невоспитанно, но я спрашиваю: «А вот эти хозяева, они вообще понимают, кому сдают дом?» Юра смеется: «Еще бы. Поэтому за аренду мы платим на пятьдесят процентов больше того, сколько это обычно стоит».
Идея того, что бездомные живут в элитных подмосковных коттеджах, человеку со стороны и на первый, и на второй, и даже на третий взгляд кажется странноватой. «Разве нельзя снять рабочее общежитие или несколько дешевых квартир?» — спрашиваю я. «Это дороже в разы. Чтобы поселить пятьдесят человек, надо несколько квартир или целый этаж в общежитии. Кормить, убирать и как-то следить за порядком будет труднее, а денег уйдет больше». Поворачиваюсь на голос. Мужчина с бородой. Улыбается. Тот самый Емельян (Эмиль Сосинский). Спрашиваю для заметки: «Как правильно написать, вы здесь кто?» Отвечает: «Лучше всего было бы написать, что я никто. Пустое место. Так будет лучше. Так меня, может, и не посадят». От изумления опять смотрю на люстру. Потому что вот так с ходу понять, за что его сажать, не могу.
Улыбаются трудно: никакой мышечной памяти на улыбки. Но улыбаются же.
До тех пор, пока Емельян не придумал представляться пустым местом, он кормил бездомных при храме Космы и Дамиана в Москве. Кормил себе и кормил, бездомные к нему привыкли. Ему тоже нравилось: горячая еда для тех, у кого в жизни ничего нет, — затея милая и, с какой стороны ни посмотри, богоугодная. Но однажды Емельян сообразил: таких пунктов кормления в столице столько, что бездомные, правильно организовав свою жизнь, могут завтракать, обедать и ужинать в разных местах семь раз в неделю. Правда, ночевать негде. И выкарабкаться из замкнутого круга бомжевания — никаких шансов. Но еда есть. И это одновременно и облегчает, и усложняет жизнь. Потому что для того, чтобы человек чувствовал себя человеком, у него должны быть документ, работа и дом, куда с работы возвращаться. Но без документов нет работы, без работы — денег, а без денег — дома, стало быть, и возвращаться некуда. И выходит, что эти бесплатные кормежки — какая-то не такая помощь. А может, и не помощь вовсе. Потому что кроме горячей еды у человека должна быть еще и надежда. И какая-нибудь конкретная причина надеяться.
5 октября 2011 года Емельян открыл первый Дом трудолюбия «Ной». Потом их стало пять: в Ямантове, Ховрине, Шереметьеве, Юрлове и Домодедове.
Жизнь в Доме трудолюбия устроена просто и справедливо. Емельян устраивает под свое честное слово бездомных работать на, скажем, ближайшую стройку. Происходит, правда, это несколько сложнее, чем могло бы быть. Формально никакого личного участия в поиске и устройстве на работу Емельян не принимает — боится, что посадят. Работу для «новеньких» бездомных ищут те из «стареньких» бездомных, кто раньше занимался каким-нибудь бизнесом. Они же обговаривают с заказчиками и все условия работы. Поскольку документов нет, то люди работают, конечно, неофициально. Зарплата делится почти пополам. Половина — тому, кто работал, другая — на оплату аренды дома, коммунальные услуги, еду. Готовят, убирают и стирают женщины-бездомные. Они же ведут бухгалтерию. Аренда элитных домов в Подмосковье по завышенной для бомжей цене — 150 000 рублей. Коммуналка — от 20 000 до 50 000 руб. На руки каждый бездомный получает около 12—14 000 в месяц. И один выходной в неделю. Жить можно.
Если в течение полутора месяцев бездомный в Доме трудолюбия не сорвется, не запьет и не сбежит, Емельян пойдет с ним выправлять паспорт. У Емельяна, как и у всех людей в нашей стране, очень сложные отношения с ФМС, но его терпят. И паспорта его бездомным делают в соответствии с законом — по месту обращения. Только немного долго, дольше, чем положено по закону: три месяца, четыре, бывает дольше, иногда приходится ждать и по полгода.
Бывает, конечно, паспортисты в ФМС срываются. И встают над столом, опершись на побелевшие от гнева кулаки, и кричат громко срывающимся от усталости голосом: «Как же вы, бомжи, осточертели уже, пошли вон!» Тогда Емельян разговаривает с эфэмэсным начальством уставших паспортистов. И все начинается сначала.
Бывает, что и подопечные бездомные срываются. Запой, загул, очередное завихрение судьбы. Вот, например, Юрий. Спрашиваю его: «Сколько вы уже не пьете?» Гордо отвечает: «Полтора месяца». «И?» — пытаюсь вырвать какое-нибудь патетическое обещание встать на путь исправления, вернуться домой, в Орел, с новым паспортом, обнять детей и сделаться обратно приличным человеком. Юра никаких обещаний не дает. Юра говорит: «Я никуда не поеду. Вот прошу Емельяна меня зашить, чтобы не тянуло. Потому что иногда тянет. Но домой не поеду. Я уже там не смогу. Мне вот так, коммуной, проще. Так больше шансов, что не сорвусь».
Спрашиваю Емельяна: «Зачем вы вообще во все это ввязались? Это же не детей лечить, не котиков из проруби вынимать, отдачи-то вообще никакой?»
Емельян улыбается. Он вообще, на мой взгляд, довольно много улыбается для человека в его положении. Потом, усмехнувшись в бороду, тихонько говорит: «Я не пытаюсь их исправить. Я пытаюсь сделать так, чтобы у них была возможность самих себя уважать, не разлагаться и для самих себя представлять какую-то ценность». — «Но ведь от людей, что в любую секунду, в любой день могут сорваться — и прости-прощай, благодарности вряд ли дождешься?» — «Вы как-то плохо понимаете христианство, Катя. Я вообще не имею в виду их перевоспитать и гордиться этим. Вообще. Тут другое».
О другом он говорит вскользь, видимо, совсем не надеясь, что пойму. Ссылается на святого Иоанна Кронштадтского, который в 1880-х основал первый в России Дом трудолюбия, где бездомные и нищие могли работать в мастерских, обеспечивая самостоятельно, своим трудом, свой хлеб и свой кров. Иоанн Кронштадтский, впрочем, еще много чего сделал, но Емельян сам себя обрывает: «Ну не буду вас утомлять, пельменей хотите?»
Кроме горячей еды у человека должна быть еще и надежда.
На ужин с пельменями собирается около тридцати человек — все за одним столом. Здоровым половником из огромной кастрюли пельмени зачерпывает худая светлоглазая девушка Лера. Мне все время кажется, что где-то в другой жизни мы с Лерой уже встречались. Один раз, другой спрашиваю про Леру Емельяна. Пожимает плечами: «Может, и встречались. Всякое бывает. Мы не расспрашиваем особо никого о прошлом. Раз человек у нас оказался, значит, были тому причины».
Поднимаемся наверх, поговорить о деньгах, делах и проблемах. Прямо на окне на вешалке висит небесно-голубой мужской костюм. «Чей это?» — смеюсь. «А, — в один голос говорят Юра с Емельяном, — это наш Максим, он до того, как стать бездомным, снимался в сериалах». С легкостью представляю себе себя. И свое какое-нибудь платье из прошлой жизни на этом окне. Всякое бывает.
Например, такое, что месяц назад в один из Домов трудолюбия «Ной», тот, что в Домодедове, без четверти двенадцать ворвались двадцать пять полицейских. Участковый кричал, что если не откроют дверь, то будет штурм. Дверь открыли, и Емельян чуть не стал обвиняемым по тяжелой уголовной статье об удержании людей в рабстве. Теперь, правда, статья другая, административная, но тоже тяжелая — незаконное предпринимательство: ведь даже на стройке люди без документов не могут работать. Но люди без денег и документов могут добывать себе на пропитание только одним способом — воровством. Ну или паразитировать на бесплатных кормлениях и опускаться все дальше. Поэтому на стройку бездомных Емельяна ходят устраивать другие бездомные Емельяна. И деньги все получают по общей ведомости, не пофамильно, а сразу на всех. Что в общем-то незаконно. И, хотя другого выхода никем не предложено, является этим самым незаконным предпринимательством: плевать, что на вырученные деньги бездомные живут, едят, спят в теплых, светлых и даже в чем-то шикарных домах. Так что скоро суд. Именно поэтому Емельяну хотелось бы быть никем, пустым местом. Но этого, похоже, уже не может быть.
Вместо разоренного и оставленного Домодедова теперь начали ремонтировать новый Дом трудолюбия. На ремонт уже ушло 300 000 рублей. Каналов для получения средств у Емельяна и его Домов трудолюбия, кроме трудовых рук бездомных, нет никаких. И не предвидится. Ну, вот разве только один благотворитель прислал так много кваса, что его пьют и пьют уже больше месяца, а все никак не выпьют. И потому квас лежит в сугробах у ворот элитного дома с бездомными в 10 километрах от Москвы по Дмитровскому шоссе.
Правда, на одном лишь квасе до суда они скорее всего не дотянут. Придется все закрыть и всех распустить. Вернуть на улицу. Пускай бесплатно кормятся, а дальше как пойдет.
«Обидно», — вздыхает Юрий. «Что делать», — как-то покорно говорит Емельян. Но я вижу, что ему страшно.
На выходе спрашиваю: «Кто-то чем-то может вам помочь?» «Деньги на ремонт нового дома и работа для них», — Емельян обводит взглядом несколько десятков пар очень зависимых от того, как сложится эта ситуация, глаз. И кто-то невидимый из коридора добавляет: «Ну, может, у кого-то есть лишняя мужская обувь. Очень обуви не хватает».
Если у вас есть идеи, как помочь, или лишняя пара мужской обуви, звоните: 89262365415, 89262365416, 89262365413. Спасибо.
-
26 августа«Текстура» объявила программу «Валькирия» Мариинки названа лучшей оперной записью
-
23 августаУмер поэт Василий Филиппов Умер кинооператор Вадим Юсов На «Стрелке» пройдет театральный уикенд Михалков предложил выдвинуть на «Оскар» мультфильм Данелии
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials