Илья Найшуллер: «Большого будущего в России у нас нет»
Лидер группы Biting Elbows объясняет, как им удалось заработать миллионы просмотров на YouTube, и отвечает Наталье Ветлицкой
Московская группа Biting Elbows на прошлой неделе попала в яблочко со своим ультрадинамичным клипом «Bad Motherfucker», у которого на YouTube теперь уже почти 10 миллионов просмотров и который отметили Сэмюэл Л. Джексон и Даррен Аронофски.
«Bad Motherfucker (Insane Office Escape 2)»
Новый клип Biting Elbows в точности походит на один из предыдущих — «The Stampede», который тоже стал вирусным. Но это не смущает лидера группы и режиссера ее клипов Илью Найшуллера.
— Почему вы решили снять продолжение «The Stampede»? Потому что он собрал три миллиона просмотров или по какой-то другой причине?
— Во-первых, нам понравилось его снимать. Это было сложно, но весело. Конечно, мы знали, что тот ролик посмотрело много народу, и хотели, чтобы и новый посмотрели, поэтому воспользовались улучшенной формулой.
«The Stampede»
— Знаешь, если бы какой-то режиссер снял фильм в точности как предыдущий, критики стали бы упрекать его в отсутствии новых идей.
— Почему такой же, как предыдущий? Мы в прошлом году выпустили очень хороший клип, который никто не посмотрел. Причем там и песня была лучше, чем «Stampede», и видео.
«Toothpick»
— Я прочел где-то, что вы снимали «Bad Motherfucker» год.
— Год прошел от начального момента съемок. Я в прошлом январе, во время зимнего отдыха, снял момент в горах. Из него мы сделали презентацию и ходили с ней по спонсорам, пытаясь найти денег на съемки. Мы долго показывали эту презентацию, и никто не реагировал.
В итоге мы нашли одну фирму, которая сказала «давайте снимать»; мы сняли половину, потом выяснилось, что они не готовы подписывать контракты. Но мы живем в России, контракты помогли бы нам себя почувствовать немного лучше. Пришлось искать другую. Начали мы снимать в июле — сделали четыре съемочных дня, а заканчивали уже с новым спонсором в феврале.
— Бюджет ты не раскрываешь?
— «Stampede» стоил 500 долларов, а второй… уже не 500. Я не могу сказать.
— В чем интерес спонсора в этом ролике — продакт-плейсмент?
— Конечно! Герой поливает себя водкой «Нефть», когда его кусает собака, — на весь экран мы видим эту шикарную банку и логотип фирмы. Нам некоторые люди говорят: вот вы, мол, сняли рекламу. Секундочку, это не реклама, это клип моей группы, который я бы не смог сделать без продакт-плейсмента. На Западе ни у кого вопросов не возникает — все прекрасно понимают, что это такое.
А у нас начинаются дурацкие догадки — я в одном блоге прочел: «Мол, мы вот рассекретили информацию — это продакт-плейсмент». Молодцы — рассекретили то, что было в кадре с первой секунды. Поздравляю!
— Как ты объясняешь, почему этот ролик сработал как вирусный, а ваше предыдущее видео, которое ты сам признаешь лучше сделанным, — нет?
— Потому что это клип с хорошей песней и уникальнейшей съемкой от первого лица. Такие можно по пальцам одной руки пересчитать. Я могу два насчитать — и оба наши. А все остальные, кто снимает от первого лица, снимают какую-то нудятину.
— Из видео от первого лица в первую очередь «Smack My Bitch Up» приходит на ум. И это не нудятина.
— Ну… «Smack My Bitch Up» был в 1996-м или 97-м. Конечно, «Smack My Bitch Up» — это гениальное видео Йонаса Акерлунда. Я знаю клипы Акерлунда очень хорошо. Можно вспомнить еще вступление фильма «Странные дни» Кэтрин Бигелоу, тоже из 90-х. Там три-четыре минуты снято от первого лица — тоже очень круто. Притом эти клипы снимали на пленку и тяжелые камеры. В наши дни есть камеры GoPro, которые стоят 200 евро и ничего не весят, — и за пять лет их существования никто, кроме меня, ничего подобного не снял. Все, кто снимает от первого лица, гоняются за красивой картинкой. Мы с самого начала забили на эстетику — на то, чтобы были картинка и красивый свет, чтобы не было шумов в кадре. Мы снимали так, чтобы были драйв и хорошее ощущение, — и в этом был прорыв.
Мы ни хера не Ok Go.
— То есть ты считаешь, что ваш клип получил миллионы просмотров потому, что это была захватывающая съемка от первого лица, а не потому, например, что на стоп-кадр вы поставили девушек с большими грудями.
— Если ты посмотришь комментарии к клипу, то увидишь, что один из самых частых — «Пришел ради сисек, а остался ради офигенного клипа». Если бы я поставил эти же сиськи стоп-кадром к какому-нибудь говну на пять минут, то у клипа не было бы семи миллионов просмотров или сколько там у него уже сейчас
— Как вы относитесь к сравнению вашей группы с американцами Ok Go, которые известны вирусными видео, но их альбомы или концерты такой популярностью не пользуются? Хочется ли вам быть русскими Ok Go?
— Давайте посмотрим, что будет представлять группа Biting Elbows через год.
— А что она будет представлять — какой твой прогноз?
— Мы выпустим альбом, который покажет, что мы ни хера не Ok Go. Ok Go — группа, у которой я не могу вспомнить ни одной песни. Это группа клипов. Давайте подождем нашего альбома — и вскрытие покажет.
— Этим клипом вы рекламируете новый сингл на iTunes. Работает ли он как реклама: сингл скачивают так же активно, как смотрят?
— Я пока жду отчета за неделю — мы посмотрим. Но я уже знаю точно, что мы продали этого сингла в два раза больше, чем «Stampede». Поскольку мы выбрали «Stampede» для видео исключительно потому, что она была короткая. А над этой песней мы вдумчиво работали. После этого ролика у нас, например, количество фэнов в Фейсбуке прыгнуло с тысячи до десяти тысяч. И в блогах всего мира пишут не только про видео, но и про музыку — так что я спокоен.
— Можно сказать, что вы выбрали для группы путь раскрутки через вирусное видео и вообще через клипы, но при этом вы пробовали и другие способы — выступали на фестивале Maxidrom и разогреве у Guns N'Roses. Можешь сравнить, какой из них эффективнее?
— Я совсем не эксперт в музыкальном бизнесе.
— На своем личном опыте.
— Можно быть и группой, которая десять лет работает-работает-работает — ездит по стране, собирает письма поклонников, делает рассылки. Да и мы группа не новая — у нас много концертов было. Мы не то чтобы ниоткуда выскочили. И мы понимаем, что если у нас сейчас что-то получится — это абсолютно оправданно.
Другое дело, что сейчас никто не покупает диски — даже я, как и весь мир, не пользуюсь iTunes, а пользуюсь PirateBay.org. Сейчас недостаточно быть просто группой, которая делает очень хорошую музыку. Надо делать что-то еще. Я видел очень хороший плакат в интернете. Там написано: сегодня музыкант должен уметь делать следующее — снимать клипы, писать пресс-релизы, организовывать себе гастроли, и таких пунктов еще 15, а в конце приписка «Да, и еще вам нужно делать хорошую музыку». Этот плакат абсолютно правдиво описывает ситуацию. Если за твоей спиной нет продюсеров и лейбла, ты должен уметь делать все это сам.
— Ваш предыдущий альбом выпускала «Мистерия звука», для которой англоязычная группа — это очень нетипичный клиент.
— Совершенно нетипичный. У них в основном большие русские артисты, которые продаются на всю страну. Лепс у них. Biting Elbows по сравнению с ним — это маленькая кучка панков. Но у нас прекрасные отношения. Саша Скрастин — владелец «Мистерии» — хороший человек, к которому всегда можно обратиться за советом.
— Новый альбом Biting Elbows, который покажет, — он где покажет, в России или на Западе?
— Я думаю, что никакого большого будущего в России у нас нет. Какой бы классной ни была песня, если она на английском — то она не будет здесь популярной. Это не проблема — есть остальной мир. Мы будем пробовать. Мы не хотим захватить всех и вся, мы будем пытаться делать хорошую музыку и доносить ее до слушателя. С кем — это вопрос. Нам сейчас поступили интересные предложения, но я не хочу пока озвучивать, от кого. Я буквально через неделю еду разговаривать, и, может быть, из этого что-то выйдет, а может, не выйдет.
— Есть планы участвовать в летних музыкальных фестивалях — российских или европейских?
— Есть. В России — точно, с Европой — я думаю, после этого клипа не будет проблем. Надо, конечно, из этого момента выжать максимум, но при этом летом мне предстоят съемки фильма. Надо понять, как мне эти процессы сбалансировать и не упустить возможности ни там, ни там.
— Ты режиссер?
— Да, игрового кино. Мы шли к этому фильму полтора года — писали сценарий с американским автором. Недорогое кино для европейского и американского рынка. Будет сниматься в России. Уже у нас есть деньги. На той неделе, на которой мы выпустили клип, мы должны были ехать в Америку и устраивать первые переговоры с актерами. Но тут вышел клип, и количество предложений зашкалило. Теперь мы понимаем, что лучше подождать — зато тех актеров, которых мы нацелились получить, я уверен, мы теперь получим.
— В блоге Натальи Ветлицкой я нашел комментарий по поводу вашего клипа. Она вам советует: «Чуваки, завязывайте с музыкой и беритесь за режиссуру. Россиянская клипмейкерская туса совсем протухла». Что бы вы ей ответили?
— Меня не волнует российская клипмейкерская туса, я никогда к ней не принадлежал и принадлежать не собираюсь. А Ветлицкая имеет право на свое мнение.
-
16 сентябряДума пересмотрит законопроект о реформе РАН Идею Национального центра искусств оценит Минкульт Премия Пластова отложена Выходит новый роман Сорокина Капков не уходит
-
15 сентябряГребенщиков вступился за узников Болотной
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials